Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:36, реферат
Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения: состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;
АНОТАЦИЯ
ХХ век можно назвать веком конкуренции.
Именно тогда явление конкуренции приобрело
международную и глобальную значимость.
Конкуренция – (от лат. concurrere – сталкиваться)
– борьба независимых экономических субъектов
за ограниченные экономические ресурсы.
Это соперничество между товаропроизводителями
за лучшие, экономически более выгодные
условия производства и сбыта товаров,
за получение наивысшей прибыли. Один
подход основывается на повседневном
понимании конкуренции как соперничества
за достижение лучших результатов на каком-либо
поприще.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Понятие
конкуренции…………………………………………………
В
рамках классической экономической
теории конкуренция рассматривается
как неотъемлемый элемент рыночного
механизма. А. Смит трактовал конкуренцию
как поведенческую категорию, когда
индивидуальные продавцы и покупатели
соперничают на рынке за более
выгодные продажи и покупки
Конкуренция
выступает в качестве силы, обеспечивающей
взаимодействие спроса и предложения,
уравновешивающей рыночные цены. В
результате соперничества продавцов
и покупателей устанавливается
общая цена на однородные товары и
конкретный вид кривых спроса и предложения.
Конкуренция обеспечивает функционирование
рыночного механизма
Конкуренция – механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.
Следствием
конкуренции является, с одной
стороны, обострение производственных
и рыночных отношений, а с другой
– повышение эффективности
Во-первых,
конкуренция способствует установлению
равновесной цены, уравнению спроса
и предложения. На чисто конкурентном
рынке отдельные фирмы
Во-вторых,
конкуренция поддерживает общественно
нормальные условия производства и
реализации товаров и услуг. Она
как бы подсказывает товаропроизводителям,
сколько капитала они должны вложить
в производство того или иного
товара. Предположим, что один продавец
затратил на производство какого-нибудь
товара больше средств, чем другой.
При такой ситуации, когда на рынке
установится равновесная цена на
данный вид товара, больше прибыли
будет иметь последний
В-третьих,
конкуренция стимулирует
В-четвёртых,
при противоборстве субъектов рынка
усиливается их социально-экономическое
расслоение. В конкуренции участвует
множество мелких собственников, которые
только начинают вести свою хозяйственную
деятельность. Многие из них, не имея достаточного
капитала, современных средств
Существует
множество критериев и подходов
к классификации конкуренции.
Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.
Предметная
конкуренция – результат того,
что фирмы выпускают, по сути, идентичные
товары, различающиеся лишь качеством
изготовления или даже одинаковые по
качеству. Такая конкуренция иногда
называется межфирменной, что в некоторых
случаях верно, однако, следует иметь
в виду, что межфирменными обычно
являются и два других вида конкуренции.
Конкуренция
может существовать только при определённом
состоянии рынка. Разные виды конкуренции
(и монополии) зависят от определённых
показателей состояния рынка. Основными
показателями являются:
Рассмотрим
характерные черты совершенной
конкуренции.
1. Основной
чертой чисто конкурентного
2. Конкурирующие
фирмы производят
3. На
совершенно конкурентном рынке
отдельные фирмы осуществляют
незначительный контроль над
ценой продукции. Это свойство
вытекает из предшествующих
Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукта есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Покупатели не купят ничего у фирмы А по цене 2,05 доллара, если ее 9999 конкурентов продают идентичный продукт, или точный заменитель, по 2 доллара за штуку. Наоборот, вследствие того что фирма А может продать столько, сколько она считает необходимым, по 2 доллара за штуку, нет причины для нее назначать какую-нибудь более низкую цену, например 1,95 доллара. Потому что это вызвало бы уменьшение ее прибылей.
4. Новые
фирмы могут свободно входить,
а существующие фирмы –
Несовершенная
конкуренция.
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей»3.