Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:53, курсовая работа
Свободные экономические зоны в настоящее время являются важным инструментом общенационального экономического развития и стимулирования внешнеэкономических связей. Это одна из новых, получивших широкое распространение в последние десятилетия форма международного разделения труда. Они представляют собой четко территориально ограниченные районы со специфическими таможенными и торговыми режимами, характеризующиеся общей свободой перемещения капитала, товаров и специалистов.
ГЛАВА 1
РОЛЬ
И ЗНАЧЕНИЕ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ЗОН В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
1.1
Понятие свободных
Свободные
экономические зоны в настоящее
время являются важным инструментом
общенационального
При
всем многообразии речь идет, по существу,
об одном и том же явлении –
создании хозяйственных анклавов, имеющих
беспошлинных или льготный режим
ввоза и вывоза товаров, определенную
обособленность в торговле и валютно-финансовом
отношении от остальной территории
принимающих стран, тесную связь
с мировым рынком и функционирующих
на базе активного привлечения
Близкое
по духу определение свободной
Прежде,
чем проанализировать понятие СЭЗ,
необходимо выяснить содержание понятий
«территориального» и «режимного»
или «точечного» подхода
«Территориальная»
концепция образования СЭЗ
«Режимная»
концепция исходит из отождествления
зоны с преференциальным режимом, который
предоставляется определенному
виду предпринимательской
Важным и определяющим моментом в этих двух подходах является критерий территории. Поскольку, как «территориальная», так и «режимная» концепция подразумевают определенную национальную территорию принимающего государства на которой базируется зона в виде отдельной обособленной анклавной территории или в виде конкретного предприятия.
С
учетом названных концепций
В
зависимости от экономических, социальных,
иногда политических условий той
или иной страны, цели создания СЭЗ
варьируются в широких
В
развивающихся странах, имеющих
невысокий уровень
Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие - с целью привлечь иностранную технологию. Великобритания, например, начиная с 1981 года стала создавать свободные аэропорты (в Ливерпуле, Бирмингеме, Кардиффе, Саусантоне, Престрихе и Белфасте) с целью расширения возможностей занятости, привлечения деятельности, способной активизировать экономическую конъюнктуру на национальном уровне. Постсоциалистические страны в СЭЗ апробируют элементы рыночного механизма хозяйствования. В США, согласно закону 1934 г., зоны должны были «содействовать и поощрять иностранную торговлю путем освобождения зарубежных товаров от пошлин при ввозе в Соединенные Штаты».
Как видим, достаточно и нескольких примеров, чтобы убедиться в различии целей создания СЭЗ. Однако, несмотря на различия этих целей, они имеют и некоторую общность, в рамках которой можно выделить экономические, социальные и научно-технические цели.
Экономические:
- более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;
- привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;
- использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции;
- увеличение валютных поступлений в бюджет страны.
Социальные:
- комплексное развитие отсталых регионов;
- увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения:
- обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;
- насыщение национального рынка высококачественными товарами.
Научно-технические:
- использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
- приобщение к новым формам управленческого труда;
- привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;
- повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.
Все эти и другие цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой системе условий, создаваемых для зарубежных инвесторов принимающей страной. В этом плане назовем наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:
- политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат. Она, как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;
- наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;
- наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);
- очень важным условием является природно-географическая среда;
-
благоприятная экономическая конъюнктура
- притягательная сила для любого инвестора.
[1, с.12-13]
1.2
Процесс создания и
Мировой опыт разработки концепций СЭЗ позволяет констатировать, что в наиболее общем виде процесс создания и функционирования СЭЗ включает несколько периодов: доинвестиционный, инвестиционный и эксплуатационный, каждый из которых можно разделить на отдельные этапы.
Доинвестиционный период (продолжительностью обычно до года) состоит из двух этапов:
1) проведение предварительных маркетингово-логистических, экономико-географических, финансовых, научно-исследовательских и прочих работ. Цель данного этапа — выяснение концептуальной возможности СЭЗ в регионе, выбор размера, типа, месторасположения зоны и ее перспектив. Существенным здесь является подробный анализ специализации зоны и услуг, которые в ней будут предложены. Именно на основании информации, собранной на этом этапе, и будет, вероятнее всего, приниматься общее решение по созданию конкретной СЭЗ;
2) уточнение данных первого этапа с упором на экономические и финансовые расчеты. Особое внимание следует обратить на расчет эффективности капиталовложений. Необходимо определить общий размер инвестиций с распределением их в создание инфраструктуры СЭЗ и производственное строительство. При этом важно установить источники этих средств. Это могут быть централизованные государственные капиталовложения, собственные средства региона и его предприятий, расположенных на территории СЭЗ, заемные средства банков, средства от продажи местных ценных бумаг и т. п. Желательно на этой стадии определить хотя бы в общем виде долю валютных средств, направляемых на развитие территории СЭЗ. Для данного этапа необходима опережающая переговорный процесс кропотливая работа по территориальному географо-экономическому анализу, определению условий рациональной организации хозяйственной деятельности.
Инвестиционный период (тоже продолжительностью до года) может осуществляться параллельно с предыдущим, и его также можно разделить на два относительно самостоятельных этапа:
1) «переговорный», в процессе которого требуется достичь договоренности с местными и центральными властями о профиле, точном месте расположения и режиме зоны, степени участия властей в реализации проекта. Параллельно должен разрабатываться технический проект создания инфраструктуры зонального образования;
2) создание конкретных инфраструктурных объектов: энерго-, водо- и теплоснабжения, аэропорта, сетей коммуникаций, зданий различного типа (складов, офисов, производственных помещений, готовых к использованию) и т. п. Эти здания и сооружения требуется либо построить заново, либо реконструировать из числа имеющихся. Параллельно со строительными работами на данном этапе должны проводиться мощные рекламные и маркетинговые кампании по привлечению потенциальных инвесторов, чтобы к началу эксплуатационного периода уже имелось определенное их количество. Причем эти инвесторы должны иметь твердое намерение и готовность начать производственно-хозяйственную деятельность в зоне.
Эксплуатационный период делится на два этапа:
1) операционный этап считается наиболее трудным для планирования. Успех на данном этапе зависит от внутренней динамики зоны как саморазвивающейся системы, от политической стабильности в стране и множества иных факторов. В то же время необходимо широко использовать результаты маркетинговых исследований относительно возможностей развития СЭЗ. В начале операционного этапа (на старте) инвесторы приходят в зону в основном из-за преференций, которые определяют условия деятельности резидентов СЭЗ. Как упоминалось выше, эти преференции включают налоговые и таможенные льготы, дешевизну рабочей силы и сырья, наличие производственных помещений, стабильные рынки сбыта произведенной продукции и т. д. На данном этапе очень важно довести до заинтересованных сторон четкий порядок использования земли и других природных ресурсов.
В процессе операционного этапа физический потенциал зоны используется, как правило, не полностью. В случае достижения стопроцентного его использования такая СЭЗ должна либо разрастаться в больший промышленный район, охватывая новые отрасли и производства, либо изменить свой институциональный статус. В любом случае это будет означать начало следующего этапа жизненного цикла зоны, называемого фазой развития;
2) фаза развития привлекает инвесторов, принявших решение заниматься производственно-хозяйственной деятельностью в зоне и около нее. Она основана на принципах делового взаимовыгодного сотрудничества. Инвесторам импонируют стабильность цивилизованного законодательства, налаженные деловые связи и нормальное отношение властей страны — учредителя СЭЗ. Поэтому резиденты расширяют свою деятельность, зона крепнет и приносит дополнительные выгоды всем.
Вышеизложенное позволяет сделать некоторые предварительные выводы: для наиболее эффективного функционирования свободных экономических зон необходимо четко определить стратегические и тактические цели, а также задачи, которые следует решить в процессе их деятельности. Причем сделать это необходимо еще в доинвестиционном периоде. Не менее важным является разработка и неуклонная реализация основных принципов деятельности СЭЗ, так как их наличие и соблюдение свидетельствуют о стабильности и перспективности функционирования каждой конкретной зоны.