Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:22, курсовая работа
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Целью данного исследования было изучение места и роли малых предприятий в экономическом развитии общества, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ФИРМ К МАЛОМУ БИЗНЕСУ
Малый бизнес за рубежом
Малый бизнес в России
ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1 Самостоятельное существование малого бизнеса на Западе
3.2 Проблемы становления малого бизнеса в России
ГЛАВА 4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
ГЛАВА 5. Особенности малого предпринимательства в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аналогично определяются малые предприятия в Канаде (малые предприятия — это предприятия, не являющиеся публичными). Такое определение связано с тем, что компания, которая не собирается привлекать средства на открытом рынке с помощью публичной эмиссии ценных бумаг, не имеет соответствующих стимулов к раскрытию финансовой информации, а также несению значительных затрат в связи с применением сложных методов оценки активов и обязательств с целью предоставления в отчетности более объективной рыночной информации.
Можно сделать вывод о том, что в зависимости от конкретной ситуации в национальном хозяйстве количественные значения критериев малого предпринимательства периодически изменяются. Например, для защиты своей нефтеперерабатывающей промышленности правительство США к категории малых отнесло предприятия с числом занятых до 1500 чел. И это при том, что в этой стране к субъектам малого бизнеса обычно причисляются хозяйственные организации, которые вместе со своими отделениями нанимают не более 500 чел., при условии, что эти организации не доминируют в своей области деятельности. Нефтеперерабатывающим малым предприятиям правительство США установило льготный режим, повышающий конкурентоспособность их продукции на фоне нарастающего импорта иностранной продукции нефтепереработки.
Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда США в расчете на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия.
В Японии на начало 90-х гг. малые и средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы составляли 99,1%, а численность занятых на них – 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки в розничной торговле и 62,1% - в оптовой торговле [21, с.134].
Вышеприведенный данные дают право судить о том, что малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам.
Нам
сегодня важно определиться с наиболее
целесообразным для наших реалий вариантом:
определить микро-, малый и средний бизнес,
как им можно помогать. Или мы определим
какие-то приоритеты, или будем стремиться
помогать всем предприятиям, которые можно
отнести к малым? От этого будет зависеть
и налоговая политика, и объем налоговых
поступлений от сектора малых предприятий.
Возможно, будут найдены какие-то новые
критерии, специфичные также и для России.
Или мы остановимся на тех критериях, которые
сегодня есть - численность малого предприятия
и формирование уставного капитала. Для
нас это должно быть принципиально, если
вскоре мы хотим поддерживать именно частные
предприятия, не имеющие в своем уставном
капитале ни государственного, ни зависимого
капитала.
В России к субъектам малого предпринимательства законодательно отнесены коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия государства, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% и где те же 25% не являются собственностью других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства. Для России определение критериев с точки зрения функций МП в экономике (причем с учетом процессов глобализации) - вещь хотя и трудная, но реальная.
К субъектам малого бизнеса
в промышленности, строительстве
и на транспорте относятся
хозяйственные организации,
Субъектами малого предпринимательства в России признаются попадающие под вышеназванные параметры предприятия — юридические лица, индивидуальные предприниматели (или что то же самое — предприниматели без образования юридического лица, законодательно имеющие право нанимать любое количество наемных работников), фермерские хозяйства.
Все эти количественные параметры отнесения субъектов малого бизнеса к категории малых за последние десять лет уже изменялись и, наверняка, будут еще изменяться неоднократно в зависимости от социально-экономических условий и возможностей российской государственности. Отметим, что пока бюджетно-финансовые возможности Российского государства не позволяют распространять льготный режим малых субъектов хозяйствования на средние предприятия.
В октябре 2003 года правительство определило критерии отнесения бизнеса к малому и среднему. Распространения эта инициатива в настоящее время не получила.
Предполагалось, что предприятие с численностью работающих до 10 человек и годовым доходом до 15 млн. рублей относится к микробизнесу, с численностью до 100 человек и доходом до 100 млн. рублей - к собственно малому, а если на предприятии трудится от 100 до 200 человек, а доход не превышает 500 млн. рублей, то это, по градации правительства, уже средний бизнес. Однако такое деление - не более чем формальность. Единственный критерий, который играет реальную роль, - порог 15 млн. рублей. Если годовой доход предприятия не превышает этой величины, оно имеет право на переход к упрощенной системе налогообложения. Потолок в 15 млн. рублей, при том, что на предприятии может работать до 100 сотрудников, малый бизнес считает самой большой своей проблемой. «Если разделить 15 млн. рублей на 100 человек и 12 месяцев, то этой суммы хватит разве что на выплату зарплаты с уплатой с нее всех налогов и взносов в Пенсионный фонд, - говорят в организации малого бизнеса "ОПОРА России". - Это настолько низкая планка, что никаких оборотов не остается, и люди уже в середине года начинают понимать, что они "перехлестывают" 15-миллионный предел. Как следствие, предприятия начинают дробить бизнес и открывать новые фирмы, что связано с дополнительными расходами».
На
наш взгляд, в России существует
большая проблема, связанная с
соблюдением критериев
Возьмем такой закон, как ФЗ-134 о защите прав предпринимателей при осуществлении проверок представителями государственных контрольных органов. В этот закон в 2003 г. была внесена норма, которая запрещает проводить любые проверки вновь образованных предприятий в течение первых 3-х лет их деятельности. Но их сплошь и рядом проверяют. И прежде всего потому, что проверяющих совсем не интересует, относится предприятие к малому бизнесу или нет. Государственные органы просто не отличают малый бизнес от среднего или крупного. Так что критерии, конечно, надо выработать и закрепить, но не менее важно довести их до сознания тех, кто непосредственно влияет на деятельность малых предприятий.
2. Место и роль малых предприятий
в экономическом развитии общества
Малые предприятия занимают важное место в экономическом развитии общества, их роль зачастую трудно определить.
Роль малых предприятий не только за границей, но и в России заключается в противодействии монополизму крупных компаний, в создании новых рабочих мест, в наполнении бюджетов разных уровней - все это должно учитываться при определении конкретных критериев МП.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелких предприятий, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством:
Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
В свою очередь развитие мелкого производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Большую роль в экономическом развитии общества играет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
Многие
экономисты отстаивают идею об исключительной
роли малого бизнеса в развертывании НТР.
Наиболее значительную активность в области
нововведений проявляют венчурные фирмы.
Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь
более быстрых темпов внедрения достижений
научно-технического прогресса. Мелкие
исследовательские фирмы активно проводят
исследования и разработки, проявляют
больше желания взять на себя риск, гораздо
эффективнее используют исследовательские
фонды и оборудование, квалифицированные
кадры, тем самым вносят весомый вклад
в инновационный процесс, технологическое
обновление производства. Мелкие инновационные
фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции
новых товаров, когда рыночным фактором
становятся темпы обновления ассортимента
выпускаемой продукции, нашли свое место
в системе хозяйства. Они занимаются начальными
стадиями нововведений, оставляя крупным
фирмам капиталоемкие стадии промышленного
развертывания новых производств. Достижения
научно-технического прогресса позволяют
им быстро подключиться к наукоемким отраслям,
не располагая при этом большим капиталом
[8, с. 42].
3. Экономические преимущества и проблемы
функционирования
малых предприятий
3.1 Самостоятельное
существование
малого бизнеса на Западе
Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их - это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах. [6, стр.128]
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.
Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.
Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества