Международная валтная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 17:08, курсовая работа

Описание

Представленная работа посвящена теме "Международная валютная система".
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Актуальность, цели и задачи настоящей выпускной работы определены следующими положениями. Рыночная экономик

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 321.50 Кб (Скачать документ)

 

1.2   Международный валютный фонд - ведущий институт международной валютной системы

Основным наднациональным валютно-финансовым институтом, обеспечивающим стабильность мировой валютной системы, является Международный валютный фонд
(МВФ). В его задачу входит противодействие валютным ограничениям, создание многонациональной системы платежей по валютным операциям и т.д.
Основанный на Бреттон-вудской конференции в 1944 г. Международный валютный фонд:

•  содействует международному сотрудничеству в денежно-кредитной сфере;

•  способствует стабильности валютных курсов и регулирует нормы и правила в валютной сфере;

•  содействует созданию многосторонней системы расчетов и устранению валютных ограничений;

•  помогает своим членам устранять диспропорции платежного баланса за счет временного предоставления финансовых средств.

МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим членам международных финансовых резервов в форме «Специальных прав заимствования (СПЗ)». Финансовые ресурсы Фонда формируются главным образом за счет подписки («квот») его 184 государств-членов, общая сумма которой в настоящее время составляет 212,7 млрд. СПЗ, или около 293 млрд. долл. США. Квоты определяются по формуле, исходя из относительных размеров экономики государств-членов.

Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов членам, испытывающим трудности с платежным балансом. Члены, заимствующие средства у Фонда, в свою очередь, соглашаются осуществлять политические реформы в целях устранения причин, вызвавших такие затруднения. Размеры заимствований у МВФ ограничиваются пропорционально квотам. Фонд также предоставляет помощь на льготных условиях странам-членам с низким уровнем доходов.

Руководящий орган — Совет управляющих, в котором представлены все страны-члены, — собирается ежегодно. Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24 членов. Международный валютно-финансовый комитет, 24 члена которого входят в Совет управляющих, консультирует Совет по вопросам, входящим в его компетенцию.

В штате МВФ около 2 650 сотрудников из 140 стран, возглавляемых Директором-распорядителем, который избирается Исполнительным советом. Административный бюджет на 2003 финансовый год составил 746,4 млн. долл. США за вычетом предполагаемых погашений.

Издания МВФ World Economic Outlook («Перспективы мировой экономики») и Global Financial Stability Report («Доклад о глобальной финансовой стабильности») выходят дважды в год наряду с различными другими исследованиями.

Основные механизмы кредитования

1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.

2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.

3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х гг. соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 г. — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

4. Механизм расширенного кредитования (Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны — заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны- заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в Письме о намерениях (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путём периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (Performance criteria). Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определённым макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить её кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны — заемщицы.


В отличие от Всемирного банка, деятельность МВФ сосредоточена на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет кредиты только бедным странам, МВФ может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.

 

Международный Валютный Фонд (МВФ) ожидает, что к концу 2008 года реальный экономический рост в мире составит 3,7%, а в 2009 году — 3,8%. Как сообщает ИТАР-ТАСС, такой прогноз содержится в новом докладе МВФ, опубликованном сегодня в Вашингтоне. Согласно ему, локомотивами роста в мире остаются ключевые страны с развивающейся и переходной экономикой. Это прежде всего Китай, которому составители доклада прогнозируют в 2008—2009 годах рост на уровне соответственно 9,3% и 9,5%, и Индия — 7,9% и 8%. На небольшом отдалении за лидерами следует и Россия — 6,8% и 6,3%.

На этом фоне показатели традиционных экономических «тяжеловесов» выглядят более чем скромно. В США Фонд ожидает в нынешнем году «небольшого спада», хотя в сводной таблице проставлены все же «плюсовые» цифры — 0,5% за 2008 год и 0,6% за 2009 год. Для зоны евро показатели также пересмотрены в сторону понижения — до 1,4% и 1,2%. Почти таковы же прогнозы для Японии — 1,4% и 1,5%.[9]

В комментарии к своим оценкам МВФ указывает, что «глобальная экспансия теряет скорость перед лицом крупного финансового кризиса». «Замедление наиболее велико в экономически развитых державах, особенно в США, где коррекция на жилищном рынке продолжает усугублять финансовый стресс», — констатируют специалисты.

«Базовым сценарием» они считают теперь «небольшой спад» в экономике США в 2008 году и «лишь постепенное оздоровление» на следующий год. «Активность в других странах с развитой экономикой в 2008—2009 годах будет вялой из-за торговых и финансовых последствий» кризиса, указывается в докладе.

Страны с формирующейся и переходной экономикой, по мнению МВФ, «пока в меньшей степени затронуты потрясениями на финансовых рынках и продолжают быстро расти, хотя в некоторых странах активность начинает снижаться». В дальнейшем темпы роста в них должны замедлиться, хотя и «останутся выше долгосрочных тенденций для всех регионов», — утверждают специалисты.

