- Большинство
случаев несовершенной конкуренции можно
объяснить двумя основными причинами.
Во-первых, есть тенденция к уменьшению
количества продавцов в тех отраслях,
для которых характерны значительные
экономии от масштаба и уменьшаются издержки.
В этих условиях крупным фирмам производство
обходится дешевле, и они могут продавать
свои продукты по более низкой цене, чем
мелкие, что приводит к "вытеснению"
последних из отрасли.
Во-вторых,
рынки имеют тенденцию к несовершенной
конкуренции, когда существуют трудности
для вступления новых конкурентов
в отрасль. Так называемые "барьеры
входа" могут возникать в результате
государственного регулирования, ограничивающего
количество фирм. В других случаях
может быть просто слишком дорого
для новых конкурентов "прорваться"
в отрасль.
В
теории выделяют различные виды
рынков с несовершенной конкуренцией
(по степени убывания конкурентности):
монополистическая конкуренция,
олигополия, монополия.
Рассмотрим
характерные черты монополии.
1. Монополия
есть отрасль, состоящая из
одной фирмы. Одна фирма является
единственным производителем данного
продукта или единственным поставщиком
услуги; следовательно, фирма и
отрасль – синонимы.
2. Из
первого признака следует, что
продукт монополии уникален в
том смысле, что не существует
хороших или близких заменителей.
С точки зрения покупателя
это означает, что нет приемлемых
альтернатив. Покупатель должен
покупать продукт у монополиста
или обходиться без него.
3. Мы
подчеркивали, что отдельная фирма,
действующая в условиях совершенной
конкуренции, не оказывает влияния
на цену продукта: она «соглашается
с ценой». Это так, потому что
она дает только незначительную
долю совокупного предложения.
Ярким контрастом выступает чистый
монополист, диктующий цену: фирма
осуществляет значительный контроль
над ценой. И причина очевидна:
он выпускает и, следовательно,
контролирует общий объем предложения.
При нисходящей кривой спроса
на свой продукт монополист
может вызвать изменение цены
продукта, манипулируя количеством
предложенного продукта.
4. Существование
монополии зависит от существования
барьеров для вступления. Будь
они экономическими, техническими,
юридическими или другими, определенные
препятствия должны существовать,
чтобы удерживать новых конкурентов
от вступления в отрасль, если монополия
собирается продолжать свое существование.
Когда
монополии производят товар, который
покупатели не могут перепродать, они
часто находят возможным и
выгодным назначать разные цены для
разных покупателей, осуществляя тем
самым ценовую дискриминацию.
Ценовая
дискриминация – продажа отдельных единиц
товара (услуги), произведенных с одинаковыми
затратами, по различным ценам различным
покупателям4.
Различия
в цене отражают в этом случае не
столько какие-либо различия в качестве
или издержках производства товара
для покупателей, сколько способность
монополии произвольно устанавливать
цены.
В зависимости
от способа осуществления ценовой
дискриминации ее делят на три
категории (степени).
1. Ценовая
дискриминация первой
степени (совершенная ценовая дискриминация)
– продажа каждой единицы товара по своей
цене, равной цене спроса на нее, ведущая
к изъятию монополистом всего излишка
покупателя.
В чистом
виде совершенная ценовая дискриминация
трудноосуществима. Приближение к
ней возможно в условиях индивидуального
производства, когда каждая единица
продукции выпускается по заказу
конкретного потребителя, а цены
устанавливаются по договорам с
заказчиками.
2. Ценовая
дискриминация второй
степени – продажа различных объемов
товара (услуг) по разным ценам, так что
цена единицы товара (услуги) дифференцируется
в зависимости от величины партии. К ценовой
дискриминации второй степени относится
также применение кумулятивных скидок
в зависимости от времени реализации товара
(услуги).
3. Ценовая
дискриминация третьей
степени (сегментация рынка) – продажа
единицы товара (услуги) по разным ценам
на различных сегментах рынка. Сегментация
или разделение рынка на отдельные подгруппы
покупателей, каждая со своими особыми
характеристиками спроса, позволяет фирмам
проводить стратегию дифференциации продукта,
чтобы удовлетворить потребности различных
групп покупателей, увеличивая возможности
сбыта своей продукции5.
Возможность
заниматься ценовой дискриминацией
не является легкодоступной для всех
продавцов. Вообще ценовая дискриминация
осуществима, когда реализуются
три условия.
1. Наиболее
очевидно, что продавец должен
быть монополистом или по крайней
мере обладать некоторой степенью
монопольной власти, то есть некоторой
способностью контролировать производство
и ценообразование.
2. Продавец
должен быть способен выделять
покупателей в отдельные классы,
в которых каждая группа имеет
разную готовность или способность
платить за продукт. Это выделение
покупателей обычно основывается
на различной эластичности спроса.
3. Первоначальный
покупатель не может перепродавать
товар или услугу. Если те, кто
покупает на участке рынка
с низкими ценами, могут легко
перепродать на участке рынка
с высокими ценами, происходящее
в результате снижение предложения
увеличило бы цену на участке
рынка с высокими ценами. Политика
ценовой дискриминации, таким
образом, была бы подорвана.
