Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:22, курсовая работа

Описание

Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Целью данного исследования было изучение места и роли малых предприятий в экономическом развитии общества, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ФИРМ К МАЛОМУ БИЗНЕСУ
Малый бизнес за рубежом
Малый бизнес в России
ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1 Самостоятельное существование малого бизнеса на Западе
3.2 Проблемы становления малого бизнеса в России
ГЛАВА 4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
ГЛАВА 5. Особенности малого предпринимательства в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая .doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

 

      4. Перспективы развития  и государственное 
             регулирование малого бизнеса
 
 

      В свое время Ленин  пренебрежительно отзывался о представителях малого бизнеса как об обреченных на гибель «мелких хозяйчиках», которые только «развращают пролетариат» и «не могут быть двигателями нового» [11, с.41,]. Но «хозяйчики» оказались важными и полезными элементами для растущих систем.

      Для успешного развития малый бизнес нуждается в благоприятных условиях, а их у нас в России по крайней  мере в 1990-х и в начале 2000-х годов  не было: государство душило предпринимателей налогами, чиновничьим рэкетом, чрезмерными регламентациями и контролем, к тому же мало поддерживая в правовом и финансовом отношениях. Здесь более уместно прислушаться к дельному совету Розанова и «начать помогать тому, кто «везет воз»» [15, с.276]

      Исходя  из опыта зарубежных стран, непременным условием  успеха малого бизнеса является понятие того, что малое предпринимательство нуждается в стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

      Весьма  остро стоит проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены льготы. Это могут льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране  налоговая политика не эффективна.

      Сегодня в развитых и развивающихся странах малые предприятия являются двигателями экономического роста. И это закономерно, поскольку у них есть важные преимущества, рассмотренные нами ранее.

      Развитие  различных форм бизнеса, количественный и качественный их рост, позволяют  надеяться, что в ближайшем будущем этот сектор хозяйствования будет развиваться и в России.

      Поэтому финансовая поддержка, особенно начинающим, должна осуществляться, и это сейчас уже делается. Понятие поддержки должно предполагать обязательные льготы для каждого малого предприятия. Понятие поддержки малого предприятия значительно шире. К примеру, является ли упрощенная система налогообложения механизмом поддержки малого бизнеса или нет? Несомненно, является. Но прописать этот механизм можно только в Налоговом кодексе, прописать его в законе о малом предпринимательстве нельзя, так как все вопросы налогообложения должны определяться Налоговым кодексом.

      Поддержка предпринимательства в состоянии повлиять на оздоровление экономики в целом. Но для этого необходима государственная политика правительства, направленная на развитие  бизнеса в нашей стране. Как правило, развитие бизнеса является условием решения следующих проблем [5, с. 16]:

      1. формирование рыночных отношений,  которые способствуют большему  удовлетворению потребностей населения; активизация научно-технического прогресса;

      2. приближение производства товаров  и услуг к потребителям;

      3. повышение качества товаров и  услуг из-за стремления к удовлетворению   запросов потребителей;

      4. привлечение средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных; формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

      5. освобождение государства от  убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа;

      6. содействие перестройке в экономике:  малый бизнес придает экономике  гибкость, мобильность;

      7. создание дополнительных рабочих  мест, сокращение уровня безработицы;

      8. освоение и использование местных  источников сырья и отходов крупных производств.

      Именно  предпринимательство, особенно в случае эффективно разработанной государственной политики, может стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в наиболее эффективные сферы и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование  всероссийского рынка.

 

       5. Особенности малого предпринимательства в России 
 

      В нашей стране немаловажной является проблема развития малого предпринимательства.

      Критерии  определения малого бизнеса различны по странам. По общепринятой мировой практике малые и средние фирмы – это те, которые  имеют численность занятых до 500 человек. Если для экономически развитых стран характерны малые фирмы – экономически мощные гиганты, которые обеспечивают технологический прорыв, с углубленным разделением труда, то в России это действительно слабые предприятия, требующие усиленной поддержки государства и общественных организаций. Поэтому одним из решающих условий для проведения экономических реформ в России, чтобы вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого  бизнеса [4, с.8]. Этот сектор экономики создает необходимую конкуренцию, быстро реагирует на изменения в рыночной экономике, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

      Для экономики в целом деятельность малых предприятий оказывается  важным фактором повышения ее гибкости. Малый бизнес возникает либо  самостоятельно, при  поддержке  государства и различных фондов, либо как зависимый от большого бизнеса и нацелен на повышение его  эффективности. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

      Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие малого бизнеса должно стать основной задачей общества, чтобы обеспечить переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.

