Монополистическая конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 17:36, реферат

Описание

Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения: состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;

Работа состоит из  1 файл

реферат конкуренция.docx

— 49.78 Кб (Скачать документ)

АНОТАЦИЯ

         ХХ век можно назвать веком конкуренции. Именно тогда явление конкуренции приобрело международную и глобальную значимость. Конкуренция – (от лат. concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Один подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Понятие   конкуренции……………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество  экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения: состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю; Состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;
 
  • это особый по замыслу вид честной экономической  борьбы, в которой при наличии  в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная  сторона;
 
  • соперничество между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
 
  • соперничество на рынке между производителями  товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли  или достижение иных конкретных целей1.

      В рамках классической экономической  теории конкуренция рассматривается  как неотъемлемый элемент рыночного  механизма. А. Смит трактовал конкуренцию  как поведенческую категорию, когда  индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более  выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. 

      Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В  результате соперничества продавцов  и покупателей устанавливается  общая цена на однородные товары и  конкретный вид кривых спроса и предложения. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования.

      Конкуренция – механизм регулирования пропорций  общественного производства. Через  механизм межотраслевой конкуренции  происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.

      Следствием  конкуренции является, с одной  стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение эффективности хозяйственной  деятельности.

      Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой  продукции, имеют настолько небольшую  часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого  влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция  способствует достижению компромисса  между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что  конкуренция создаёт тождество  частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и  действующие в рамках остроконкурентной  борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению  государственных, или общественных интересов”2.

      Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно  нормальные условия производства и  реализации товаров и услуг. Она  как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить  в производство того или иного  товара. Предположим, что один продавец затратил  на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке  установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли  будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при  избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение  цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким  образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия  производства и в условиях конкуренции  ресурсы распределены эффективно.

      В-третьих, конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства. Так как конкуренция  служит уравнительницей цен, то можно  сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать  тот, кто имеет товары высокого качества с максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно  обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В  настоящее время встречается  много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при  производстве товаров с применением  новой технологии. Следовательно, при  развитии конкуренции с каждым годом  повышается эффективность производства.

      В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка  усиливается их социально-экономическое  расслоение. В конкуренции участвует  множество мелких собственников, которые  только начинают вести свою хозяйственную  деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать  этого соперничества и через  некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют  предприятия и становятся полноправными  и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.  

      Существует  множество критериев и подходов к классификации конкуренции.  

  • Исходя  из степени дифференциации товара конкуренция  подразделяется на однородную, гомогенную (без дифференциации), и разнородную, гетерогенную (с дифференциацией).
 
  • Конкуренция подразделяется на открытую,  закрытую и полузакрытую, если учитывать степень  свободного проникновения в отрасль. 
 
  • Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмой того или иного  рынка, на котором она будет пытаться работать, можно выделить конкуренцию  трех видов:
 

      Функциональная  конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить совершенно различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

      Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные  для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные  автомобили одного класса, но с разными  по мощности двигателями.

      Предметная  конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством  изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых  случаях верно, однако, следует иметь  в виду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции. 

  • В зависимости  от степени антагонизма выделяют конкуренцию без крайностей и  с нарушением норм действующего законодательства
 
  • И, наконец, самая популярная классификация: по состоянию рынка и по способам соперничества.
 

Совершенная и несовершенная конкуренция.

 

      Конкуренция может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными  показателями являются: 

  1. количество  продавцов и покупателей;
  2. характер продукции;
  3. условия входа/выхода на рынок;
  4. информация и мобильность.
 

Рассмотрим  характерные черты совершенной  конкуренции. 

1. Основной  чертой чисто конкурентного рынка  является наличие большого числа  независимо действующих продавцов,  обычно предлагающих свою продукцию  на высокоорганизованном рынке.  Примером служат рынки сельскохозяйственных  товаров, фондовая биржа и рынок  иностранных валют. 

2. Конкурирующие  фирмы производят стандартизированную,  или однородную, продукцию. При  данной цене потребителю безразлично,  у какого продавца покупается продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта. 

3. На  совершенно конкурентном рынке  отдельные фирмы осуществляют  незначительный контроль над  ценой продукции. Это свойство  вытекает из предшествующих двух. В условиях совершенной конкуренции  каждая фирма производит настолько  небольшую часть от общего  объема производства, что увеличение  или уменьшение ее выпуска  не будет оказывать ощутимого  влияния на общее предложение,  или, следовательно, цену продукта. Отдельный конкурирующий производитель  соглашается с ценой; конкурентная  фирма не может устанавливать  рыночную цену, но может только  приспосабливаться к ней.

Иначе говоря, отдельный конкурирующий  производитель находится во власти рынка; цена продукта есть данная величина, на которую производитель не оказывает  влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции  как при большем, так и при  меньшем объеме производства. Запрашивать  более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Покупатели не купят ничего у фирмы А по цене 2,05 доллара, если ее 9999 конкурентов  продают идентичный продукт, или  точный заменитель, по 2 доллара за штуку. Наоборот, вследствие того что фирма  А может продать столько, сколько  она считает необходимым, по 2 доллара  за штуку, нет причины для нее  назначать какую-нибудь более низкую цену, например 1,95 доллара. Потому что  это вызвало бы уменьшение ее прибылей.

4. Новые  фирмы могут свободно входить,  а существующие фирмы – свободно  покидать совершенно конкурентные  отрасли. В частности, не существует  никаких серьезных препятствий  – законодательных, технологических,  финансовых и других, – которые  могли бы помешать возникновению  новых фирм и сбыту их продукции  на конкурентных рынках.   
 

Несовершенная конкуренция. 

Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные  общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми  ресурсами. Монополизация экономики  явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного  производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор  П. Самуэльсон особо  подчёркивает это  обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей»3.

Информация о работе Монополистическая конкуренция