Модель IS-LM

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 17:15, курсовая работа

Описание

Стабильность денежного обращения, а следовательно, финансовых и кредитных отношений зависит от того, обеспечены ли и в какой степени эти отношения товарами и услугами. Это требует также того, чтобы в рыночной системе одновременно имело место двойное равновесие – на товарном и денежном рынке. Разработкой модели двойного равновесия занимался английский экономист Дж. Хикс.

Содержание

Модель IS-LM как теория совокупного спроса: построение кривой совокупного спроса.
Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики.
Относительная эффективность фискальной и денежно-кредитной политики.
Эффект вытеснения.
Стимулирующий эффект. Ловушка ликвидности.
Использование модели IS – LM для анализа стабилизационной позиции в Республике Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 88.77 Кб (Скачать документ)

     Одновременно  падение ставки процента (цены кредита) снижает заинтересованность коммерческих банков выдавать кредиты, увеличивая их избыточные резервы (excess reserves), что сказывается на величине нормы резервирования (коэффициента rr, равного отношению резервов к депозитам (rr = R/D) и представляющего собой сумму нормы обязательных резервов (ur), устанавливаемой центральным банком, и нормы избыточных резервов (er), определяемой самими коммерческими банками (rr = ur + er)).  

     Рост  нормы депонирования и нормы  резервирования ведет к снижению величины денежного мультипликатора, что существенно ослабляет эффект воздействия монетарного импульса на экономику (рис.13.3.(а)). Рост денежной базы от Н1 до Н2 может привести к росту денежной базы от М1 до М2, если не меняется величина мультипликатора, и лишь до М3, если происходит уменьшение величины денежного мультипликатора вследствие роста нормы депонирования (как в данном случае) и/или нормы резервирования;

       

       

     4) противоречивость целевых ориентиров (дилемма целей) монетарной политики. Дело в том, что центральный  банк не может одновременно  регулировать и предложение денег,  и ставку процента, поскольку  оба эти показателя определяют  координаты точки равновесия  денежного рынка.           Если центральный банк ставит  целью поддержание на неизменном  уровне ставки процента,  то  поскольку при увеличении спроса  на деньги (сдвиг вправо кривой  спроса на деньги от MD1 до MD2), ставка  процента повышается от R1 до R2 (рис.13.3.(б)), центральный банк должен увеличить  предложение денег до MS2, т.е не может контролировать величину денежной массы, и она становится из экзогенной величины эндогенной величиной, полностью подчиненной цели удержания на неизменном уровне ставки процента.   И наоборот, если центральный банк ставит целью поддержание неизменной величины предложения денег, он теряет контроль за ставкой процента, поскольку при росте предложение денег (от MS1 до MS2 на рис.11-3(б)), ставка процента будет снижаться (от R1 до R3), а при сокращении предложения денег ставка процента будет возрастать.  

     В результате монетарная политика может  привести к дестабилизации экономики. Если центральный банк для стабилизации экономики ставит своей задачей  не контроль предложения денег, а  поддержание на неизменном уровне ставки процента, то рост дохода (выпуска) в  период подъема приведет к росту  трансакционного спроса на деньги и, следовательно, общего спроса на деньги, что при неизменном предложении денег вызовет увеличение ставки процента. Для снижения ставки до первоначального уровня центральный банк вынужден увеличивать предложение денег, что в результате может создать дополнительный импульс для роста экономики, превращая здоровый подъем в инфляционный бум. В период спада политика по поддержанию неизменной ставки процента приведет к тому, что центральный банк для предотвращения падения ставки процента, вызванного снижением общего спроса на деньги в результате снижения деловой активности, должен сократить предложение денег, что будет иметь следствием еще большее сокращение совокупного спроса и усиление спада; 

     5) потеря центральным банком контроля  над предложением денег в условиях  зависимости монетарной политики  от фискальной политики правительства.  В этом случае предложение  денег также превращается из  экзогенной величины в эндогенную. Если деятельность  центрального банка направлена на решение бюджетных проблем, т.е. обеспечение финансирования роста государственных расходов (при проведении правительством стимулирующей фискальной политики) или финансирования дефицита государственного бюджета, то монетарная политика становится полностью подчиненной решению проблем фискальной политики.  

     Как известно, увеличение государственных  расходов и дефицит государственного бюджета могут финансироваться  за счет:  

     а) покупки центральным банком государственных  ценных  бумаг  или  прямой  эмиссии  денег  (так называемой монетизации дефицита государственного бюджета);  

     б) покупки государственных ценных бумаг населением (внутренний долг);  

     в) займов у иностранного сектора (внешний  долг). Если по каким-то причинам долговое финансирование невозможно (как правило, в экономиках развивающихся стран  и в переходных экономиках) или  считается нецелесообразным, то правительство  использует эмиссионный способ, что, с одной стороны, провоцирует  инфляцию, а, с другой, лишает центральный  банк самостоятельности в определении  направлений монетарной политики. Монетарная политика становится «заложницей» решения  фискальных проблем. 

     Кроме того, монетарная политика центрального банка не может быть независимой, а предложение денег экзогенной величиной  в  открытой экономике  при режиме фиксированных валютных курсов, поскольку изменение предложения  национальной валюты (валютные интервенции  ЦБ), особенно в условиях абсолютной мобильности капитала,  подчинено  цели поддержания на неизменном уровне валютного курса национальной денежной единицы.( Т.А. Фролова

     Экономическая теория: конспект лекций

       Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.) 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы:

  1. Дорнбуш Р., Фишер С., Макроэкономика/Р. Дорбнуш, С. Фишер – М.: Инфра-М, 2007.- 521с.
  2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., В40 Макроэкономика. 2-е изд. – СПб, 2006. – 544 с: ил. (Серия «Учебник для вузов»).
  3. Кузнецов Б.Т., К89  Макроэкономика: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/Б.Т. Кузнецрв – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 463 с.
  4. Ивашутин А.Л., И24 Макроэкономика: учеб. Пособие/А.Л. Ивашутин. – Минск: Амалфея, 2008. – 340 с.
  5. Шагас, Н.Л., Туманова, Е.А., Макроэкономика -2: Учебник для вузов/Н.Л. Шагас, Е.А. Туманова.- М.: Издательство МГУ, 2006.- 427с.
 
  1. Селищев А.С., С29 Макроэкономика. – СПб.: «Издательство Питер», 2000. – 448 с.: ил. – (Серия «Базовый курс»).
  2. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ. – М.: Издательство МГУ, 1994. – 736 с.
  3. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Р., С15 Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. – М.: Дело, 1996. – 848 с.
  4. Лемешевский И.М., Л44 Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для студентов эконом. Специальностей вузов/И.М. Лемешевский. – 3-е изд., 80П. и перераб.  -  Минск: «ФУА информ», 2009. – 702 с.
  5. Э.А. Лутохина, В.В. Козловский и т.д. Макроэкономика: социально –ориентированный подход: учебник М16 для студентов эконом.  специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е изд., перераб. и доп./Э.А. Лутохина (и др.); под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 442 с.,ил.
  6. М16 Макроэкономика: учеб. Пособие для студентов заочной и дистанционной формы обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям: 2-е изд., исправленное/Т.С. Алексеенко (и др.); под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина , 2009. – 380 с. Ил.
  7. М16 Макроэкономика: Учеб.  пособие /М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г.  Муталшинов и др.; под ред. М.И. Плотницкого. 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004 – 462 с.
  8. Макроэкономика: социально –ориентированный подход: учебник М16 для студентов эконом.  специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: 2-е изд., перераб. и доп./Э.А. Лутохина (и др.); под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. – 400с.
  9. Макроэкономика: курс интенсивной подготовки/И.В. Новикова (и др.) ; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Яснинского. – 2-е изд. – Минск: Тетра Системс, 2008. – 304 с.
  10. Базылев, Н.И. , Б17 Макроэкономика /Н.И. Базылев. – Минск: Соврем. шк.,2007. – 288 с.
  11. Макроэкономика: учеб. Пособие/А.В. Бондарь (и др.). -  М15 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415с.
  12. Фишер

Информация о работе Модель IS-LM