Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 15:11, контрольная работа
Монополистическая конкуренция представляет собой такой тип рынка, где достаточно большое количество фирм предлагает разнородную (дифференцированную) продукцию. Подобный рынок демонстрирует различия в качестве, внешнем виде или других характеристиках товаров, которые делают их более или менее уникальными при сохранении взаимозаменяемости.
Относительно большое число фирм функционирующих при монополистической конкуренции препятствует заключению тайных соглашений между ними с целью регламентации объемов производства и повышения цен.
Введение………………………………………………………………..3
Признаки монополистической конкуренции……………………...4-8
Эффективность предприятий в монополистической конкуренции
в краткосрочном и долгосрочном периодах…………………….9-14
Тесты………………………………………………………………......15
Заключение……………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………..17
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра
экономической теории
Факультет
финансово-кредитный
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА № 16
по
экономической теории
Тема:
«Монополистическая
конкуренция»
(Ф.И.О.)
(Ф.И.О.)
Москва
– 2009
Введение…………………………………………………………
Признаки монополистической конкуренции……………………...4-8
Эффективность предприятий в монополистической конкуренции
в краткосрочном и долгосрочном периодах…………………….9-14
Тесты……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной
В реальной экономике практически невозможно найти рынок, в котором конкуренция была бы абсолютной, ничем не ограниченной. Рынки, на которых не выполняются условия совершенной конкуренции и производители могут воздействовать на рыночные цены, называются рынками несовершенной конкуренции. Такие рынки неоднородны и разделяются на три типа: рынок чистой монополии, рынок олигополии и рынок монополистической конкуренции.
Интерес к монополистической конкуренции связан, прежде всего, с тем, что этот тип рынка является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм. Поэтому задача в данном случае сводится к выявлению и описанию общих моментов и наиболее характерных закономерностей такой экономической структуры.
Монополистическая конкуренция представляет собой такой тип рынка, где достаточно большое количество фирм предлагает разнородную (дифференцированную) продукцию. Подобный рынок демонстрирует различия в качестве, внешнем виде или других характеристиках товаров, которые делают их более или менее уникальными при сохранении взаимозаменяемости.
Относительно большое число фирм функционирующих при монополистической конкуренции препятствует заключению тайных соглашений между ними с целью регламентации объемов производства и повышения цен.
На рынке монополистической конкуренции
фирмы становятся монополистами по дифференцированному
продукту. Стараясь выделить собственную
продукцию среди множества аналогичных
товаров, фирмы стремятся постоянно улучшать
качество товаров, поддерживать имидж
компании.
Признаки монополистической
Монополистической конкуренцией называют рыночную структуру, которая предполагает наличие большого числа фирм, для нее характерна легкость входа в отрасль и выхода из нее. Однако продукция различных фирм дифференцирована. Типичными примерами рынка монополистической конкуренции являются производство одежды, обуви. Большое распостранение монополистической конкуренции присуще сфере услуг, где множество мелких и средних фирм предлагают дифференцированную продукцию.
Рынок монополистической конкуренции, предполагает наличие черт и монополии и конкуренции. Т.е. это рынок со значительным объемом конкуренции и определенной долей монополии. На практике это означает следующее:
Во-первых, на рынке действует относительно большое количество производителей. Под относительно большим количеством подразумевается наличие 25,35,60 или 70 производителей. В связи с этим фирмы обладают относительно не большими долями рынка и поэтому имеют очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Также такая ситуация гарантирует то, что фирмы не смогут согласовать свои действия с целью изменения объемов производства или искусственного повышения цен. Ограничения по вхождению в отрасль новых фирм отсутствуют. Поэтому «новым фирмам несложно вступить на рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам – выйти, если их товары перестали пользоваться спросом». То, что производители в условиях монополистической конкуренции являются типично небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба и требующийся капитал невелики. Таким образом сложившаяся ситуация позволяет фирме не оглядываться на реакцию конкурентов при незначительном увеличении продаж, путем уменьшения цен на свою продукцию. Потому что влияние ее действий настолько незначительно отразится на каждом из них, что у последних не будет причин реагировать на ее действия.