По их словам, «риск» пересмотра их собственных прогнозов сейчас направлен скорее в сторону дальнейшего снижения показателей. Это может потребоваться, если на кредитных рынках дела пойдут совсем плохо, а «переходным» странам не удастся уберечься от последствий «серьезного замедления в развитых экономиках».

Политическому руководству развитых держав, по мнению МВФ, сейчас необходимо сосредоточить усилия на том. чтобы «восстановить стабильность на жилищном и финансовом рынках» — не забывая при этом и об инфляции. «Многим» странам с развивающейся и переходной экономикой в докладе адресован призыв даже в нынешних условиях «избегать перегрева» экономики, но при этом «быть готовыми к взвешенной реакции на ухудшение внешних условий».

 

Глава 2 Стоимость валюты и валютный курс

2.1 Валютный курс и валютные рынки

Международные валютные отношения (МВО) - это совокупность экономических отношений в мировой хозяйственной сфере, связанных с функционированием валюты и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных экономик.

Развитие международных валютных отношений обусловле-но ростом мирового производства и обращения, созданием мирового рынка, углублением МРТ, формированием международной системы хозяйства и интернационализацией хозяйственной жизни. В каждый исторический период эти отношения имеют определенную форму организации, закрепленную межгосударственными соглашениями, которая представляет собой мировую (международную) валютную систему (МВС).

Мировая валютно-финансовая система возникла на базе  исторически объективной необходимости расчетов между участниками платежного оборота вследствие развития товарного производства, денежного обращения и МЭО.

Различаются национальная, региональная международная и мировая валютные системы.

Основной задачей мировой валютной системы (МВС) является регулирование сферы международных расчетов для обеспечения устойчивого экономического роста и поддержания равновесия во внешнеторговом обмене.

В целом валютная система характеризуется тем, какую г данный период валюту используют в качестве мировых денег и как в данный период регулируются межгосударственные расчеты. Поэтому основой валютной системы является валюта. Под валютой понимается денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товара или услуги. Если рассматривать понятие валюты с позиции международных финансовых отношений, то можно привести следующее определение: валюта - это денежная единица государства, обращающаяся на внутреннем рынке и за его национальными границами.

Так как задача МВС состоит в содействии развитию международной торговли, то любая национальная валюта обладает внешней и внутренней обратимостью, т.е. возможностью конвертации в валюты других государств.

Конвертируемость определяет степень ликвидности валютно-международных финансовых рынков. Таким образом, конвертируемость валюты характеризует ее качество.

В зависимости от степени конвертируемости можно выделить три группы (класса) валют.

1. Свободно конвертируемая валюта. Такая валюта свободно и без ограничений обменивается на другие иностранные валюты, т.е. СКВ обладает полной внешней и внутренней обратимостью.

Сфера обмена СКВ распространяется как на текущие операции (связанные с осуществлением экспорта-импорта товаров и услуг), так и на операции, связанные с движением капиталов, например, получением внешних кредитов или иностранных инвестиций.

Таким образом, можно сказать, что свободно конвертируемой является валюта той страны, в которой законодательно не предусмотрено каких-либо ограничений при осуществлении любых операций с этой валютой.

[10]Свободно конвертируемыми валютами признаны: американский доллар (USD), евро, английский фунт стерлингов и др.

    2. Частично конвертируемая валюта (ЧKB). К таким валютам относятся национальные валюты тех стран, в которых применяются валютные ограничения для резидентов и по отдельным видам обменных операций. Например, частично конвертируемым является российский рубль.

    3.Неконвертируемая (замкнутая) валюта (НКВ). Это национальная валюта, которая функционирует только в пределах данной страны и не обменивается на иностранные валюты.

МВС включает, с одной стороны, валютные отношения, с другой, — валютный механизм. Валютные отношения — это повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютном и денежном рынках для осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций. Валютный механизм — правовые нормы и представляющие их инструменты как на национальном, так и на международном уровнях.

В качестве основных функций международной валютной системы можно выделить:

                   опосредование международных экономических связей;

                   обеспечение платежно-расчетного оборота в рамках мирового хозяйства;

                   обеспечение необходимых условий для нормального воспроизводственного процесса и бесперебойной реализации производимых товаров;

                   регламентацию и координацию режимов национальных валютных систем;

                   унификацию и стандартизацию принципов валютных отношений.

Современная МВС не выступает как нечто обособленное, а формируется исходя из взаимосвязи и взаимодействия национальных и международных валютных систем. С ростом интернационализации хозяйственной жизни грани между этими валютными системами постепенно стираются. Сбой отдельной национальной валютной системы может оказать негативное воздействие на региональные и мировую валютные системы. Национальные и международные валютные системы состоят из целого ряда схожих элементов. Однако различные задачи, функции и условия деятельности данных систем накладывают на их элементы определенную специфику.

Информация о работе Международная валтная система