Методы анализа рынка труда. Сегментация рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание

Реализация цели курсовой работы обусловила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
- изучить теоретические основы рынка труда в российской экономике и его основные характеристики;
- проанализировать современное состояние рынка труда России;
- обозначить направления совершенствования рынка труда России в условиях кризиса

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1.Теоретические аспекты функционирования рынка труда . . . . . . . . . 5
Понятие рынка труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Институты рынка труда в современной экономике . . . . . . . . . . . 6
Заработная плата: компенсационные различия и
распределения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Глава 2. Анализ рынка труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2.1 Исследование динамики и структуры занятости населения . . . . . 13
2.2 Анализ тенденций изменения безработицы на рынке труда . . . . 18
2.3 Основные направления по повышению эффективности
функционирования рынка труда в России в условиях кризиса. . . . . . . 20
Глава 3. Сегментация рынка труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
3.1 Сегменты рынка труда. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.2 Критерии определения целевого сегмента рынка . . . . . . . . . . . . . . 26
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Приложение: Решение задач . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

Юля П. КУРСОВАЯ_провер..doc

— 1.00 Мб (Скачать документ)

     Для того чтобы процедура сегментации  была действительно полезной на практике, она должна отвечать ряду требований:

  • нужно, чтобы выделенные с ее помощью сегменты рынка можно было измерить, оценить количественно (определить долю сегмента в общей потенциальной емкости рынка, оценить платежеспособный спрос);
  • сегменты должны быть существенными, представлять собой действительно крупную часть рынка (емкость каждого из них должна быть достаточной для того, чтобы производство и реализация того или иного продукта были рентабельными);
  • необходимо, чтобы выделенные сегменты были доступны для вашего предприятия или фирмы, чтобы вы смогли успешно организовать сбыт (информировать ваших конечных потребителей о достоинствах вашего продукта и обеспечить им его доставку через сбытовую сеть);
  • важно, чтобы определенные вами сегменты рынка позволяли вашему предприятию или фирме действовать, т.е. обладали в достаточной мере возможностями активного воздействия на потребительский спрос, чтобы у вашей компании всегда была возможность увеличивать в перспективе емкость рынка по каждому из сегментов, привлекая все новых потребителей.

     Все эти требования надо учитывать при  выборе целевого сегмента рынка. Кроме  того, нужно знать, по каким критериям  можно определить целевой сегмент рынка. Критерий — это способ оценки обоснованности выбора того или иного сегмента рынка для вашего предприятия в качестве целевого. Наиболее распространенными критериями выделения целевого сегмента являются следующие.

     1. Размеры (емкость)  сегмента. Емкость сегмента рынка может быть определена с помощью различных показателей: общего числа изделий (в натуральном выражении), реализованного за определенный период времени (месяц, год); общего объема продаж (в стоимостном выражении) за какой-либо период времени (год) или за весь жизненный цикл продукта; доли сегмента в общей потенциальной емкости рынка (в %); общего числа потенциальных потребителей и т.д. В качестве целевого может быть выбран сегмент рынка с наиболее высокими количественными параметрами.

     2. Доступность сегмента  для предприятия. Степень доступности сегмента рынка характеризуется возможностью предприятия или фирмы получить в свое распоряжение каналы распределения и сбыта продукции, благоприятностью условий для транспортировки изделий потребителям, а также складирования и хранения изделий на данном сегменте рынка. Руководство предприятия должно определить: имеется ли на данном сегменте рынка достаточное число сбытовых посредников или собственных точек сбыта для продвижения своей продукции до конечного потребителя, какова мощность сложившейся сбытовой сети, способна ли она обеспечить реализацию всего объема предназначенной для данной группы потребителей продукции, каково состояние транспортной сети (имеются ли здесь дороги, мощности по переработке грузов, подъездные пути и т.п.).Ответы на эти вопросы дают руководству компании информацию, необходимую для принятия решения о том, достаточно ли созрели условия для того, чтобы начинать продвижение своей продукции на данном сегменте рынка, или еще предстоит потратить дополнительные усилия, время и средства на формирование собственной сбытовой сети, на налаживание отношений с торговыми фирмами-посредниками, на оборудование складов и т.п. В качестве целевого сегмента выбирается тот, с которого легче всего начинать продвижение своего продукта, т.е. с сегмента, который по большинству параметров обладает большей доступностью.

