Монополистическая конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 15:11, контрольная работа

Описание

Монополистическая конкуренция представляет собой такой тип рынка, где достаточно большое количество фирм предлагает разнородную (дифференцированную) продукцию. Подобный рынок демонстрирует различия в качестве, внешнем виде или других характеристиках товаров, которые делают их более или менее уникальными при сохранении взаимозаменяемости.
Относительно большое число фирм функционирующих при монополистической конкуренции препятствует заключению тайных соглашений между ними с целью регламентации объемов производства и повышения цен.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Признаки монополистической конкуренции……………………...4-8
Эффективность предприятий в монополистической конкуренции
в краткосрочном и долгосрочном периодах…………………….9-14
Тесты………………………………………………………………......15
Заключение……………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………..17

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 69.61 Кб (Скачать документ)

                                                         Часть II

      Эффективность предприятий в  монополистической конкуренции  в краткосрочном и долгосрочном  периодах

 
      Теория монополистической конкуренции выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды. Особенность ценообразования фирмы в условиях монополистической конкуренции состоит в том, что она сталкивается с разными условиями ценообразования в краткосрочном и долгосрочном периодах. Спрос в условиях монополистической конкуренции является эластичным по цене, но лишь до определенных пределов. Он намного более эластичен, чем в условиях простой монополии. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, аналогичен выбору монополиста. Фирме для эффективного существования необходим выпуск продукции, который бы соответствовал следующим условиям:                                                            

   MR=MC, P>MC

     То есть предельный доход фирмы равен предельным издержкам на производство данного выпуска, но при этом уровень цен должен быть выше уровня предельных затрат. В краткосрочном периоде участник рынка при условиях монополистической конкуренции может как получать прибыль, так и нести убытки. Кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции. Степень эластичности этой кривой зависит от числа конкурентов на рынке и от степени дифференциации продукции (то есть от того, насколько различается представленные в отрасли товары и услуги). Соответственно, чем больше производителей на рынке и чем ниже степень дифференциации, тем более эластичен спрос. И наоборот: потребитель, привыкший к определенному товару, не сможет быстро «переключиться» на потребление другого, если их качества существенно различаются.

Рассмотрим  фирму на рынке монополистической  конкуренции, получающую прибыль в  краткосрочном периоде. Причем пусть  данная фирма производит уникальный товар в своей отрасли, у нее  пока нет (или совсем немного) конкурентов. Кривая спроса на продукцию данной фирмы будет расположена высоко, потому что покупатели согласны платить большие деньги за ( в какой-то степени) уникальную продукцию на рынке.

      Наша фирма производит лимонад - напиток, который, например, слабо представлен в данной отрасли.                             

 

     Точка 1 на графике характеризует равенство предельного дохода предельным издержкам - первое условие эффективности фирмы на рынке монополистической конкуренции. Это соотношение характерно для выпуска 1000 единиц (например, бутылок лимонада). При этом потребители согласны покупать одну такую бутылку лимонада по 30 рублей за бутылку (точка 3 - точка пересечения линии объема выпуска и линии спроса). Уровень общих затрат на единицу выпуска равен 20 рублям за одну бутылку (точка 2 на графике). Значит, прибыль производителя на одну единицу продукции (за одну бутылку лимонада) составит 30-20 = 10 рублей. Дополнительный доход от своего временного монопольного положения при данном уровне выпуска в 1000 бутылок лимонада производитель получит в размере 10000 рублей (10*1000=10000) - за счет того, что его продукция востребована потребителем, который согласен платить за нее достаточно высокую цену.

    Так как в отрасли монополистической конкуренции низкие барьеры на вход, то вероятность появления новых участников, выпускающих товары-заменители, очень велика, поэтому фирма не может долгое время получать такую высокую (почти монопольную) прибылью.

При появлении  на рынке конкурентов кривая спроса на продукцию данной фирмы заметно  снижается (перемещается вниз и влево), фирма теряет свое монопольное преимущество, ее прибыль существенно снижается.

