Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:22, курсовая работа

Описание

Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Целью данного исследования было изучение места и роли малых предприятий в экономическом развитии общества, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ФИРМ К МАЛОМУ БИЗНЕСУ
Малый бизнес за рубежом
Малый бизнес в России
ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1 Самостоятельное существование малого бизнеса на Западе
3.2 Проблемы становления малого бизнеса в России
ГЛАВА 4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
ГЛАВА 5. Особенности малого предпринимательства в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая .doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ 
МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ 
Дальневосточный государственный

технический рыбохозяйственный университет 

Кафедра экономической теории, политологии  и права 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Место и  роль малых предприятий 
в экономическом развитии общества
 
 
 

Исполнитель_________________студентка группы БУ-11

                                        Романова И.Е.

                  Руководитель_________________канд. экон. наук. доцент

                                     Рябцов В.А. 
 
 
 
 
 
 
 

Владивосток

2008

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ ...3

ГЛАВА 1. КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ФИРМ К МАЛОМУ БИЗНЕСУ ...6

    1. Малый бизнес за рубежом ...6
    2. Малый бизнес в России ..11

ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  
                  В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА ..14

ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ  
                  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
 ..17

      3.1  Самостоятельное существование малого бизнеса на Западе ..17

      3.2   Проблемы становления  малого бизнеса в России ..22

ГЛАВА 4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ 
                  РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА ..26

ГЛАВА 5. Особенности  малого предпринимательства в России ..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..36

ПРИЛОЖЕНИЕ ..38

 

Введение  
 

      В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности?

      Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, устойчивые цены, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

      Особенно  актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса 1998 года, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать.

      Данная  экономическая ситуация создала условия для оптимального варианта экономической единицы, как малое предприятие, малый бизнес. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм привело к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации.

      Малое предпринимательство является важнейшим элементом рыночного хозяйства. Практика малого предпринимательства убедительно показывает, что без данного сектора экономики созидательный потенциал рыночной системы не может эффективно развиваться. В правительственной программе на 1995-1997 годы отмечалось, что "увеличение темпов развития предприятий малого бизнеса, осуществляющих свою деятельность в сфере производства, с одной стороны, откроют возможность для более плотного заполнения соответствующей ниши, характерной для рыночной экономики, а с другой стороны, - повысят заинтересованность средних и крупных предприятий в производственном и непроизводственном кооперировании".

      Во  всех экономически развитых странах  государство оказывает большую  поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

   Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. Так например, в нашей стране действует закон  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.

      Объектом  нашего исследования было малое предпринимательство как составная часть национальной экономики.

      Предмет исследования - организационно - экономический  механизм воздействия на эффективность  малого предпринимательства, его эволюция в мировом обществе и в России.

      Целью нашего исследования было изучение места и роли малых предприятий в экономическом развитии общества, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

      В ходе нашего исследования мы пытались доказать выдвинутую нами гипотезу:

      Деятельность  общества, особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий, его экономическая  активность, изобретательность и предприимчивость активно содействуют прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. В связи с этим возрождение экономики возможно осуществить только при максимальном раскрепощении частной инициативы при обязательной заинтересованности каждого работника в конечном результате своей работы.

      Для достижения поставленной цели нами был  решен ряд теоретических и  практических задач:

    1. Определить содержание малого предпринимательства, его места и роли в современной экономике России и развитых стран.
    2. Определить критерии отнесения фирм к малому бизнесу.
    3. Изучить преимущества и организационно - экономический механизм функционирования малых предприятий, формы и методы государственной поддержки малого бизнеса и ее эффективность.
    4. Провести анализ современного состояния малого предпринимательства в России.

      Таким образом, практическая значимость результатов исследования состоит в предложенном механизме воздействия на развитие малого бизнеса, решении проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия в операционной деятельности.

 

1. Критерии отнесения фирм к малому бизнесу 

      1.1 Малый бизнес за рубежом 
 

      Понятие критериев МП - это всегда очень прагматичное понятие. Оно напрямую связано с теми функциями, которые призваны выполнять субъекты малого бизнеса в экономике страны. В мировой практике приняты различные, достаточно прагматичные критерии отнесения фирм к малому бизнесу.

      Законодательное закрепление критериев отнесения субъектов предпринимательства к категории малых означает распространение на эти субъекты целого набора государственных мер субсидирования и поддержки. Критерии являются инструментами, с одной стороны, государственной политики формирования и поддержания оптимальной конкурентной среды, с другой - защиты отечественного товаропроизводителя, решения сложных социальных проблем. Заметим, что оба эти момента всегда трудно стыкуются друг с другом, что привносит особую сложность в конкретное количественное определение критериев отнесения предприятий к категории малых.

      Во  всех развитых странах первым критерием  отнесения предприятий к субъектам  малого предпринимательства является количество занятых на предприятии человек. Этим критерием руководствуется и Запад. Согласно нормам, принятым в ЕС, малым считается предприятие, в котором трудится менее 100 человек, средним - от 100 до 250 человек, крупным - более 250 человек. В Европе малые предприятия производят 63-67% валового национального продукта (во Франции, например, к крупным относится всего 0,2% предприятий) [16, с.68].

      По  данным Мирового банка, общее число  показателей, по которым предприятия  относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50 [19, с. 9]. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:

    • средняя численность занятых на предприятии работников;
    • ежегодный оборот, полученный предприятием за год;
    • величина активов.

      В законодательстве большинства развитых стран при определении понятия «малое предприятие» в качестве базовых используются количественные показатели, но они почти всегда дополняются качественными характеристиками (см. Приложение). В западных странах критерии отнесения предприятий к малым совершенно иные, нежели в Российской Федерации. Например, в Европе (ЕС) с 1999 г. для отнесения предприятий к малым применяются 3 критерия:

    • валюта баланса, которая не должна превышать 3,125 млн. евро;
    • оборот, не превышающий 6,25 млн. евро;
    • численность персонала, которая должна составлять не более 50 человек.

        До 1999 года показатели валюты  баланса и оборота были примерно  в 1,5 раза ниже. Такой рост данных  показателей был осуществлен  с целью увеличения числа предприятий,  подпадающих под категорию малых.  Это связано с развитием бизнеса  в Европе. К тому же в европейских странах существует понятие "среднее предприятие", к которому предъявляются соответствующие критерии по выручке, валюте баланса и численности работающих.

      В отдельных развитых странах количественный размер показателей отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства может отличаться от общепринятого в ЕС. Одной из первых западноевропейских стран, обратившей внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования, проведенные там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1–19 человек. Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм Великобритании (2,4млн.). В начале 90-х годов на долю малого бизнеса приходилось 21% общего товарооборота, в нем было занято 36% всех наемных работников. Сейчас в Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом. Великобритании, например, отнесение предприятий к малым основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 24 человек, к мелким от 24 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с занятостью ниже 200 чел., в то время как в розничной торговле это предприятие с оборотом не выше 400 тыс. фунтов стерлингов.

      Используются и такие конкретные отраслевые показатели: численность занятых работников, объем оборота, а в грузоперевозках - количество автомашин.

      Во  Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых  не превышает 500 чел. И годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, фирмы с занятостью до 500 чел. относятся к категории малых предприятий.

      В США функционирует более 15 млн. малых  предприятий, которые производят около 40% ВВП и обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения[12, с. 125]. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации. В этой стране подход к определению малых предприятий совершенно иной: предприятие является малым, если его ценные бумаги не обращаются публично на открытом рынке. Такие малые предприятия предоставляют только налоговую отчетность.

Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества