Мировой опыт развития СЭЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание

Свободные экономические зоны в настоящее время являются важным инструментом общенационального экономического развития и стимулирования внешнеэкономических связей. Это одна из новых, получивших широкое распространение в последние десятилетия форма международного разделения труда. Они представляют собой четко территориально ограниченные районы со специфическими таможенными и торговыми режимами, характеризующиеся общей свободой перемещения капитала, товаров и специалистов.

Работа состоит из  1 файл

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН.docx

— 65.26 Кб (Скачать документ)

     4. Технологический полюс (Tehnology polus) - представляет собой территорию, где налицо стратегически важные факторы инновационных процессов: высококвалифицированная рабочая сила, деятельность по фундаментальным и прикладным исследованиям, несколько объектов по инкубаторским услугам и банки или аналогичные учреждения, субсидирующие инновации

     5. Технологический округ (Tehnology zircum) – эта структура включает уже отмеченный полюс плюс развитый промышленный округ и минимально один парк научного характера.

     6. Промышленный парк (The industry park) - промышленным парком обычно называют неспецифическое территориальное сосредоточение предприятий, которые не характеризуются общностью. Предлагая выгодные условия для их размещения (транспортная привязка, арендная плата, налоговые льготы и т.д.), государство оказывает поддержку производителям, размещаемым в регионах со слабой структурой. Сроки их размещения в промышленных парках, как правило, не ограничиваются.

     7.Бизнес-инкубатор  (The business-incubator) - в отличие от промышленного парка, призван улучшить условия для роста и выживания вновь созданных предприятий и представляет в их распоряжение комплекс зданий модульного типа за выгодную арендную плату, а также общие услуги (телефакс, компьютер, коммуникации и т.д.), оказывает поддержку менеджменту. Принятие новых членов в бизнес-инкубатор связано в большинстве случаев с наличием определенных условий (например, открытие нового предприятия, вероятность выживания). По истечении определенного времени предприятия должны покинуть бизнес-инкубатор, чтобы уступить место новым претендентам.

     8. Научно-технический парк (Science-teсhnology park) - представляет собой территориальное (как правило, подрегиональное) сосредоточение ориентированных на современные технологии предприятий, которые приобретают характер парка в силу государственного и ландшафтного оформления. Технологический парк должен быть не только местом производства и научных исследований, но и местом для жизни работающих. Время нахождения в технологическом парке в большинстве случаев не ограничено. [4, с. 26]

     Анализируемые типы СЭЗ далеко не исчерпали все  многообразие этих экономических формирований. По данным ООН в настоящий момент в мире насчитывается несколько  десятков экономических организационных  структур с набором самых различных  льгот  для привлечения национальных и зарубежных инвестиций.

     Назовем некоторые из этих экономических  формирований:

     • зоны свободной экономики (The zones of the free economic);

     • зоны содействия инвестициям (The zones of the assistance to the investitions);

     • зоны совместного предпринимательства (The zones of the consistent employment);

     • зоны беспошлинного производства (The zones of the undutyal production);

     • научно-технические зоны (The scientific-technical zones);

     • беспошлинные экспортно-промышленные зоны (The undutyal export-industrial zones);

     • зоны экономического благоприятствования (The zones of the economic prosperity);

     • зоны беспошлинной торговли (The zones of the undutyal trade);

     • внешнеторговые зоны (The foreigntrade zones);

     • зоны беспошлинного промышленного производства (The zones of the undutyal industrial production);

     • экспортные беспошлинные зоны (The export-undiityal zones);

     • экспортные промышленные зоны (The export industrial zones);

     • банковские и страховые зоны (The banking and insurance zones);

     • вольные гавани (The free havens):

     • открытые города (The open towns);

     • трансграничные зоны роста (The transborder zones of development);

     • зоны развития импорта (The zones of the development of the import);

     • зоны внешней торговли (The zones of the foreign trade) и др. 

     Итак, можно сделать вывод, что свободные  экономические зоны, во всем своем  многообразии, могут удовлетворить  запросы даже самого требовательного  инвестора. Они, предоставляя широкие возможности, способны привлечь иностранный капитал именно в ту сферу, которая, по мнению правительства страны, наиболее в этом нуждается: надо активизировать научную деятельность - свободные научно-технические зоны; использовать простаивающие помещения - торгово-складские зоны; поощрить использование местного сырья и поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны - экспортно-производственные зоны; а если и первое, и второе, и третье - комплексные зоны. В целом, классификация зон представляет собой общее деление на группы исходя из того, какие возможности зоны способны предоставить будущим резидентам. [7, с. 56-57] 

     1.4 Режим хозяйственной деятельности в СЭЗ: система льгот и стимулов 

     Мировая практика свидетельствует, что стремление различных стран образовать на своей  территории свободные экономические  зоны в основном мотивировано предоставлением иностранному и местному капиталу, действующему в СЭЗ, таможенных, налоговых и иных финансовых и административных льгот. Определенному типу зон соответствуют конкретные льготы и стимулы. Цель последних состоит в решении каких-либо конкретных задач (например, ускоренное создание отдельных видов производственной инфраструктуры) либо в поощрении определенных видов деятельности (например, создание экспортного производства, предоставление банковских, информационных услуг и т.д.), либо в привлечении в свободную зону инвесторов определенного типа (например, мелкие или крупные компании).

     Выделяют  четыре основные группы льгот.

     1. Таможенные (внешнеторговые) льготы предусматривают введение на территории СЭЗ особого таможенного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) по сравнению с остальной частью страны и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций.

