Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 16:34, лекция
Модель количественной дуополии, предложенная американским экономистом Э.Чемберлином, предусматривает ответную реакцию конкурента на действия соперника. Каждый производитель исходит из предположения о том, что после принятия им решения об объеме выпуска выпуск конкурента будет изменяться. В интересах каждого из конкурентов действовать так, чтобы их совместная прибыль стала максимальной, что возможно при установлении монопольной цены. Условно пошаговое (а фактически одновременное) принятие решений приводит к достижению наиболее выгодного результата для обоих соперников без вступления их в открытый сговор.
Модель дуополии Чемберлина
Модель
Предположим, что при выполнении условий, описанных в модели Курно, одна из фирм первой вступает на рынок. При отсутствии конкурента она назначает монопольный объем выпуска
планируя, что при монопольной цене
она получит оптимальную прибыль
Графическая иллюстрация этого этапа представляет собой выбор точки А на прямой спроса DD′.
Конкурирующая фирма полагает, что выпуск первой фирмы не изменится и рассчитывает на остаточный спрос . Геометрически это действие можно рассматривать как перенос системы координат со смещением начала координат в точку (qm:,0)
Уравнение остаточного спроса имеет вид:
В пределах остаточного спроса вторая фирма ведет себя как монополист и назначает объем выпуска
равный половине монопольного выпуска первой фирмы. В результате суммарный отраслевой выпуск увеличится, а следовательно, снизится цена:
При этой сниженной цене первая фирма получит прибыль
а вторая:
Получив прибыль меньше ожидаемой, первая фирма решит сократить выпуск на величину выпуска конкурента, т.е. вдвое, чтобы суммарный выпуск и, соответственно, цена, вернулись к монопольным.
Вторая фирма, понимая, что
лучше продавать тот же объем
по более высокой монопольной
цене, согласится сохранить уровень
выпуска неизменным.
Таким образом, дуополисты, не вступая в открытый сговор, разделили рынок поровну: равновесный выпуск равен
и при монопольной цене прибыль конкурентов одинакова: