Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:22, курсовая работа
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Целью данного исследования было изучение места и роли малых предприятий в экономическом развитии общества, определение перспектив развития, выявление проблем и поиск путей их решения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ФИРМ К МАЛОМУ БИЗНЕСУ
Малый бизнес за рубежом
Малый бизнес в России
ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1 Самостоятельное существование малого бизнеса на Западе
3.2 Проблемы становления малого бизнеса в России
ГЛАВА 4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
ГЛАВА 5. Особенности малого предпринимательства в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
4. Перспективы развития
и государственное
регулирование малого бизнеса
В свое время Ленин пренебрежительно отзывался о представителях малого бизнеса как об обреченных на гибель «мелких хозяйчиках», которые только «развращают пролетариат» и «не могут быть двигателями нового» [11, с.41,]. Но «хозяйчики» оказались важными и полезными элементами для растущих систем.
Для
успешного развития малый бизнес
нуждается в благоприятных
Исходя из опыта зарубежных стран, непременным условием успеха малого бизнеса является понятие того, что малое предпринимательство нуждается в стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.
Весьма остро стоит проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены льготы. Это могут льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не эффективна.
Сегодня в развитых и развивающихся странах малые предприятия являются двигателями экономического роста. И это закономерно, поскольку у них есть важные преимущества, рассмотренные нами ранее.
Развитие различных форм бизнеса, количественный и качественный их рост, позволяют надеяться, что в ближайшем будущем этот сектор хозяйствования будет развиваться и в России.
Поэтому финансовая поддержка, особенно начинающим, должна осуществляться, и это сейчас уже делается. Понятие поддержки должно предполагать обязательные льготы для каждого малого предприятия. Понятие поддержки малого предприятия значительно шире. К примеру, является ли упрощенная система налогообложения механизмом поддержки малого бизнеса или нет? Несомненно, является. Но прописать этот механизм можно только в Налоговом кодексе, прописать его в законе о малом предпринимательстве нельзя, так как все вопросы налогообложения должны определяться Налоговым кодексом.
Поддержка
предпринимательства в
1.
формирование рыночных
2.
приближение производства
3.
повышение качества товаров и
услуг из-за стремления к
4. привлечение средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных; формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
5. освобождение государства от убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа;
6.
содействие перестройке в
7.
создание дополнительных
8.
освоение и использование
Именно предпринимательство, особенно в случае эффективно разработанной государственной политики, может стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в наиболее эффективные сферы и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
5. Особенности
малого предпринимательства в России
В нашей стране немаловажной является проблема развития малого предпринимательства.
Критерии определения малого бизнеса различны по странам. По общепринятой мировой практике малые и средние фирмы – это те, которые имеют численность занятых до 500 человек. Если для экономически развитых стран характерны малые фирмы – экономически мощные гиганты, которые обеспечивают технологический прорыв, с углубленным разделением труда, то в России это действительно слабые предприятия, требующие усиленной поддержки государства и общественных организаций. Поэтому одним из решающих условий для проведения экономических реформ в России, чтобы вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого бизнеса [4, с.8]. Этот сектор экономики создает необходимую конкуренцию, быстро реагирует на изменения в рыночной экономике, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Для экономики в целом деятельность малых предприятий оказывается важным фактором повышения ее гибкости. Малый бизнес возникает либо самостоятельно, при поддержке государства и различных фондов, либо как зависимый от большого бизнеса и нацелен на повышение его эффективности. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие малого бизнеса должно стать основной задачей общества, чтобы обеспечить переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.
Для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; бытовое обслуживание населения. Во-вторых, это торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Однако в условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели стали быстро переходить в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудования, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения. До сих пор в массовом сознании еще существует представление о предпринимательстве, как о чем-то нежелательном, а о предпринимателе – как о спекулянте.
Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Высокие налоги, возрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала – все это затрудняет положение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий – низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Конечно же, непременным условием успеха малого бизнеса является понятие того, что малое предпринимательство нуждается в стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах. Но пока, проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение приводит к сокращению доли малых предприятий. Общее направление совершенствования налоговой системы – усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Необходимо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении малого бизнеса в качестве особого сектора экономики России. Однако не существует действующей системы стимулирования образования малых предприятий, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана программа развития малых предприятий.
Для реализации программы поддержки малых предприятий необходимо, чтобы были привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
Заключение
С
позиций национального
Государство и общество считают, что эта группа играет очень важную роль в решении определенных экономических и социальных проблем страны, и поэтому разными способами поддерживают входящих в нее субъектов хозяйствования.
Для
понимания важности малого предпринимательства
стоит лишь упомянуть, что в Японии
на долю малых приходится 52% ВВП, в
США - около 40% валового национального
продукта, при этом в США 3/4 всего
трудоспособного населения
Критерии отнесения предприятий к категории малых не могут иметь жестких, раз и навсегда законодательно установленных количественных параметров. Не существует универсальных, единообразных для всех национальных хозяйств критериев официального количественного определения субъектов малого бизнеса. В зависимости от национальных интересов в каждой стране или в группах стран обосновываются и законодательно устанавливаются собственные критерии субъектов сферы малого бизнеса.
Обычно
некрупные субъекты хозяйствования
в законодательствах
Обычно критерии подразделяются по отраслям
и видам деятельности. Существуют также
и внешние признаки принадлежности к сфере
малого бизнеса. К ним относится обязательность
в доминирующей степени самостоятельного,
независимого от других предприятий, государственных
или общественных организаций владения
собственником имущества своего предприятия.
Иногда устанавливается еще и конкретная
привязка деятельности субъекта малого
бизнеса к определенной территории, месту.
Выделяются также семейные, молодежные
и женские малые предприятия.
В странах Центральной и Западной Европы
к малым и средним предприятиям относятся
хозяйственные единицы с числом занятых
в 250-500 чел. Дополнительным критериальным
признаком является ограничение объема
годового оборота малого или среднего
предприятия специально определенными
в евро суммами. Во Франции оговаривается,
что к малым и средним субъектам хозяйствования
относятся лишь те, в которых владелец
имеет в своей собственности большую часть
капитала, сам обеспечивает руководство
персоналом на основе постоянных прямых
контактов с работающими.
Информация о работе Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества