Модели рынков труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 03:11, контрольная работа

Описание

Рынок труда - особая экономическая категория, охватывающая оплачиваемую занятость, к которой относятся претендующие на рабочее место и все занятые, кроме учащихся и самостоятельных (домашних) работников, ведущих натуральное хозяйство. Занятость последних реализуется вне рынка труда.

Содержание

Введение
1. Виды и модели рынка труда
2. Характеристика зарубежных моделей рынка труда
2.1 Японская модель
2.2 Американская модель
2.3 Шведская модель
3. Особенности российской модели рынка труда
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

модели рынков труда.docx

— 34.23 Кб (Скачать документ)

Для японской модели характерно патерналистское  отношение руководителей компании к персоналу, внимание к непроизводственной стороне жизни работников и заинтересованность последних ко всем аспектам деятельности предприятия. Большую роль в этом отношении играют кружки качества.

Некоторые исследователи усматривают  корни таких отношений в феодальной системе. Другие утверждают, что в  основе такой системы заинтересованность работодателей в защите своих  инвестиций в рабочую силу.

Система пожизненного найма предопределяет в известной мере и решение  проблем сокращения производства и  увольнения работников за счет сокращения рабочего времени, перевода работников на дочерние предприятия, на предприятия  других фирм согласно взаимному соглашению. Эти меры сдерживают рост безработицы. В 70-90-е гг. произошло обострение проблемы занятости населения, вызванное  ускоренной трансформацией производственной структуры, ростом технической оснащенности производства. Сложилась нехватка квалифицированной  рабочей силы при росте общей  безработицы. Центр тяжести в  структуре занятости стал смещаться  в сторону третичного сектора, где  преобладают малые предприятия. В связи с этим осуществлялась модификация системы пожизненного найма, уменьшалась доля постоянно  занятых. Отличительная черта внутреннего  рынка труда в Японии -- создание и функционирование самостоятельных  профсоюзных организаций внутри компаний.

2.2 Американская модель

В США исторически проводится политика поддержания конкурентного состояния  экономики, недопущения ее высокой  централизации, поощряется активная роль предпринимателей, жизненная установка  работников на индивидуальный успех, на зарабатывание денег.

Для американской политики занятости  характерна ориентация на высокую территориальную  мобильность работников между предприятиями, на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях (полученный диплом, сертификат), на признание профессионально-квалификационного  уровня работников при перемене фирмы, на стремление свести издержки предприятия  на производственное обучение к минимуму. Заработная плата на таких предприятиях устанавливается контрактами, коллективными  договорами с учетом спроса и предложения  рабочей силы, классификации работ  по сложности, производительности труда, возможностей предприятий. Имеются  особенности в организации и  содержании деятельности профсоюзов. Они, как правило, строятся по профессиональному  признаку. Страхование по безработице  осуществляется на федерально-штатной  основе. Федеральным законом определены общие принципы страхования по безработице, детализированные законодательством  каждого из штатов. Предприятия и  работники выплачивают взносы отдельно в фонды страхования по безработице  штатов и в Федеральный фонд. Основная сумма фондов образуется за счет налогов  с предпринимателей, устанавливаемых  в процентном отношении к выплаченной  заработной плате. Результатом такой  политики является более высокая  территориальная и профессиональная подвижность, относительно высокий  уровень безработицы (по сравнению  с Японией и Швецией), что характеризует  преобладание внешнего рынка. Но в США  имеется и внутренний рынок труда. Примером служит крупнейшая компания IBM, создавшая для своих работников пожизненные гарантии занятости, непрерывный  рост доходов, многочисленные социальные льготы и поощрения.

 

2.3 Шведская модель

Характеризуется активной политикой  государства в области занятости, в результате чего уровень безработицы  в этой стране минимальный. Главное  направление политики на рынке труда -- предупреждение безработицы, а не содействие уже потерявшим работу.

Своеобразие шведской модели в активной политике занятости, проводимой государством. Государственные органы уделяют  большое внимание повышению конкурентоспособности  рабочей силы через профессиональную подготовку и переподготовку работников, создание рабочих мест как в государственном  секторе, так и путем субсидирования частных компаний, совмещение ищущих работу и вакантных мест, в том  числе и через информацию и  профориентацию, выплату пособий  по переезду к новому месту работы. На эти цели Швеция расходует больше средств, чем любое государство, хотя бюджетные ассигнования на поддержку  занятости не больше, чем в других индустриально развитых странах.

Политика в области занятости  тесно увязана с общими экономическими мерами, в частности, с ограничительной  налоговой политикой, «политикой солидарности»  в заработной плате, поддержкой слабых групп населения, отраслей и регионов, определенных государственной программой предпочтительного развития.

