Мировой опыт развития СЭЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание

Свободные экономические зоны в настоящее время являются важным инструментом общенационального экономического развития и стимулирования внешнеэкономических связей. Это одна из новых, получивших широкое распространение в последние десятилетия форма международного разделения труда. Они представляют собой четко территориально ограниченные районы со специфическими таможенными и торговыми режимами, характеризующиеся общей свободой перемещения капитала, товаров и специалистов.

Работа состоит из  1 файл

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН.docx

— 65.26 Кб (Скачать документ)

     ГЛАВА 1

     РОЛЬ  И ЗНАЧЕНИЕ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ЗОН В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 

     1.1 Понятие свободных экономических  зон, цели их создания и роль  в развитии экономики 

     Свободные экономические зоны  в настоящее  время являются важным инструментом общенационального экономического развития и стимулирования внешнеэкономических  связей. Это одна из новых, получивших широкое распространение в последние  десятилетия форма международного разделения труда. Они представляют собой четко территориально ограниченные районы со специфическими таможенными  и торговыми режимами, характеризующиеся  общей свободой перемещения капитала, товаров и специалистов. Имея различные  организационные формы и целевое  предназначение, свободные экономические  зоны могут широко варьироваться  по своему названию – «свободные таможенные территории», «экспортные зоны», «зоны  свободной торговли», «зоны совместного  предпринимательства», «промышленно-торговые зоны» и прочие.

     При всем многообразии речь идет, по существу, об одном и том же явлении –  создании хозяйственных анклавов, имеющих  беспошлинных или льготный режим  ввоза и вывоза товаров, определенную обособленность в торговле и валютно-финансовом отношении от остальной территории принимающих стран, тесную связь  с мировым рынком и функционирующих  на базе активного привлечения иностранного капитала.

     Близкое по духу определение свободной экономической  зоны дают эксперты ООН: это ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с  беспошлинными торговым и таможенным режимами, где иностранные фирмы, производящие продукцию главным  образом на экспорт, пользуются рядом  налоговых и финансовых льгот. [1, c.6]

     Прежде, чем проанализировать понятие СЭЗ, необходимо выяснить содержание понятий  «территориального» и «режимного»  или «точечного» подхода образования  СЭЗ.

     «Территориальная» концепция образования СЭЗ подразумевает  часть территории принимающего государства, выделенную из остальной его территории и пользующуюся специальным льготным режимом для расположенных в  ней предприятий.

     «Режимная»  концепция исходит из отождествления зоны с преференциальным режимом, который  предоставляется определенному  виду предпринимательской деятельности. При этом географическое местонахождение  субъекта хозяйственных отношений  значения не имеет. При данном подходе  к образованию СЭЗ в режиме зоны могут действовать отдельные  конкретные предприятия, подпадающие  под преференциальный режим, предоставляемый  определенному вицу зон. Например, к  «точечным» зонам относятся «макиладорас» в Мексике, отдельные предприятия во многих промышленно развитых странах. «Режимная» концепция «дает возможность инофирмам самим выбирать оптимальный район для развертывания своей деятельности».

     Важным  и определяющим моментом в этих двух подходах является критерий территории. Поскольку, как «территориальная», так и «режимная» концепция подразумевают  определенную национальную территорию принимающего государства на которой базируется зона в виде отдельной обособленной анклавной территории или в виде конкретного предприятия.

     С учетом названных концепций организации  СЭЗ, в понятие свободной экономической  зоны входят:

  • категория «территориальности» и связанный с нею примат национальной юрисдикции;
  • целевой критерий ее создания;
  • определенная система льгот в сфере экономики, в том числе учитывающая вид предпринимательской деятельности;
  • особый режим регулирования ввоза и вывоза товаров и услуг,
  • разноуровневая структура управления зоной.[2, с.22-23]

     В зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той  или иной страны, цели создания СЭЗ  варьируются в широких пределах. Так, в развитых странах свободные  экономические зоны создаются, как  правило, в застойных районах  с высоким уровнем безработицы, с недоразвитой инфраструктурой. Правительства, придавая таким районам статус зон, стремятся не к привлечению иностранных инвестиций, а созданию условий, которые позволяют, максимально стимулировать развитие имеющихся производств, интегрированных во внутренний рынок, а также обеспечивать дополнительные рабочие места.

     В развивающихся странах, имеющих  невысокий уровень экономического развития, при создании СЭЗ ставятся задачи привлечения иностранного капитала, передовой технологии и управленческого  опыта, стимулирования экспорта, улучшения  его структуры, увеличения занятости  и подготовки квалифицированных  кадров, получения дополнительной валютной прибыли от сдачи в аренду земли, помещений, предоставления коммерческих и других услуг.

     Цели  стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие - с целью привлечь иностранную технологию. Великобритания, например, начиная с 1981 года стала создавать свободные аэропорты (в Ливерпуле, Бирмингеме, Кардиффе, Саусантоне, Престрихе и Белфасте) с целью расширения возможностей занятости, привлечения деятельности, способной активизировать экономическую конъюнктуру на национальном уровне. Постсоциалистические страны в СЭЗ апробируют элементы рыночного механизма хозяйствования. В США, согласно закону 1934 г., зоны должны были «содействовать и поощрять иностранную торговлю путем освобождения зарубежных товаров от пошлин при ввозе в Соединенные Штаты».

     Как видим, достаточно и нескольких примеров, чтобы убедиться в различии целей  создания СЭЗ. Однако, несмотря на различия этих целей, они имеют и некоторую  общность, в рамках которой можно  выделить экономические, социальные и  научно-технические цели.

     Экономические:

     - более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;

     - привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;

     - использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции;

     - увеличение валютных поступлений в бюджет страны.