     3. Перспективность  сегмента. Для предприятия важно, чтобы выбранный сегмент рынка представлял собой действительно существенную часть рынка сбыта и был устойчивым, т.е. продолжал оставаться таковым в будущем. Руководству предприятия нужно выяснить: является ли данный сегмент рынка растущим, стабильным или уменьшающимся по своей емкости, по числу потенциальных потребителей, стоит ли ориентировать на него свои производственные мощности или со временем нужно будет их перепрофилировать на другой рынок. Целевым может быть только растущий сегмент рынка.

     4. Прибыльность или  рентабельность сегмента. На базе данного критерия определяется, насколько рентабельной будет для предприятия или фирмы работа на данный сегмент рынка. Обычно здесь применяются типичные приемы оценки финансовой привлекательности бизнеса: норма прибыли (как правило, рассчитанной по чистой прибыли, хотя может быть в принципе использован любой из девяти основных показателей прибыли), доходность на вложенный капитал, прирост массы прибыли, капитализации фирмы, доходность активов, собственного (акционерного) капитала и даже размер дивидендов на акцию. Все зависит от специфики компании и ее стратегических установок. Целевым будет сегмент с наилучшими финансовыми показателями, набор которых определяется руководством предприятия или фирмы.

     5. Совместимость сегмента  с рынком основных  конкурентов и  защищенность сегмента от конкуренции. При использовании этого критерия руководство предприятия или фирмы должно получить ответы на вопросы: В какой степени основные конкуренты готовы уступить часть выбранного сегмента рынка? Насколько продвижение здесь продукта затронет их интересы? Если основные конкуренты будут серьезно обеспокоены продвижением продукции вашего предприятия на выбранном сегменте рынка и предпримут соответствующие меры по его защите, то будьте готовы нести дополнительные расходы при ориентации на такой сегмент или поищите для себя другой, менее интересный и привлекательный для ваших конкурентов, где «пресс» конкуренции и ответные меры конкурентов будут слабее.

     Важно также определить:

  • Кто может стать конкурентом на выбранном сегменте рынка в будущем?
  • Каковы сильные и слабые стороны конкурентов?
  • В какой степени ваши сравнительные конкурентные преимущества соответствуют условиям работы на выбранном сегменте рынка?
  • В каких направлениях хозяйственной деятельности предстоит сконцентрировать основные усилия и ресурсы с тем, чтобы развить ваши сильные стороны и устранить недостатки?
  • Чем слабее конкуренция, тем более предпочтителен данный сегмент рынка в качестве целевого?

     Чем более ваши сравнительные конкурентные преимущества соответствуют нуждам и запросам данной группы потребителей, тем более может быть стремление остановиться на таком сегменте, как на целевом.

     6. Эффективность работы  на выбранном сегменте  рынка. Под этим критерием понимаются прежде всего проверка наличия у вашего предприятия должного опыта работы на выбранном сегменте рынка, оценка того, насколько инженерный, конструкторский, производственный и сбытовой персонал готов дорабатывать изделие в соответствии с нуждами и запросами данной группы потребителей и продвигать продукт на этом сегменте, насколько он готов к конкурентной борьбе. Руководству предприятия следует также решить, обладает ли оно достаточными ресурсами для работы на данном сегменте рынка. Выбор целевого сегмента в соответствии с этим критерием обычно осуществляется на основе широко известного в системном анализе подхода «затраты — выгода», когда в комплексе оценивается, стоит ли « овчинка» (в данном случае сегмент рынка) « выделки» (т.е. совокупности затраченных сегодня и завтра ресурсов).

     7. Соответствие выбранного  сегмента миссии  и целям компании. Очень важно, чтобы работа на выбранном сегменте рынка соответствовала стратегическим целям и ключевой компетентности предприятия или фирмы. Компания должна иметь возможность работать на данном сегменте рынка на перспективу, максимально используя свои технологический, производственный, кадровый потенциалы. Поэтому при выборе целевого сегмента рынка предстоит сопоставить его характеристики со стратегическими установками компании, ее главной целью (миссией) на рынке.

     Важно помнить, что лишь в редких случаях  можно определить целевой сегмент  с помощью одного критерия. Целевым  для предприятия или фирмы  может быть выбран сегмент, являющийся таковым по нескольким критериям (не обязательно всем), которые компания считает для себя наиболее значимыми в данный период времени.