Ограничительная налоговая политика в Швеции направлена на сдерживание  инфляции установлением соответствующих  косвенных налогов на товары, уменьшающих  спрос на них и заставляющих менее  прибыльные предприятия прекращать свою деятельность.

«Политика солидарности» в заработной плате должна обеспечить равную оплату за равный труд, что заставляет высокоприбыльные фирмы платить заработную плату  ниже их возможностей, а малоприбыльные -- сокращать число занятых или  прекращать свою деятельность.

Государство активно поддерживает занятость в секторах, обеспечивающих социально необходимые услуги в  регионах, где традиционная промышленность находится в упадке. Такая взаимоувязанная  комплексная политика государства  поддерживает высокий спрос на рабочую  силу и высокую занятость в  стране. И хотя она не обеспечивает работу всем, но ограничивает безработицу  небольшим удельным весом. Эта политика иногда дает сбои и от нее отказываются, особенно когда к власти на смену  социал-демократам приходят правые партии, но чаще всего вновь возвращаются к ней. Социал-демократическое правительство  в последние годы ослабило внимание к борьбе с безработицей и в 90-е  гг. она стала возрастать.

 

3. Особенности российской  модели рынка труда

Российский рынок труда находится  в стадии становления, поэтому его  модель не обрела еще четких характеристик. Сегодня с достаточной уверенностью можно утверждать, что она ближе  к внешнему рынку труда и для  этого имеются определенные предпосылки.

Во-первых, в России низкая мобильность  рабочей силы с точки зрения ее стихийного движения, что было связано  с высокой монополизацией российской экономики, жестким государственным  регулированием заработной платы, слабой ее дифференциацией в зависимости  от результатов труда. Кроме того, влияло отсутствие рынка жилья, административные ограничения на переезд в другие города.

Во-вторых, низкая мобильность работников в бывшем СССР обусловлена высокой  долей услуг, льгот за счет социальных фондов предприятий, в зависимости  от стажа работника. Работники многих предприятий получали в своем  коллективе жилье, пользовались заводскими детскими садами, детскими лагерями отдыха, бесплатными или льготными путевками  в дома отдыха, профилактории, санатории, льготным питанием и т.д.; размер пенсий зависел от продолжительности работа на одном месте. Это привязывало  работников к предприятию. Наличие  подобных льгот в настоящее время  формирует российский внутренний рынок  труда.

В Советском Союзе существовала государственная монополия, одним  из важнейших проявлений которой  было планомерное развитие всей экономики. Это означало централизованное финансирование строительства новых предприятий  и жилья по всей стране, бесплатную (для учащихся) подготовку специалистов и квалифицированных рабочих  в государственных учебных заведениях и планомерное, централизованное распределение  их по всем новостройкам. И как результат, шло массовое движение работников в  новые регионы, на новые предприятия. В этом плане мобильность была высокой, но в ней преобладали  организованные, планомерные начала со стимулированием заработной платы  и представлением других льгот. Имело  место и стихийное движение, особенно с новостроек, в старые обжитые  районы, когда условия труда переставали  удовлетворять людей, например, с  Дальнего Востока в Европейскую  часть бывшего СССР.

Реформы 90-х гг., разрушив планомерную  систему движения кадров, не создали  нормальных условий для самодвижения трудоспособного населения. В частности, не создан емкий рынок жилья, не преодолены административные ограничения на переезд, особенно в крупные города столичного значения, в регионах имеют место  значительные задержки выплаты заработной платы.

Сегодня подготовка кадров специалистов и квалифицированных рабочих  происходит преимущественно в государственных  учебных заведениях всех типов и  за государственный счет. Доля учащихся частных учебных заведений пока невелика. По своей внутренней сущности образование общественное благо  и роль государства в его осуществлении  всегда будет высокой. Это создает  предпосылки для формирования доминирующего  внешнего рынка труда. Разукрупнение  предприятий и появление множества  мелких фирм способствуют его становлению. Передача социальных объектов предприятий  в собственность муниципальных  органов самоуправления укрепляет  российский внешний рынок труда. Но сохраняется солидная база для  подготовки кадров и у предприятий, которая после выхода из кризиса  может заработать в полную силу. Это послужит основой для роста  внутреннего рынка труда, который  сейчас формируется в большей  степени за счет деятельности коммерческих структур.

Завершение формирования общероссийского  рынка труда сдерживается дестабилизирующими факторами в результате распада  СССР и проведения радикальных (шоковых) экономических реформ.

К дестабилизирующим факторам относятся:

* медленные темпы преодоления  спада производства, вызванного  общим кризисом (кризисом экономической  и политической систем, структурными  деформациями, разрывом хозяйственных  связей, поспешным широкомасштабным  разгосударствлением и приватизацией);

* рост скрытой безработицы;

* стихийная и малоэффективная  конверсия оборонных производств;

* неконтролируемая миграция населения  и рабочей силы между странами  СНГ и из горячих точек бывшего  Советского Союза;

* несовершенство законодательной  базы;

* достаточная взаимосвязь административных  и рыночных методов регулирования  занятости;

* отсутствие информации о вакансиях  за пределами места проживания;

* высокая стоимость проезда.

