Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:15, курсовая работа
Стабильность денежного обращения, а следовательно, финансовых и кредитных отношений зависит от того, обеспечены ли и в какой степени эти отношения товарами и услугами. Это требует также того, чтобы в рыночной системе одновременно имело место двойное равновесие – на товарном и денежном рынке. Разработкой модели двойного равновесия занимался английский экономист Дж. Хикс.
Модель IS-LM как теория совокупного спроса: построение кривой совокупного спроса.
Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики.
Относительная эффективность фискальной и денежно-кредитной политики.
Эффект вытеснения.
Стимулирующий эффект. Ловушка ликвидности.
Использование модели IS – LM для анализа стабилизационной позиции в Республике Беларусь.
2.1Относительная эффективность фискальной и денежно-кредитной политики.
Относительная
эффективность бюджетно-
а)
степени чувствительности функций
инвестиций и чистого экспорта к
динамике рыночной ставки процента (коэффициенты
d и n);
б)
степени чувствительности спроса на
деньги к динамике рыночной ставки
процента (коэффициент h).
Относительная
эффективность стимулирующей
Расхождения
между неокейнсианцами и монетаристами
состоят не только в вопросах ценообразования
или спроса на деньги, но и в оценке воздействия
денег на развитие рыночного хозяйства.
Эти подходы по-разному представляют механизм
функционирования рыночной экономики.
Монетаристы
(как и неоклассики) утверждают, что рыночное
хозяйство в условиях полного использования
всех ресурсов автоматически стремится
к поддержанию равновесного состояния,
что там безотказно действуют некие встроенные
«пружины» и «стабилизаторы» экономического
развития. Отсюда рецепт для государственной
политики: поменьше вмешательства в процессы
воспроизводства, так как это только приносит
вред и разрушает индивидуальную свободу.
В
то же время неокейнсианцы заявляют,
что внутренние механизмы рыночного хозяйства
не в силах вывести экономику из длительных
периодов застоя и кризисов, поэтому они
пропагандируют активную политику государственного
регулирования рыночного хозяйства.
Макроэкономическая
модель монетаристов отводит приоритетную
роль в регулировании совокупного спроса
денежной или монетарной политике государства,
тогда как неокейнсианцы подчеркивают,
наряду с денежной, важность, также фискальной
политики.
Различия
позиций монетаристов и неокейнсианцев
по этому вопросу вытекают из следующих
предпосылок. Если считать, что спрос на
деньги обладает стабильностью и предсказуемостью,
а предложение денег – экзогенно, то, следовательно,
Центральный банк может путем денежной
политики увеличить или, наоборот, сократить
расходы хозяйственных агентов, т.е. может
проводить эффективное регулирование
экономического развития страны. Если
же полагать, что спрос на деньги неустойчив,
а предложение денег имеет эндогенный
характер, то денежная политика Центрального
банка будет неэффективна и более надежно
можно регулировать экономику путем фискальной
политики.
Центральный
банк играет ключевую роль и занимает
монопольное положение не только
в сфере эмиссии банкнот, но и
в сфере проведения монетарной политики
государства, которая рассчитана на
краткосрочные периоды и
Важнейшими
инструментами кредитно-
-
операции на открытом рынке;
-
учетно-процентная дисконтная
-
изменение нормы обязательных
резервов для банковских учреждении.
Главным
направлением кредитно-денежной политики
Центрального банка являются операции
на открытом рынке.
Следует
заметить, что интернационализация
хозяйственной жизни
В
80-е годы западные страны внесли существенные
изменения в кредитно-денежную политику
своих Центральных банков. Произошел
пересмотр основ экономической
политики государств, выразившийся в
отходе от кейнсианских постулатов и возвращении
к неоклассическим идеям (концепции монетаризма).
На практике это привело к переносу центра
тяжести в экономической политике с традиционного
ориентира (динамики процентной ставки)
на изменение величины и темпов роста
денежной массы.
Механизм
проведения монетарной политики Центробанком
заключается в следующем. Воздействуя
различными методами на объем денежной
массы и кредита, Центральный
банк влияет на конечный совокупный спрос
через ряд последовательных звеньев:
денежная масса (предложение денег
МS), норма процента (r), капиталовложения
(I), совокупный спрос (AD), национальный
доход (Y).