     Это не значит, что целевым должен быть самый крупный сегмент рынка, одновременно обеспечивающий наивысшую прибыльность. Все зависит от специфики хозяйственной деятельности и стратегии фирмы. Для компании, ориентирующейся на долгосрочную прибыль, куда большее значение может иметь перспективность пока еще недостаточно крупного сегмента, емкость которого в дальнейшем может значительно возрасти. В любом случае выбор целевого сегмента осуществляется с учетом не одного, а нескольких критериев. Какие из перечисленных выше критериев или какие еще критерии следует учесть — зависит от специфики хозяйственной деятельности конкретного предприятия или фирмы. Вместе с тем для крупных компаний сразу несколько сегментов рынка могут быть выделены в качестве целевых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Существуют  различные теории рынка труда, ни одна из которых не может называться общей, универсальной для любого времени. В узком понимании рынок труда определяется как рынок, на котором предметом торга выступают предполагаемые результаты, получаемые за счет трудовой деятельности, а также качественные характеристики рабочей силы и рабочих мест, в совокупности выявляющие трудовые доходы участников рынка. В случае применения широкого подхода под рынком труда понимается система социально-трудовых отношений между наемными работниками и работодателями, отражающая степень участия каждого из них в хозяйственной деятельности в целях получения наилучших результатов труда и достигнутый уровень интересов.

     Институтами рынка труда понимаются, во-первых, «правила игры», закрепленные в законах, нормативных актах, принципах, социальных нормах, во-вторых, учреждения и организации, формирующие инфраструктуру рынка труда, целевой функцией которых является оптимизация поведения участников социально-трудовых отношений, в-третьих, механизмы, регулирующие функционирование рынка труда и его развитие.

     Занятость определяется как характеристика состояния рынка труда, раскрывающая состояние количественной и качественной балансировки между потребностью экономически активного населения и рабочими местами, при которой в процессе общественно полезной деятельности, направленной на удовлетворение личных и общественных потребностей создаются благоприятные условия для социально-экономического прогресса общества.

     Безработица – это социально-экономическое  явление, при котором часть рабочей  силы (трудоспособного населения) не занята полезным трудом.

     Анализ  современного состояния рынка труда в России позволил выявить следующее.

     В последнее время наблюдается  тенденция к снижению динамики численности занятого населения, что связано, прежде всего, с мировым финансовым кризисом. Основная масса занятого населения работают на частных предприятиях, при этом большая часть населения занята в обрабатывающем производстве, торговле и сельском хозяйстве.

     Численность безработного населения значительно  возросла, что связано с мировым экономическим кризисом. Среди безработных наибольшую долю составляют люди со средним общим и высшим образованием. Нужно предпринять множество мер для того, что бы повысить эффективность функционирования рынка труда.

       Что же касается сегментации, несмотря на то, что она обычно является, ориентирована на потребителя, эффективным и прибыльным инструментом маркетинга, ею не следует злоупотреблять. Фирмы могут разбивать рынки на слишком маленькие сегменты, неправильно интерпретировать сходства и различия потребителей, выпускать слишком много имитаций первоначальных моделей, проявлять близорукость в исследованиях и т.д. Некоторые ошибки в сегментации могут привести к очень плохим последствиям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

1. Адамчук В.В Экономика труда / Ю.П Кокин, Р.А Яковлева ; редактор В.В Адамчук : М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.  – 432 с.

2. Беляева, М.Г. Как сделать цивилизованным российский рынок труда / М.Г. Беляева // ЭКО. - 2009. - № 3. - С.123-131.

3. Рощин С.Ю. Экономика труда /М.:Инфра-М,2001. – 398 с.

4. Экономика: учебник / под ред. А.С. Булатова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2005. - 896 с. 

     Электронные ресурсы:

  1. http://www.gks.ru/ - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
  2. http://www.ippnou.ru/
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

     Решение задач.

Вариант 20. 

     Задача 1.

     Функция спроса: ;

     Функция предложения: .

     Правительство ввело фиксированную цену на товар  на уровне 6 рублей.

     Рассчитать  новые значения объема спроса и предложения, а так же величину образовавшегося дефицита. Сравнить суммарный излишек потребителей и производителей до и после установления фиксированной цены.

     Решение:

     

     134 – 10P = 2P – 10

     134+10 = 2P +10P

     P=12 (руб.)

     Подставим цену, полученную для случая равновесия между спросом и предложением в уравнение спроса или уравнение предложения.

       

Информация о работе Методы анализа рынка труда. Сегментация рынка труда