Во-вторых, каждая из фирм отрасли продает свой особый тип или вариант товара. В таком случае говорят, что рыночная продукция дифференцирована. По существу монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции. Дифференциация продукции - незначительные различия у товаров-субститутов, которые, как правило, являются неценовыми.
Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.
Дифференциация продукции может проявиться в следующих направлениях:
2. Предоставление сопутствующих услуг (доставка, гарантийное обслуживание и т.д.). Услуги и условия их предоставления, являются важным аспектом дифференциации продукта. Один магазин может придавать особое значение качеству обслуживания покупателей. Его работники упакуют покупки и отнесут их к машине покупателя. Конкурент в лице большого розничного магазина может предоставлять покупателям самим упаковывать и переносить свои покупки, но продавать их по более низким ценам. Обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей и обмену ее продуктов, наличие кредита являются аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами.
3.Оформление (обложка, обертка
и т.д.). Красиво и аккуратно упакованный
товар найдет своего покупателя, который
готов заплатить более высокую цену за
привлекательную эстетику приобретаемого
товара.
4.Представление продукта на рынок (реклама).
Дифференциация может также являться
и результатом мнимых различий, созданных
с помощью рекламы, упаковки и использования
торговых знаков и торговых марок. Когда
та или иная марка продукции связывается
с именем какой-либо знаменитости, то это
может повлиять на спрос на эти продукты
со стороны покупателей. Многие потребители
считают, что зубная паста, упакованная
в аэрозольный баллончик, предпочтительней,
чем такая же зубная паста в обычном тюбике.
Хотя существует ряд медикаментов, по
свойствам подобных аспирину, создание
благоприятных условий для продажи и яркая
реклама могут убедить многих потребителей,
что данные виды продукции являются лучшими
и заслуживают более высокой цены, чем
их более известный заменитель. Потребители
отдают предпочтение продукции определенных
продавцов и платят более высокую цену
за эту продукцию, чтобы удовлетворить
свои предпочтения.
5.Близость места сбыта продукции к месту проживания потребителя. Продукты могут также быть дифференцированы на основе размещения и доступности. Небольшие продовольственные магазины и киоски успешно конкурируют с крупными супермаркетами, несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент продуктов. Владельцы небольших продовольственных магазинов и киосков располагают их вблизи от покупателей, в наиболее оживленных местах, нередко они открыты 24 часа в сутки;
6.Система скидок для потребителя на предлагаемый товар, услуги.
Дифференциация предполагает,
что каждая фирма пытается сделать свой
продукт отличным от продукции других
фирм. Чем в большей степени ей удается
сделать свой продукт отличным от продуктов
других фирм, производящих сходную продукцию,
тем большей монопольной властью она обладает,
тем менее эластична кривая спроса на
ее продукт.
Признаки монополистической конкуренции:
Из наличия большого числа фирм вытекает несколько особенностей монополистической конкуренции. Каждая фирма обладает небольшой долей рынка, поэтому имеет очень ограниченный контроль над ценой. Невозможен тайный сговор с целью искусственного повышения цен или ограничения производства. Также можно не учитывать реакцию конкурентов, так как влияние действий одной фирмы на всех остальных очень незначительно.
Положение фирмы в данной рыночной ситуации отличается и от чистой монополии, и от олигополии, и от совершенной конкуренции. В отличие от полной монополии такая фирма, не будучи единственным производителем данного вида продукции, находится под воздействием конкуренции других фирм, производящих данную группу товаров субститутов.
Фирма, находящаяся в ситуации монополистической конкуренции, может не учитывать ответную реакцию конкурентов на свои действия, так как каждый из них оказывает ничтожное воздействие на общие условия реализации продукта. Этим монополистическая конкуренция отличается от олигополии.
И наконец, в отличие от совершенной конкуренции, при монополистической конкуренции объем сбыта ограничен и определяется такими факторами, как рыночная цена, особенности продукта и величина расходов на рекламу.
В состоянии монополистической конкуренции
могут находиться предприятия розничной
торговли, парикмахерские, видеосалоны
и т.д. Очень широко монополистическая
конкуренция представлена на рынке потребительских
товаров: одежда, обувь.