Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:56, курсовая работа
Реализация цели курсовой работы обусловила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
- изучить теоретические основы рынка труда в российской экономике и его основные характеристики;
- проанализировать современное состояние рынка труда России;
- обозначить направления совершенствования рынка труда России в условиях кризиса
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1.Теоретические аспекты функционирования рынка труда . . . . . . . . . 5
Понятие рынка труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Институты рынка труда в современной экономике . . . . . . . . . . . 6
Заработная плата: компенсационные различия и
распределения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава 2. Анализ рынка труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2.1 Исследование динамики и структуры занятости населения . . . . . 13
2.2 Анализ тенденций изменения безработицы на рынке труда . . . . 18
2.3 Основные направления по повышению эффективности
функционирования рынка труда в России в условиях кризиса. . . . . . . 20
Глава 3. Сегментация рынка труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
3.1 Сегменты рынка труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.2 Критерии определения целевого сегмента рынка . . . . . . . . . . . . . . 26
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Приложение: Решение задач . . . . . . . . .
Из табл.2.2 видно, что по уровню образования наибольший удельный вес среди безработных занимает население со средним общим образованием и высшее профессиональное образование.
Таким
образом, в последнее время численность
безработного населения значительно возросла,
что связано с мировым экономическим кризисом.
2.3 Основные направления по повышению
эффективности функционирования
рынка
труда в России
в условиях кризиса.
Поскольку Россия является составной частью глобальной экономики, набирающие темп кризисные явления не могли не привести к ухудшению ситуации на отечественном рынке труда, что объективно обуславливает совершенствование регулирования рынка труда и поиска новых подходов к регулированию отечественного рынка труда.
В
настоящее время необходимы мероприятия,
позволяющие снизить
В качестве комплекса основных практических мер по повышению эффективности функционирования рынка труда в России в работе предлагается следующее.
1.
Усилить роль государства,
2.
Предприниматели и государство
должны видеть в человеке
3. Пересмотреть нормы налогообложения. В российской действительности должен работать принцип «мы обеспечиваем государство деньгами, а взамен получаем качественные политические, экономические, социальные, военные услуги».
4.
Отменить устаревшие
5.
Увеличить финансирование
6. Развивать систему подготовки работников за счет средств федерального и муниципального бюджетов и корпораций. Сюда относится не только усиление сотрудничества предпринимателей и высших учебных заведений, но и развитие системы дополнительного образования, занимающейся комплексным обучением желающих получить необходимые теоретические и практические знания в интересующей их области.
7.
Хозяйственный механизм
8.
Формировать развитую систему
мотивации к трудовой
9.
Усилить социальную
10.
Формировать уважение к
11.
Для снижения остроты
12.
Повысить значимость
Успешная
реализация предлагаемого комплекса
мероприятий позволит повысить эффективность
функционирования рынка труда в России
и снизить остроту деформаций в социально-трудовой
сфере.
Глава 3. Сегментация рынка труда.
3.1
Сегменты рынка
труда.
Сегментация рынка труда – это разделение работников и рабочих мест на устойчивые и замкнутые секторы, зоны, очерчивающие мобильность рабочей силы своими границами. Сегментами рынка труда являются первичный и вторичный рынки труда.
Первичный рынок труда – это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, а также возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, система управления.
Вторичному
рынку труда свойственны
В таблице 3.1 представлены особенности первичного и вторичного рынков труда.
Особенности | Первичный рынок труда | Вторичный рынок труда |
|
Высокий | Низкий |
|
Должность, стаж, квалификация, мера ответственности | Выработки, дисциплинированность |
|
Высокая доля единовременных выплат, индивидуальный характер оплаты труда | Ведущая роль основной заработной платы, коллективная форма оплаты труда |
|
Творческий, высококвалифицированный | Исполнительный, рутинный труд |
|
Хорошие | Плохие |
|
Высокие | Низкие |
|
Большая | Малая |
|
Стабильный | Прерывный |
|
Нормальная или ненормированная продолжительность рабочего дня, недели, года | Неполный рабочий день, неделя, сезонная и временная работа |
|
Долгосрочная | Краткосрочная |
|
Низкая | Высокая |
|
Сложный | Простой |
|
Низкая | Высокая |
|
Высокая | Низкая |
|
Большой | Малый |
|
Большая | Малая |
|
Большая | Малая |
Таблица
3.1. Основные особенности первичного
и вторичного рынков труда.
