Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 03:11, контрольная работа
Рынок труда - особая экономическая категория, охватывающая оплачиваемую занятость, к которой относятся претендующие на рабочее место и все занятые, кроме учащихся и самостоятельных (домашних) работников, ведущих натуральное хозяйство. Занятость последних реализуется вне рынка труда.
Введение
1. Виды и модели рынка труда
2. Характеристика зарубежных моделей рынка труда
2.1 Японская модель
2.2 Американская модель
2.3 Шведская модель
3. Особенности российской модели рынка труда
Заключение
Список литературы
Для японской модели характерно патерналистское
отношение руководителей
Некоторые исследователи усматривают
корни таких отношений в
Система пожизненного найма предопределяет
в известной мере и решение
проблем сокращения производства и
увольнения работников за счет сокращения
рабочего времени, перевода работников
на дочерние предприятия, на предприятия
других фирм согласно взаимному соглашению.
Эти меры сдерживают рост безработицы.
В 70-90-е гг. произошло обострение
проблемы занятости населения, вызванное
ускоренной трансформацией производственной
структуры, ростом технической оснащенности
производства. Сложилась нехватка квалифицированной
рабочей силы при росте общей
безработицы. Центр тяжести в
структуре занятости стал смещаться
в сторону третичного сектора, где
преобладают малые предприятия.
В связи с этим осуществлялась
модификация системы
2.2 Американская модель
В США исторически проводится политика
поддержания конкурентного
Для американской политики занятости
характерна ориентация на высокую территориальную
мобильность работников между предприятиями,
на законченную профессиональную подготовку
в учебных заведениях (полученный
диплом, сертификат), на признание профессионально-
2.3 Шведская модель
Характеризуется активной политикой
государства в области
Своеобразие шведской модели в активной
политике занятости, проводимой государством.
Государственные органы уделяют
большое внимание повышению
Политика в области занятости тесно увязана с общими экономическими мерами, в частности, с ограничительной налоговой политикой, «политикой солидарности» в заработной плате, поддержкой слабых групп населения, отраслей и регионов, определенных государственной программой предпочтительного развития.
Ограничительная налоговая политика в Швеции направлена на сдерживание инфляции установлением соответствующих косвенных налогов на товары, уменьшающих спрос на них и заставляющих менее прибыльные предприятия прекращать свою деятельность.
«Политика солидарности» в заработной плате должна обеспечить равную оплату за равный труд, что заставляет высокоприбыльные фирмы платить заработную плату ниже их возможностей, а малоприбыльные -- сокращать число занятых или прекращать свою деятельность.
Государство активно поддерживает
занятость в секторах, обеспечивающих
социально необходимые услуги в
регионах, где традиционная промышленность
находится в упадке. Такая взаимоувязанная
комплексная политика государства
поддерживает высокий спрос на рабочую
силу и высокую занятость в
стране. И хотя она не обеспечивает
работу всем, но ограничивает безработицу
небольшим удельным весом. Эта политика
иногда дает сбои и от нее отказываются,
особенно когда к власти на смену
социал-демократам приходят правые партии,
но чаще всего вновь возвращаются
к ней. Социал-демократическое
3. Особенности российской модели рынка труда
Российский рынок труда
Во-первых, в России низкая мобильность рабочей силы с точки зрения ее стихийного движения, что было связано с высокой монополизацией российской экономики, жестким государственным регулированием заработной платы, слабой ее дифференциацией в зависимости от результатов труда. Кроме того, влияло отсутствие рынка жилья, административные ограничения на переезд в другие города.
Во-вторых, низкая мобильность работников
в бывшем СССР обусловлена высокой
долей услуг, льгот за счет социальных
фондов предприятий, в зависимости
от стажа работника. Работники многих
предприятий получали в своем
коллективе жилье, пользовались заводскими
детскими садами, детскими лагерями отдыха,
бесплатными или льготными
В Советском Союзе существовала
государственная монополия, одним
из важнейших проявлений которой
было планомерное развитие всей экономики.
Это означало централизованное финансирование
строительства новых
Реформы 90-х гг., разрушив планомерную систему движения кадров, не создали нормальных условий для самодвижения трудоспособного населения. В частности, не создан емкий рынок жилья, не преодолены административные ограничения на переезд, особенно в крупные города столичного значения, в регионах имеют место значительные задержки выплаты заработной платы.
Сегодня подготовка кадров специалистов
и квалифицированных рабочих
происходит преимущественно в
Завершение формирования общероссийского рынка труда сдерживается дестабилизирующими факторами в результате распада СССР и проведения радикальных (шоковых) экономических реформ.
К дестабилизирующим факторам относятся:
* медленные темпы преодоления
спада производства, вызванного
общим кризисом (кризисом экономической
и политической систем, структурными
деформациями, разрывом хозяйственных
связей, поспешным широкомасштабным
разгосударствлением и
* рост скрытой безработицы;
* стихийная и малоэффективная
конверсия оборонных
* неконтролируемая миграция
* несовершенство
* достаточная взаимосвязь
* отсутствие информации о
* высокая стоимость проезда.
Заключение
Рынок труда -- как и любой другой -- имеет два основных измерения -- количественное и ценовое. Первое определяется числом и составом занятых работников, а также продолжительностью их рабочего времени; второе -- заработной платой, то есть ценой труда как фактора производства.
В развитых рыночных экономиках заработная плата обладает той или иной степенью негибкости к понижению, причем, в зависимости от конкретной конфигурации институтов, регулирующих трудовые отношения, негибкостью может отличаться как номинальная, так и реальная заработная плата.
Такая негибкость была бы невозможна
без соответствующего набора институтов,
определяющих деятельность рынка труда.
Состав этих институтов хорошо известен
и конечен. Основные среди них -- минимальная
заработная плата, пособия по безработице,
законодательство о защите занятости,
налоги на заработную плату (включая
обязательные отчисления работодателей
на социальные цели), объединения работодателей
и профсоюзов, система коллективных
договоров и процедуры
Но если адаптивный потенциал заработной платы (цены труда) ограничен, то основным механизмом приспособления становится количественная подстройка -- сокращение занятости и рост безработицы. Если при этом занятость чрезмерно «зарегулирована» административными барьерами или вменяемыми работодателям финансовыми издержками, то безработица может становиться не только неприемлемо высокой, но и устойчивой во времени. При полной зарегулированности трудовых отношений рынок труда особенно плохо переносит внешние шоки (макроэкономические кризисы), «наказывая» безработицей в первую очередь молодежь, женщин и другие группы со слабыми переговорными позициями. Такова ситуация во многих странах континентальной Европы (Германия, Франция, Италия). рынок труда заработная плата
Жесткость заработной платы особенно
наглядно проявляется в ситуациях
острых кризисов. Так, в годы Великой
депрессии в первой половине ХХ столетия
в США занятость резко
Развитие событий в
Иначе развивалась ситуация в России
(а также в других странах СНГ),
где падение реальной заработной
платы оказалось намного
В России переходный период стартовал с сильнейшего шока конца 1991 -- первой половины 1992 года, вызвавшего резкое сокращение ВВП и, как следствие, спровоцировавшего глубокий коллапс спроса на труд. Безработица, хотя и неуклонно росла, но делала это без лишней спешки. Она достигла своего пика, составившего 14% от экономически активного населения, лишь на восьмом году переходного периода, вскоре после финансового краха 1998 года. Массовые увольнения, которых так опасались власти, имели место только как единичные и локальные события, но так и не стали повседневной реальностью, заметно влияющей на рынок труда и социально-политическую температуру в стране.
Всего за период с 1991 по 1998 год общее число занятых в российской экономике сократилось с 74 до 64 млн. человек, или на 13,5%. Финансовый кризис 1998 года стал сильным ударом для всей российской экономики, но в то же время обозначил начало перелома в ее развитии.
В посткризисный период (1999-2006 годы) безработица снизилась вдвое -- до примерно 7% от численности экономически активного населения, что само по себе -- завидный показатель для стран с переходной экономикой. Общая занятость за те же годы увеличилась почти на 5 млн. человек (с 64 до 69 млн. человек), или на 8%. И все же на фоне быстро «прибавлявшего» ВВП рост числа занятых был не слишком масштабным, а к середине 2000-х годов потенциал его дальнейшего расширения оказался, по-видимому, исчерпанным.