      Рассмотрим положение той же фирмы уже в долгосрочном периоде. Равновесие в долгосрочном периоде определяется двумя моментами.

1. Приходят  новые фирмы - кривая спроса  сдвигается вниз.

2. Фирма  вынуждена для сохранения конкурентоспособности  увеличивать затраты на рекламу,  ассортимент и т д. - поднимается  вверх кривая средних издержек.                                          

 

     Как вы заметили, выпуск фирмы снизился, стоимость единицы выпуска для производителя тоже (МС при данном уровне выпуска соответствует величине в 10 рублей), а ее средние общие затраты в долгосрочном периоде возросли (при данном уровне выпуска средние общие затраты стали равняться величине в 25 рублей, в отличие от краткосрочного периода, когда они были равны только 20 рублей на единицу выпуска).

    При равновесии монополистического конкурента никогда не совпадут точки долгосрочного равновесия (касание линии спроса кривой долгосрочных средних затрат) и минимума средних общих затрат (АТС). И в этом состоит важное отличие равновесия в длительном периоде при монополистической конкуренции от равновесия при совершенной конкуренции. Почему же названные две точки не могут совпасть? Дело в том, что кривая спроса может быть касательной к кривой затрат в точке их минимума только в том случае, если кривая спроса горизонтальна (то есть совершенно эластична, как при совершенной конкуренции). Возможен вариант, когда кривая спроса все-таки пересекает точку минимума затрат фирмы на единицу продукции - значит, какой-то участок этой линии спроса расположен над кривой средних издержек. Тогда в этой отрасли (на этом рынке) есть возможность получать большую прибыль и на рынок еще придут конкуренты, которые уравновесят ситуацию и линия спроса станет касательной кривой средних затрат и не будет касаться этой кривой в точке минимума.

     То есть условиями равновесия монополистического конкурента в долгосрочной перспективе считаем:                                      

    P=ATC, P> min ATC

    При таких условиях у фирмы монополистического конкурента возникают так называемые избыточные производственные мощности, то есть ее объем производства меньше того, который позволяет минимизировать уровень средних затрат.

    Из несовпадения точки долговременного равновесия с точкой минимума средних затрат вытекают три важных следствия.

     Равновесная цена при монополистической конкуренции в длительном периоде превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции (при совершенной конкуренции цена равна минимуму средних затрат). Другими словами, структура рынка монополистической конкуренции заставляет потребителя переплачивать за товар «лишние» деньги.

     При монополистической конкуренции устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем производства. В случае совершенной конкуренции каждая фирма производит продукцию в объеме, соответствующем минимуму средних издержек, так что производство всего продаваемого на рынке объема продукта достигается при минимально возможных затратах. При монополистической конкуренции объем производства каждой фирмы меньше оптимального, и весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле - меньшим числом более крупных фирм.

     3. Так как в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных затрат фирмы (см. график), найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу товара больше, чем израсходовала бы на производство этой единицы фирма. И такая ситуация возникает на всех участках рынка (отрасли). Но увеличение выпуска не в интересах фирм, так как при этом сократилась бы их прибыль.

     Чем выше степень дифференциации продукта, тем более несовершенной является конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. Такова плата общества за большее разнообразие товаров и большие возможности выбора потребителей.

      Примером использования дифференциации продукта в практической деятельности компаний может служить патиентная, или так называемая нишевая, стратегия конкурентной борьбы. Она является одной из наиболее эффективных линий рыночного поведения мелких и средних фирм, позволяющей им добиваться успеха не только в условиях монополистической конкуренции, но и в куда более сложной для них обстановке господства олигополии или монополии.

   Понятие «патиентная стратегия» используется, как правило, как одна из характеристик конкурентной  борьбы в естественных и гуманитарных науках, как-то: биология, экология, психология, социология и т.п.

   Термин «нишевая стратегия» обозначает место, занимаемое фирмой на рынке (вне зависимости от того, велико оно или мало) или небольшие участки рынка.

    Стремление к дифференциации при патиентной (нишевой) стратегии дополняется сосредоточением усилий на производстве продукции, пользующейся ограниченным спросом.

    Прежде всего, ориентация на небольшой участок (узкий сегмент) рынка дает фирме возможность уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями. Борьба с гигантами в производстве массовой продукции заведомо обречена на провал: крупное производство эффективно именно в выпуске товаров большими сериями. Зато в учете специальных запросов потребителя преимущества на стороне той фирмы, которая посвятила всю свою деятельность их изучению и удовлетворению. И здесь роли меняются.

    Чем уже сегмент рынка и чем специфичнее условия деятельности на нем (т. е. чем ярче дифференциация продукта), тем увереннее чувствует себя патиент перед лицом любых конкурентов.

    Действительно, фирма может производить, например, только специализированную продукцию, совершенствовать ее, оттачивать технологии. Соревноваться с ней в этом сегменте крупной компании просто невыгодно (слишком велики затраты и мала отдача от продаж).

    Однако при всех преимуществах, создаваемых узкой специализацией и применением патиентной стратегии, возникают и сложности, о которых не стоит забывать:

-найти (или создать) собственную узкую нишу непросто. Специализация патиента, очевидно, должна обладать определенными «защитными свойствами», то есть препятствовать проникновению на его сегмент рынка конкурентов. В роли такого ограничителя может выступать уникальный технологический опыт, особая сбытовая сеть, исторический престиж марки и т. д.;

-приспосабливаясь к условиям деятельности на специализированном рынке, патиент становится заложником той рыночной ниши, которую он занял или сам создал. До тех пор пока она существует, он обладает массой преимуществ. Стоит ей исчезнуть, и для патиента это окончится провалом;

-опасность утраты самостоятельности.

     Патиентная компания привлекает к себе опасное внимание крупных корпораций потому, что часто только захват обеспечивает доступ к ее патентам, ноу-хау, сбытовой сети. В Америке и Европе распространены так называемые захваты или поглощения маленьких фирм крупными. В России поглощения запрещены законом, но возможны присоединения.

      Рост ограничен. Спрос на продукцию патиента ограничен по объему. В этом случае фирме приходится либо смириться с тем уровнем доходов, который может быть ей обеспечен, либо расширять специализацию, что может отрицательно сказаться на ее преимуществах патиента. 
 
 
 
 
 
 

                                                            Часть III 

                                             Тест 
 

  1. Тип рынка, на котором функционирует от 25 до 50 предприятий, - это монополистическая  конкуренция.
 
  1. На рынке  монополистической конкуренции  в краткосрочном периоде предприятие  может максимизировать прибыль  и минимизировать убытки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Заключение 

    Допущениями модели монополистической конкуренции будут:

  • Множество продавцов и покупателей на рынке (в отрасли).
  • Относительно свободный вход в отрасль.
  • Дифференциация (неоднородность) продукции.

    Факторами дифференциации могут являться:

  • Качественные различия
  • Обслуживание
  • Реклама

В краткосрочном  периоде фирма имеет возможность  пользоваться преимуществом монополиста, а в долгосрочном периоде она  эту привилегию теряет. Это означает, что формула поведения монополистического конкурента в краткосрочном периоде аналогична рынку чистой монополии, а именно: P>MR=MC<AC.

    В течение краткосрочного периода  в условиях монополистической  конкуренции фирмы могут как  получать прибыль, так и нести  убытки, но в конечном счете убытки заставляют уйти с рынка, а полученные прибыли приводят в отрасль новые фирмы. В результате  в долгосрочном периоде создается ситуация, близкая к позициям совершенной конкуренции, при которой фирма получает нормальную прибыль, не возникает ни экономической, т.е. избыточной, монополистической прибыли, ни убытков, и цена продукта равна средним издержкам P=AC.

Информация о работе Монополистическая конкуренция