Это верно означает, что отрасли
услуг, например, отрасль перевозок
или юридические и медицинские
услуги, особенно восприимчивы к
ценовой дискриминации
Закон
Республики Казахстан от 19 января 2001
года N 144
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава
1. Общие положения
Статья
1. Цели Закона
1. Целями
настоящего Закона являются развитие
свободной конкуренции, предпринимательства,
защита интересов потребителей
и обеспечение условий для
эффективного функционирования
товарных рынков.
2. Закон
определяет организационные и
правовые меры государственного
регулирования по поддержке предпринимательства,
предупреждению, ограничению, пресечению
и регулированию монополистической
деятельности.
Статья
2. Сфера применения Закона
1. Настоящий
Закон действует на территории
Республики Казахстан и распространяется
на отношения, влияющие на конкуренцию
на товарных рынках республики,
в которых участвуют казахстанские
и иностранные юридические лица
(их филиалы и представительства),
индивидуальные предприниматели,
центральные и местные исполнительные
органы (далее - государственные
органы), а также физические лица.
2. Настоящий
Закон не распространяется на
отношения, связанные с объектами
исключительных прав, кроме случаев,
когда соглашения, связанные с
их использованием, направлены на
ограничение конкуренции.
Статья
3. Антимонопольное законодательство
1. Антимонопольное
законодательство основывается
на Конституции Республики Казахстан
и состоит из норм Гражданского
кодекса Республики Казахстан,
настоящего Закона и иных нормативных
правовых актов Республики Казахстан,
содержащих положения по предупреждению,
ограничению и пресечению монополистической
деятельности, недобросовестной конкуренции
и регулированию деятельности
субъектов естественной монополии.
2. Если
международным договором, ратифицированным
Республикой Казахстан, устанавливаются
иные правила, чем те, которые
содержатся в настоящем Законе,
то применяются правила международного
договора.
Статья
4. Основные понятия
В настоящем
Законе используются следующие основные
понятия:
1) взаимозаменяемый
товар - группа товаров, которые
могут быть сравнимы по их
функциональному назначению, применению,
качественным и техническим характеристикам
и другим параметрам таким
образом, что покупатель действительно
заменяет или готов заменить
их друг другом в процессе
потребления;
2) государственный
реестр субъектов рынка, занимающих
доминирующее (монопольное) положение
на определенном товарном рынке
- поименный перечень субъектов
рынка, осуществляющих предпринимательскую
деятельность в конкурентной
сфере, доля которых на соответствующем
товарном рынке превышает предельную
величину, устанавливаемую ежегодно
антимонопольным органом;
3) государственное
регулирование цен - регулирование
цен, осуществляемое по решению
антимонопольного органа на товары
(работы, услуги) субъектов рынка,
занимающих доминирующее (монопольное)
положение на соответствующем
товарном рынке;
4) конкуренция
- состязательность субъектов рынка,
при которой их самостоятельные
действия эффективно ограничивают
возможность каждого из них
односторонне воздействовать на
общие условия обращения товаров
(работ, услуг) на соответствующем
товарном рынке и стимулируют
производство необходимых потребителю
товаров (работ, услуг);
5) монополистическая
деятельность - противоречащие настоящему
Закону действия (бездействие) субъектов
рынка, государственных органов,
направленные на недопущение,
ограничение или устранение конкуренции
и (или) ущемляющие законные
интересы потребителей;
6) монопольно
высокая цена - цена, устанавливаемая
субъектом рынка, занимающим доминирующее
(монопольное) положение на соответствующем
товарном рынке с целью компенсации
необоснованных затрат и (или)
получения дополнительного дохода
в результате злоупотребления
доминирующим (монопольным) положением;
7) монопольно
низкая цена - цена товара, сознательно
устанавливаемая субъектом рынка,
занимающим доминирующее (монопольное)
положение на соответствующем
товарном рынке, целью установления
которой является ограничение
конкуренции путем устранения
конкурентов с товарного рынка;
8) монопольный
доход - доход, полученный субъектом
рынка в результате осуществления
монополистической деятельности;
9) предельная
величина доли субъекта рынка
на соответствующем товарном
рынке - показатель, являющийся основанием
для включения в государственный
реестр субъектов рынка, занимающих
доминирующее (монопольное) положение;
10) сговор
- согласованные действия между
субъектами рынка, направленные
на установление единой цены
на товары (работы, услуги) либо на
раздел товарного рынка, которые
привели и (или) могут привести
к отрицательным последствиям
на товарном рынке;
11) субъекты
рынка - физические лица, юридические
лица и их филиалы и представительства,
осуществляющие деятельность по
производству, реализации, приобретению
товаров (работ, услуг);
12) товар
(работы, услуги) - продукт деятельности
(включая работы, услуги), предназначенный
для продажи или обмена;
13) товарный
рынок - сфера обращения товара,
не имеющего заменителей или
взаимозаменяемых товаров (работ,
услуг), определяемая исходя из
экономической, территориальной
и технологической возможности
покупателя приобрести товар
(работу, услугу).
Статья
5. Антимонопольный орган
1. Проведение
государственной политики по
развитию товарных рынков и
конкуренции, предупреждению, ограничению
и пресечению монополистической
деятельности, защите конкуренции
и прав потребителей, контроль
за соблюдением антимонопольного
законодательства, регулирование цен,
а также координацию деятельности
других государственных органов
в этой области осуществляет
уполномоченный орган по защите
конкуренции и ограничению монополистической
деятельности - антимонопольный орган
Республики Казахстан.