     Социальные:

     - комплексное развитие отсталых регионов;

     - увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения:

     - обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;

     - насыщение национального рынка высококачественными товарами.

     Научно-технические:

     - использование новейших зарубежных и отечественных технологий;

     - приобщение к новым формам управленческого труда;

     - привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;

     - повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.

     Все эти и другие цели организации  СЭЗ могут быть реализованы при  целой системе условий, создаваемых  для зарубежных инвесторов принимающей  страной. В этом плане назовем  наиболее важные условия для нормального  функционирования СЭЗ:

     - политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она, как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;

     - наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;

     - наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);

     - очень важным условием является природно-географическая среда;

     -        благоприятная экономическая конъюнктура - притягательная сила для любого инвестора. [1, с.12-13] 

     1.2 Процесс создания и функционирования  СЭЗ 

     Мировой опыт разработки концепций СЭЗ позволяет констатировать, что в наиболее общем виде процесс создания и функционирования СЭЗ включает несколько периодов: доинвестиционный, инвестиционный и эксплуатационный, каждый из которых можно разделить на отдельные этапы.

     Доинвестиционный период (продолжительностью обычно до года) состоит из двух этапов:

     1) проведение предварительных маркетингово-логистических, экономико-географических, финансовых, научно-исследовательских и прочих работ. Цель данного этапа — выяснение концептуальной возможности СЭЗ в регионе, выбор размера, типа, месторасположения зоны и ее перспектив. Существенным здесь является подробный анализ специализации зоны и услуг, которые в ней будут предложены. Именно на основании информации, собранной на этом этапе, и будет, вероятнее всего, приниматься общее решение по созданию конкретной СЭЗ;

     2) уточнение данных первого этапа с упором на экономические и финансовые расчеты. Особое внимание следует обратить на расчет эффективности капиталовложений. Необходимо определить общий размер инвестиций с распределением их в создание инфраструктуры СЭЗ и производственное строительство. При этом важно установить источники этих средств. Это могут быть централизованные государственные капиталовложения, собственные средства региона и его предприятий, расположенных на территории СЭЗ, заемные средства банков, средства от продажи местных ценных бумаг и т. п. Желательно на этой стадии определить хотя бы в общем виде долю валютных средств, направляемых на развитие территории СЭЗ. Для данного этапа необходима опережающая переговорный процесс кропотливая работа по территориальному географо-экономическому анализу, определению условий рациональной организации хозяйственной деятельности.

     Инвестиционный  период (тоже продолжительностью до года) может осуществляться параллельно  с предыдущим, и его также можно  разделить на два относительно самостоятельных  этапа:

     1) «переговорный», в процессе которого требуется достичь договоренности с местными и центральными властями о профиле, точном месте расположения и режиме зоны, степени участия властей в реализации проекта. Параллельно должен разрабатываться технический проект создания инфраструктуры зонального образования;

     2) создание конкретных инфраструктурных объектов: энерго-, водо- и теплоснабжения, аэропорта, сетей коммуникаций, зданий различного типа (складов, офисов, производственных помещений, готовых к использованию) и т. п. Эти здания и сооружения требуется либо построить заново, либо реконструировать из числа имеющихся. Параллельно со строительными работами на данном этапе должны проводиться мощные рекламные и маркетинговые кампании по привлечению потенциальных инвесторов, чтобы к началу эксплуатационного периода уже имелось определенное их количество. Причем эти инвесторы должны иметь твердое намерение и готовность начать производственно-хозяйственную деятельность в зоне.

     Эксплуатационный  период делится на два этапа:

     1) операционный этап считается наиболее трудным для планирования. Успех на данном этапе зависит от внутренней динамики зоны как саморазвивающейся системы, от политической стабильности в стране и множества иных факторов. В то же время необходимо широко использовать результаты маркетинговых исследований относительно возможностей развития СЭЗ. В начале операционного этапа (на старте) инвесторы приходят в зону в основном из-за преференций, которые определяют условия деятельности резидентов СЭЗ. Как упоминалось выше, эти преференции включают налоговые и таможенные льготы, дешевизну рабочей силы и сырья, наличие производственных помещений, стабильные рынки сбыта произведенной продукции и т. д. На данном этапе очень важно довести до заинтересованных сторон четкий порядок использования земли и других природных ресурсов.

     В процессе операционного этапа физический потенциал зоны используется, как  правило, не полностью. В случае достижения стопроцентного его использования такая СЭЗ должна либо разрастаться в больший промышленный район, охватывая новые отрасли и производства, либо изменить свой институциональный статус. В любом случае это будет означать начало следующего этапа жизненного цикла зоны, называемого фазой развития;

     2) фаза развития привлекает инвесторов, принявших решение заниматься производственно-хозяйственной деятельностью в зоне и около нее. Она основана на принципах делового взаимовыгодного сотрудничества. Инвесторам импонируют стабильность цивилизованного законодательства, налаженные деловые связи и нормальное отношение властей страны — учредителя СЭЗ. Поэтому резиденты расширяют свою деятельность, зона крепнет и приносит дополнительные выгоды всем.

     Вышеизложенное позволяет сделать некоторые предварительные выводы: для наиболее эффективного функционирования свободных экономических зон необходимо четко определить стратегические и тактические цели, а также задачи, которые следует решить в процессе их деятельности. Причем сделать это необходимо еще в доинвестиционном периоде. Не менее важным является разработка и неуклонная реализация основных принципов деятельности СЭЗ, так как их наличие и соблюдение свидетельствуют о стабильности и перспективности функционирования каждой конкретной зоны.

Информация о работе Мировой опыт развития СЭЗ