Черты,
присущие первичному и вторичному рынкам
труда, взаимосвязаны. На первичном
рынке фирмы вынуждены повышать эффективность,
чтобы компенсировать высокие издержки
на заработную плату; появляется необходимость
в наукоемких технологиях, что делает
целесообразным повышение квалификации
работников.
На
вторичном рынке труда у работников
низкие заработки и производительность
труда, нет особых стимулов для повышения
квалификации; работодатель не осуществляет
инвестиций в их профессиональное обучение
и у него нет причин для сокращения высокой
текучести кадров, тем более что она позволяет
снизить затраты на социальный пакет,
а также мешает объединению рабочих в
профсоюзы.
Причинами разделения рынка труда на сегменты являются различия в уровнях: экономической эффективности производства, социальной эффективности труда, социальной эффективности производства.
Сегментация рынка труда предусматривает также его деление на внутренний и внешние рынки. Внутренний рынок труда – это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и размещение последней определяются административными правилами и процедурами.
Данный рынок определяется наличием и составом работников на предприятии, их движением внутри его, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест. При рассмотрении процессов формирования труда любого уровня важно также иметь в виду, что положение работника на нем обусловлено тремя состояниями: степенью подготовленности к работе (обучение и переобучение, инструктаж); поиском работы, предложением на рынке товара – рабочая сила; занятостью в трудовом процессе на конкретном рабочем месте.
Внешний
рынок труда – это система
социально-трудовых отношений между
работодателями и наемными работниками
в масштабе страны, региона, отрасли.
Он предполагает первичное распределение
работников по сферам приложения труда
и их движение между предприятиями. Внешний
рынок труда в значительной степени реализуется
через текучесть кадров, он обеспечивает
движение работников из одних предприятий
на другие и порождает безработицу.[1,C.71-73.]
3.2
Критерии определения
целевого сегмента
рынка.
Для успеха в бизнесе мало иметь хороший продукт и знать, что он нужен на рынке. Чтобы четко определить свою возможную долю рынка, точнее составить прогноз сбыта и выстроить стратегию продаж, нужно более четко представлять себе нужды и запросы потребителей, знать, на кого в первую очередь рассчитана ваша продукция. Сегментация рынка — первый шаг в этом направлении.
Сегмент рынка — это прежде всего группа потребителей. Этот способ разделения потенциального рынка на части (сегменты), т.е. на четкие группы потребителей, которые будут одинаковым или похожим образом реагировать на различные аспекты реализации продукции (одинаково реагировать на определенную рекламу, искать предлагаемый товар в определенного типа магазинах и т.п.), и называют сегментацией рынка.
В
маркетинге принято считать, что
потенциальный рынок сбыта неод
Логика сегментации проста. Она базируется на том, что даже самая хорошая и совершенная модель продукта может быть не нужна всем потенциальным потребителям на данном рынке. Кому-то не подойдет цена, кому-то дизайн, кому-то технические параметры. Сегментация — способ определения, во-первых, для каких групп потребителей (в отраслевом или продуктовом разрезах) предназначено данное изделие; во-вторых, какие параметры продукции имеют ключевое значение для повышения конкурентоспособности предприятия, над какими еще предстоит поработать, чтобы они в наибольшей степени удовлетворяли запросам конкретных потребителей. Только с учетом этого может быть скорректирована емкость и определены доля рынка для изделия или вида услуг конкретной фирмы, размер инвестиций в новое оборудование и технологию для выпуска новых изделий.
При проведении сегментации важно иметь в виду, что в целом смысл сегментации состоит не просто в выделении групп потребителей (тем или иным образом) как таковых, а в поиске целевого сегмента рынка, для которого продукт конкретной компании в данном месте, в данное время и в данных условиях подходит наилучшим образом. Это позволит руководству предприятия или фирмы обратить внимание на конкретные нужды и запросы потребителей, соответствующим образом выстроить свою стратегию маркетинга, производства, продвижения и сбыта продукции на рынке. От того, насколько правильно выбран сегмент рынка, во многом зависят успех предприятия или фирмы в конкурентной борьбе, степень использования своих сравнительных конкурентных преимуществ. Для этого и осуществляется сегментация рынка, в этом ее главная цель и назначение: оценить каждую часть рынка и учесть условия работы с каждой из групп потребителей, представленных на этой части рынка.
Информация о работе Методы анализа рынка труда. Сегментация рынка труда