     2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут включать налоговые каникулы (от 5 до 20 лет), освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, местных налогов, полностью или частично, от налогов на прибыль, недвижимость, имущество, собственность, доходы иностранного персонала, перевод за границу прибыли и т.д. В отдельных случаях для иностранных инвесторов предусмотрены и другие льготы, такие, как инвестиционные ссуды и инвестиционные дотации. Инвестиционные ссуды представляют собой дополнительные скидки с подоходного налога (10—50%) в зависимости от основного оборудования и применяются по истечении льготного периода. Инвестиционные дотации — безвозмездные денежные субсидии новым инвесторам. Эти субсидии зависят от размера капиталовложений и, как правило, предоставляются компаниям с ограниченными финансовыми возможностями и предприятиям с низкой рентабельностью.

     3. Финансовые льготы включают различные формы субсидий, ко-торые предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др. Кроме того, во многих государствах мира, где успешно функционируют свободные экономические зоны, практикуется не только временное использование и аренда земли иностранцами, но и свободная продажа земли. Иностранцами это воспринимается как естественное и очень весомое доказательство серьезности намерений принимающей стороны. По сути дела, это действует как существенная льгота для иностранных инвесторов.

     4. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг предприятиям, расположенным на территории зоны. Во многих странах, где образованы специальные экономические зоны, широкое распространение получили также системы обслуживания инвесторов «в одном месте» или «за 24 часа», когда все вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с регистрацией компаний и осуществлением капиталовложений, решаются в оперативном порядке на месте.

     Названные льготы применяются в самых различных  комбинациях в зависимости от условий деятельности той или  иной СЭЗ. Тем не менее для каждого типа зоны существует стандартный набор льгот и стимулов, определяющий ее типовую специфику и принадлежность.

     В зонах свободной торговли основные льготы касаются сферы таможенного  обложения. Товары иностранного производства, ввезенные на территорию СЭЗ, не подлежат в период их хранения в СЭЗ (до их реэкспорта или импорта на внутренний рынок) обложению таможенными пошлинами, а также освобождаются от других видов контроля над импортом. Товары, которые экспортируются из зоны в  третьи страны, не облагаются таможенными  пошлинами и, как правило, не подлежат внутреннему налогообложению, т.е. освобождаются  от налога на добавленную стоимость, от местных налогов и налога на имущество (при импорте на территорию страны базирования зоны все налоги взимаются).

     Все же прочие законы о налогообложении  юридических и физических лиц, а  также общие положения об охране окружающей среды, охране труда и  здоровья, организации хозяйственной  деятельности действуют в зонах  так же, как и на остальной территории страны.

     В торгово-производственных зонах льготы призваны не только со-действовать  росту предпринимательской активности, но и регулировать приток капитала и объем выпускаемой продукции  в соответствии с приоритетами экономического развитая страны и ее отдельных территорий.

     Наиболее  часто в экспортно-производственных зонах применяются следующие  льготы:

     ■ освобождение от импортных пошлин на сырье, полуфабрикаты и готовые товары, используемые в производстве экспортной продукции;

     ■ освобождение от уплаты налога на продажи экспортной продукции, так же как и на все товары и услуги, приобретаемые в стране базирования зоны и используемые в процессе производства;

     ■ налоговые каникулы или частичное освобождение от налога на прибыль или доходы предприятий, участвующих в экспортном производстве;

     ■ предоставление субсидируемых услуг, связанных с арендой земли, офисных помещений, использованием водоснабжения, электричества и т.д.

     В производственных зонах импортной  ориентации система льгот и стимулов имеет свою специфику в сравнении  с чисто экспортными зонами. Отличия  сводятся к следующему:

     ■ отмена пошлин и квот на товары, поставляемые из зоны на территорию страны;

     ■ налоговое стимулирование экспорта произведенных в зоне товаров и услуг на внутренний рынок;

     ■ финансовое стимулирование взаимодействия с внезональными предприятиями;

     ■ административная регламентация по обязательному использованию в производстве местного сырья и материалов.

     В технико-внедренческих зонах (технополисах и технопарках) промышленно развитых стран применяется фактически тот же набор льгот и стимулов, который действует в данной стране по отношению ко всем инвесторам и производителям, занятым в наукоемких отраслях. Кроме того, «венчурным» компаниям, например, в США предоставляется помощь на льготных условиях, которая, в частности, включает аренду производственных и конторских помещений, оказание консультативных услуг, осуществление технологической экспертизы индивидуальных изобретений, содействие в получении займов у администрации по делам малого бизнеса и др.

     В технологических парках в новых  индустриальных странах, например в  Малайзии, Сингапуре, на Тайване, где  такие парки участвуют в производстве экспортной продукции, инвесторам предоставляются  льготы, характерные для экспортно-производственных зон.

     В свободных экономических зонах  комплексного типа действует стандартный  набор таможенных, налоговых, финансовых и административных льгот, который  варьируется в зависимости от функциональной направленности и масштабности работ, осуществляемых той или иной зоной.

     Создание  оптимальной системы льгот и  стимулов для различных типов  свободных экономических зон  представляет собой довольно сложную  задачу. Для каждого типа зон требуется свой набор льгот и поощрений, разрабатываемый с учетом мирового опыта и местных особенностей. В то же время льготы следует тщательно дозировать с тем, чтобы не нанести излишнего ущерба государственной казне страны базирования СЭЗ. В целом льготы должны служить дополнительным средством в реализации имеющихся сравнительных преимуществ данного региона, а не механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов развития.

     Льготы, предоставляемые свободными экономическими зонами, не всегда являются главным  стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными  в этом отношении могут оказаться  такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем при  прочих равных условиях на первый план выступают предоставляемые льготы и стимулы.[8, с.44-45]

Информация о работе Мировой опыт развития СЭЗ