Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:30, курсовая работа
Если обратить внимание на монополистические образования, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Сущность монополии 4
1.1. Понятие монополии 4
1.2. История возникновения и развития монополий 5
1.3. Виды монополий. 7
1.4. Междунароные монополии 10
1.5.Причины существования монополий 11
1.6.Монопольная цена 12
1.7. Монополия и конкуренция 13
II.Антимонопольное регулирование 17
2.1. Антимонопольное регулирование в России 17
3.2.Антимонопольное законодательство зарубужом 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Но небезопасность конкуренции подталкивает предпринимателей к попыткам уклониться от нее, а это возможно только при завоевании монопольного положения.
Монополия
— это понятие, противоположное
конкуренции. Это хорошо видно на
примере абстрактной категории
“чистая монополия”, которая характеризует
ситуацию абсолютной монополизации
рынка одной формой. Естественно,
что это полярно
Конкуренции
в конце прошлого столетия нанесен
значительный удар со стороны монополий.
Стремительная монополизация
Современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и монополии. Очень важной является проблема их соотношения. Можно вести речь о диалектическом единстве монополии и конкуренции. В таких условиях конкуренция перестает быть единым регулятором производства.
Современный
хозяйственный механизм представляет
собой объединение стихийного рыночного
регулирования с сознательным управлением
со стороны монополий и
Можно выделить следующие особенности несовершенной конкуренции:
1.
Это конкуренция, которая
2.
Если совершенная конкуренция
происходила прежде всего за
обеспечение сбыта продукции,
то монополистическая имеет
3.
Конкуренция все больше
4.
Значительно расширяется
Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня действует качественно новая конкуренция, которая отражает новую структуру рынка, его монопольный характер.
Монополистическая
конкуренция – распространенный
тип рынка, наиболее близкий к
совершенной конкуренции. Возможность
для отдельной фирмы
Признаки
монополистической конкуренции:1) Фирм
достаточно много, чтобы доля каждой в
общем объеме рынка была невелика, соответственно
и контроль каждой фирмы над ценой небольшой.
2) Почти невозможен тайный сговор фирм
по поводу ограничения объемов производства
и регулирования цен.
3) Как правило, фирма строит свою политику
без учета реакции конкурентов, поскольку
фирмы-конкуренты достаточно многочисленны.
На
рынке имеется дифференциация продукта,
выпускаемого фирмами. Каждый данный продукт
может иметь разновидности. Дифференциация
продукта проявляется в следующих
формах:
1) различия по качеству, т.е. по функциональным
параметрам и особенностям, материалам,
отдельным деталям, дизайну исполнения,
качеству общей работы и выработки некоторых
частей, узлов, по степени носкости и долговечности,
надежности работы;
2) различия по условиям продажи и оказываемым
при этом услугам: качеству обслуживания,
скорости обслуживания, сервисным программам;
3) различия по размещению продукта и степени
его доступности к покупателям; это различия
по месту расположения магазина или торгового
центра(небольшая улочка, центральная
площадь, оживленный перекресток автомагистралей,
деловая часть города), по времени работы
(круглосуточно, с наличием или без обеденного
перерыва, выходных дней, сезонная распродажа);
4) мнимые различия продукта, созданные
посредством применения оригинальной
упаковки, стимулирование сбыта с помощью
рекламы, использование известных торговых
марок, знаков.
Степень
контроля над ценой ограничена относительно
большим числом фирм, участвующих
в монополистической
Вступление
в отрасль с монополистической
конкуренцией, как правило, осуществляется
достаточно легко. Нет потребности
в относительно крупном капитале.
Однако финансовые затраты больше,
чем при чистой конкуренции, поскольку
необходимы вложения в отработку
собственной разновидности
Ценовая
и неценовая конкуренция
Признаки монополистической конкуренции в наиболее чистом виде наблюдаются в розничной торговле, легкой промышленности.
Спрос
на продукцию фирм, действующих в
условиях монополистической конкуренции,
не является абсолютно эластичным,
однако его эластичность высока. Например,
к монополистической
Конкурентность
таких рынков также очень высокая,
что во многом объясняется легкостью
доступа на рынок новых фирм. Сравним
для примера рынок стальных труб
и рынок стиральных порошков. Первый
является примером олигополии, второй
– монополистической
Выход на рынок стальных труб затруднителен из-за большого эффекта масштаба и крупных первоначальных капиталовложений, в то время как для производства новых сортов стиральных порошков не требуется создавать крупное предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будут получать большие экономические прибыли, это придет к притоку новых фирм в отрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новых марок, иногда мало чем отличающиеся от уже производившихся (в новой упаковке, другого цвета и т.д.).
На рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут уйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в неё новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы снизятся.
Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.
Отсутствие
экономической прибыли лишает новые
фирмы стимула для вступления
в отрасль, а старые – для выхода
из неё. Однако в условиях монополистической
конкуренции стремление к безубыточности
является скорее тенденцией. В реальной
жизни фирмы могут получать экономическую
прибыль достаточно длительный период.
Это связано с дифференциацией
продукции.
Некоторые виды продукции, выпускаемые
фирмами трудно воспроизвести. В то же
время барьеры для входа в отрасль хоть
и не высоки, но всё же существуют.
Например, чтобы открыть парикмахерскую
или заниматься частной медицинской практикой,
надо иметь соответствующее образование,
подтвержденное дипломом.
Является ли рыночный механизм монополистической конкуренции эффективным?
С точки зрения использования ресурсов – нет, поскольку производство осуществляется не минимальными. Однако, если оценить эффективность с точки зрения удовлетворения интересов, то многообразие товаров, отражающие индивидуальные запросы людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большом объеме.
Более лоялен рынок олигополии, которая может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.
II Антимонопольное регулирование
2. 1 Антимонопольное регулирование в России
Негативные
моменты монополизма в
Государственное антимонопольное регулирование экономики включает два связанных между собой направления:1. Разработку и принятие специального антимонопольного законодательства; 2. Формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.
Начало антимонопольному регулированию в России было положено принятием 22 марта 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон, подвергшийся значительной переработке в 1995 году, стал ярко выраженным рыночным актом в российской правовой системе. В целом же антимонопольное законодательство состоит из Конституции Российской Федерации, названного Закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента, постановлений и распоряжений правительства.
Важнейший
элемент в системе
Однако, не может быть признано доминирующим
положение хозяйствующего субъекта, доля
которого на рынке определенного товара
не превышает 35%. Все названные количественные
характеристики хозяйствующего субъекта
как монополиста относятся к рынкам товаров,
не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых
товаров. По отношению к рынкам иных товаров
определение количественных границ монополиста
не имеет строгого и однозначного решения.
Информация о работе Монополистический рынок благ и государственная антимонопольная политика