 

Заключение

Рынок труда -- как и любой другой -- имеет два основных измерения -- количественное и ценовое. Первое определяется числом и составом занятых работников, а также продолжительностью их рабочего времени; второе -- заработной платой, то есть ценой труда как фактора  производства.

В развитых рыночных экономиках заработная плата обладает той или иной степенью негибкости к понижению, причем, в  зависимости от конкретной конфигурации институтов, регулирующих трудовые отношения, негибкостью может отличаться как  номинальная, так и реальная заработная плата.

Такая негибкость была бы невозможна без соответствующего набора институтов, определяющих деятельность рынка труда. Состав этих институтов хорошо известен и конечен. Основные среди них -- минимальная  заработная плата, пособия по безработице, законодательство о защите занятости, налоги на заработную плату (включая  обязательные отчисления работодателей  на социальные цели), объединения работодателей  и профсоюзов, система коллективных договоров и процедуры переговоров  между социальными партнерами.

Но если адаптивный потенциал заработной платы (цены труда) ограничен, то основным механизмом приспособления становится количественная подстройка -- сокращение занятости и рост безработицы. Если при этом занятость чрезмерно  «зарегулирована» административными  барьерами или вменяемыми работодателям  финансовыми издержками, то безработица  может становиться не только неприемлемо  высокой, но и устойчивой во времени. При полной зарегулированности трудовых отношений рынок труда особенно плохо переносит внешние шоки (макроэкономические кризисы), «наказывая»  безработицей в первую очередь молодежь, женщин и другие группы со слабыми  переговорными позициями. Такова ситуация во многих странах континентальной  Европы (Германия, Франция, Италия). рынок  труда заработная плата

Жесткость заработной платы особенно наглядно проявляется в ситуациях  острых кризисов. Так, в годы Великой  депрессии в первой половине ХХ столетия в США занятость резко сократилась, безработица превысила 20%-ную отметку, но реальная заработная плата (у тех, кто сохранил работу) практически  не отреагировала на экономический  спад. Похожая ситуация наблюдалась  в тот период и в Великобритании, где значительные по масштабам сокращение занятости, снижение продолжительности  отработанного времени, рост безработицы  имели место на фоне продолжавшегося  увеличения реальной и лишь незначительного  уменьшения номинальной заработной платы работающих.

Развитие событий в большинстве  стран Центральной и Восточной  Европы (ЦВЕ) в 1990-е годы в целом  шло примерно по той же схеме. Снижение реальной заработной платы было в  них относительно невелико, тогда  как динамика занятости вплотную следовала за динамикой ВВП. Кроме  того, процесс обесценения заработков в этих странах не был затяжным: экономический рост, возобновлявшийся спустя два-три года после начала рыночных преобразований, обеспечивал  их быстрое восстановление до дореформенного уровня.

Иначе развивалась ситуация в России (а также в других странах СНГ), где падение реальной заработной платы оказалось намного глубже, чем в странах ЦВЕ, тогда как  снижение занятости оставалось непропорционально  слабым (относительно глубины падения  ВВП).

В России переходный период стартовал  с сильнейшего шока конца 1991 -- первой половины 1992 года, вызвавшего резкое сокращение ВВП и, как следствие, спровоцировавшего  глубокий коллапс спроса на труд. Безработица, хотя и неуклонно росла, но делала это без лишней спешки. Она достигла своего пика, составившего 14% от экономически активного населения, лишь на восьмом  году переходного периода, вскоре после  финансового краха 1998 года. Массовые увольнения, которых так опасались  власти, имели место только как  единичные и локальные события, но так и не стали повседневной реальностью, заметно влияющей на рынок  труда и социально-политическую температуру в стране.

Всего за период с 1991 по 1998 год общее  число занятых в российской экономике  сократилось с 74 до 64 млн. человек, или  на 13,5%. Финансовый кризис 1998 года стал сильным ударом для всей российской экономики, но в то же время обозначил  начало перелома в ее развитии.

В посткризисный период (1999-2006 годы) безработица снизилась вдвое -- до примерно 7% от численности экономически активного населения, что само по себе -- завидный показатель для стран  с переходной экономикой. Общая занятость  за те же годы увеличилась почти  на 5 млн. человек (с 64 до 69 млн. человек), или на 8%. И все же на фоне быстро «прибавлявшего» ВВП рост числа  занятых был не слишком масштабным, а к середине 2000-х годов потенциал  его дальнейшего расширения оказался, по-видимому, исчерпанным.

Информация о работе Модели рынков труда