Механизм
реализации принятых Центральным банком
решений включает в себя пять этапов.
На первом этапе Центральный банк
своими действиями (например, покупая
облигации у коммерческих банков
или снижая минимальную ставку резервных
требований) увеличивает денежную массу.
На втором этапе происходит мультипликационное
расширение банковских депозитов, предложение
денег увеличивается. На третьем
этапе рост предложения денег
ведет к их удешевлению, то есть к
падению процентной ставки, что расширяет
спрос на инвестиции. На четвертом
этапе результатом снижения процентной
ставки будет увеличение частных
и государственных инвестиций. И,
наконец, на пятом этапе рост капиталовложений
(инвестиций) повлечет за собой повышение
доходов, расширение производства, увеличение
занятости и ускорение темпов
инфляции.
Таким
видится кейнсианцам общий ход воздействия
денежной политики государства на изменение
инвестиций, занятости и валового национального
продукта. Однако в реальной жизни денежная
политика порой приводит к непредсказуемым
результатам, ее эффективность снижается
в результате развития побочных, сопутствующих
процессов.
В
экономике следует различать
краткосрочные и долгосрочные результаты
денежной политики государств. Неокейнсианцы
исходят из посылки, что заработная плата
и цены – это негибкие инструменты, они
относительно стабильны. Поэтому правительство
может довольно быстро добиться роста
ВНП через увеличение денежной массы (согласно
изложенной выше схеме). В долгосрочном
плане эта политика уже не приведет к значительному
росту ВНП, а вызовет лишь инфляцию.
Монетаристы
считают иначе. В их представлении цены
и заработная плата – это гибкие инструменты.
Поэтому политика контроля над денежной
массой и в краткосрочном, и долгосрочном
периоде способна контролировать лишь
темп инфляции.
На
практике денежная и фискальная политика
государства оказываются тесно
взаимосвязанными. Меры правительства
по финансированию дефицита бюджета
ведут, прежде всего, к увеличению денежной
массы, так как используются кредиты
Центрального банка, что сопровождается
мультипликационным эффектом расширения
банковских депозитов. Следовательно,
фискальная политика опирается на денежную.
Денежная
политика, как приоритетный метод
регулирования, в последнее время
приобрела сторонников не только
среди монетаристов, но и среди неокейнсианцев.
Они признают, что методы денежной политики
осуществляются очень оперативно и гибко
– в отличие от мер фискальной политики,
которые требуют длительных согласований
между законодательными и административными
органами, что понижает их эффективность.
С помощью денежной политики можно успешно
бороться с инфляцией и преодолевать небольшие
спады в развитии экономики.
К
преимуществам монетарной политики
можно отнести:
1.
Отсутствие внутреннего лага. Внутренний
лаг представляет собой период
времени между моментом
2.
Отсутствие эффекта вытеснения.
В отличие от стимулирующей
фискальной политики
3.
Эффект мультипликатора.
Недостатки
монетарной политики следующие:
1)
возможность инфляции. Стимулирующая
монетарная политика, т.е. рост
предложения денег, ведет к
инфляции даже в краткосрочном,
2)
наличие внешнего лага в связи
со сложностью и возможными
сбоями в механизме денежной
трансмиссии. Внешний лаг
Политика
«дешевых денег», проводимая центральным
банком, может обеспечить коммерческие
банки дополнительными
Реакция денежного рынка на
рост предложения зависит от
вида кривой спроса на деньги.
Серьезное падение ставки
Существенное
снижение ставки процента в результате
роста предложения денег может
не привести к серьезному увеличению
инвестиционных расходов, если их чувствительность
к изменению ставки процента
низка (кривая инвестиций крутая) (рис.13.2.(б)).
Если чувствительность инвестиционного
спроса к динамике ставки процента высока,
и инвестиционные расходы увеличились
в результате падения ставки процента,
то рост совокупных расходов может не
привести к увеличению реального выпуска,
если экономика находится в состоянии
полной занятости (на уровне потенциального
объема производства), что соответствует
вертикальной кривой совокупного предложения
(рис.13.2.(в)).
Таким образом, нарушение в
любом звене передаточного
Более того, наличие у монетарной
политики значительного
3)
наличие побочных эффектов, вызываемых
изменением предложения денег,
которые также снижают