      Для  начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, это торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

      Однако  в условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели стали быстро переходить в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудования, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения. До сих пор в массовом сознании еще существует представление о  предпринимательстве, как о чем-то нежелательном, а о предпринимателе – как о спекулянте.

      Потеря  административного управления, экономический  хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

      Высокие налоги, возрастающая арендная плата  за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала – все это затрудняет положение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

      Но  главная причина сокращения числа  малых предприятий – низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

      Конечно же, непременным условием успеха малого бизнеса является понятие того, что малое предпринимательство нуждается в стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах. Но пока, проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития  экономики. Неоправданно высокое налогообложение приводит к сокращению доли малых предприятий. Общее направление совершенствования налоговой системы – усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Необходимо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

      К настоящему времени сделаны только самые  первые шаги в правовом и организационном обеспечении малого бизнеса в качестве особого сектора экономики России. Однако не существует действующей системы стимулирования образования малых предприятий, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана программа развития малых предприятий.

      Для реализации программы поддержки  малых предприятий необходимо, чтобы были привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий  под кредит.

 

      Заключение 
 

      С позиций национального хозяйства  субъекты малого бизнеса - это особая группа относительно некрупных субъектов хозяйствования, работающих под патронажем государства и общества в особом, специально для них законодательно и организационно созданном благоприятном режиме.

      Государство и общество считают, что эта группа играет очень важную роль в решении  определенных экономических и социальных проблем страны, и поэтому разными  способами поддерживают входящих в нее субъектов хозяйствования.

      Для понимания важности малого предпринимательства  стоит лишь упомянуть, что в Японии на долю малых приходится 52% ВВП, в  США - около 40% валового национального  продукта, при этом в США 3/4 всего  трудоспособного населения занято в малом и среднем бизнесе. Доля малого бизнеса в ВВП России составляет всего 10-11%.

        Критерии отнесения предприятий к категории малых не могут иметь жестких, раз и навсегда законодательно установленных количественных параметров. Не существует универсальных, единообразных для всех национальных хозяйств критериев официального количественного определения субъектов малого бизнеса. В зависимости от национальных интересов в каждой стране или в группах стран обосновываются и законодательно устанавливаются собственные критерии субъектов сферы малого бизнеса.

      Обычно  некрупные субъекты хозяйствования в законодательствах большинства  стран мира критериально подразделяются на мельчайшие (1-3-9 занятых), малые (от 1-9 до 100 занятых), средние (от 10 до 200-500-1000 занятых). В официальных страновых критериях к количеству занятых часто добавляются параметры типа объемов выручки, прибыли и т.п. Отдельно стоит выделить Индию, в этой стране критерием отнесения предприятия к малому является размер уставного капитала субъекта. 
Обычно критерии подразделяются по отраслям и видам деятельности. Существуют также и внешние признаки принадлежности к сфере малого бизнеса. К ним относится обязательность в доминирующей степени самостоятельного, независимого от других предприятий, государственных или общественных организаций владения собственником имущества своего предприятия. Иногда устанавливается еще и конкретная привязка деятельности субъекта малого бизнеса к определенной территории, месту. Выделяются также семейные, молодежные и женские малые предприятия. 
В странах Центральной и Западной Европы к малым и средним предприятиям относятся хозяйственные единицы с числом занятых в 250-500 чел. Дополнительным критериальным признаком является ограничение объема годового оборота малого или среднего предприятия специально определенными в евро суммами. Во Франции оговаривается, что к малым и средним субъектам хозяйствования относятся лишь те, в которых владелец имеет в своей собственности большую часть капитала, сам обеспечивает руководство персоналом на основе постоянных прямых контактов с работающими.

Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества