Монополистический рынок благ и государственная антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:30, курсовая работа

Описание

Если обратить внимание на монополистические образования, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. Сущность монополии 4
1.1. Понятие монополии 4
1.2. История возникновения и развития монополий 5
1.3. Виды монополий. 7
1.4. Междунароные монополии 10
1.5.Причины существования монополий 11
1.6.Монопольная цена 12
1.7. Монополия и конкуренция 13
II.Антимонопольное регулирование 17
2.1. Антимонопольное регулирование в России 17
3.2.Антимонопольное законодательство зарубужом 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая!.docx

— 67.88 Кб (Скачать документ)

  Но  небезопасность конкуренции подталкивает предпринимателей к попыткам уклониться от нее, а это возможно только при  завоевании монопольного положения.

  Монополия — это понятие, противоположное  конкуренции. Это хорошо видно на примере абстрактной категории  “чистая монополия”, которая характеризует  ситуацию абсолютной монополизации  рынка одной формой. Естественно, что это полярно противоположная  ситуация, где для конкуренции  совсем не остается места.

  Конкуренции в конце прошлого столетия нанесен  значительный удар со стороны монополий. Стремительная монополизация хозяйственной  жизни спровоцировала сворачивание и модификацию конкурентных отношений, возникла угроза существования конкуренции  как таковой. Однако общество быстро оценило пагубность такой ситуации и своими решительными действиями не допустило перехода ее состояния  в критическое положение.

  Современная рыночная экономика характеризуется  сосуществованием, переплетением конкуренции  и монополии. Очень важной является проблема их соотношения. Можно вести  речь о диалектическом единстве монополии  и конкуренции. В таких условиях конкуренция перестает быть единым регулятором производства.

  Современный хозяйственный механизм представляет собой объединение стихийного рыночного  регулирования с сознательным управлением  со стороны монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция, но в современных условиях это  преимущественно несовершенная  конкуренция.

  Можно выделить следующие особенности  несовершенной конкуренции:

  1. Это конкуренция, которая возникает  при условиях существования монополистических  образований, соревнующихся как  между собой, так и с предпринимателями  среднего и малого бизнеса.  В ней тон задают продавцы  и покупатели, которые имеют определенную  монопольную власть  над продуктом, имеют возможность манипулировать ценами.

  2. Если совершенная конкуренция  происходила прежде всего за  обеспечение сбыта продукции,  то монополистическая имеет значительно  больший диапазон целей. Здесь  конкурентная борьба ведется  за монополизацию рынков сбыта,  источников сырья, результатов   научно-технического  прогресса,   кредитных  ресурсов,  квалифицированной рабочей силы и т.д.

  3. Конкуренция все больше перемещается  из сферы обращения, где происходит  реализация товаров, в сферу  непосредственного производства, с  отраслевого на межотраслевой,  общехозяйственный уровень. Несовершенная  конкуренция основывается прежде  всего на нововведениях в средства  производства, технологию, которые  снижают затраты на единицу  товара. Инновации в руках монополистов  становятся методом конкурентной  борьбы.

  4. Значительно расширяется арсенал  способов такой борьбы. Рядом  с ценовой конкуренцией, использовавшейся  ранее, применяются и другие  способы. Отличают три основные  формы конкурентной борьбы: ценовая,  неценовая и неэкономическая  (нечестная). Ценовая конкуренция  — это соревнование производителей  путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и  услуги без существенного изменения  их ассортимента или качества. Производители используют манипулирование  ценами, теневые цены, тайные уменьшения, маневрирование ценами на разных  рынках. Неценовая конкуренция —  это завоевание конкурентного  преимущества за счет лучшего  использования достижений научно-технического  прогресса. Здесь применяется  продажа товаров более высокого  качества, предложение новых товаров  для удовлетворения тех же  потребностей, оказание большего  объема услуг, увеличение сроков  гарантийного обслуживания, лучшие  условия выделения потребительского  кредита, проведение рекламных  кампаний и т.д.  И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д.

  Таким образом, можно сделать вывод, что  сегодня действует качественно  новая конкуренция, которая отражает новую структуру рынка, его монопольный  характер.

 

  Монополистическая конкуренция – распространенный тип рынка, наиболее близкий к  совершенной конкуренции. Возможность  для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) незначительна 

  Признаки монополистической конкуренции:1) Фирм достаточно много, чтобы доля каждой в общем объеме рынка была невелика, соответственно и контроль каждой фирмы над ценой небольшой. 
2) Почти невозможен тайный сговор фирм по поводу ограничения объемов производства и регулирования цен. 
3) Как правило, фирма строит свою политику без учета реакции конкурентов, поскольку фирмы-конкуренты достаточно многочисленны.

  На  рынке имеется дифференциация продукта, выпускаемого фирмами. Каждый данный продукт  может иметь разновидности. Дифференциация продукта проявляется в следующих  формах: 
1) различия по качеству, т.е. по функциональным параметрам и особенностям, материалам, отдельным деталям, дизайну исполнения, качеству общей работы и выработки некоторых частей, узлов, по степени носкости и долговечности, надежности работы; 
2) различия по условиям продажи и оказываемым при этом услугам: качеству обслуживания, скорости обслуживания, сервисным программам; 
3) различия по размещению продукта и степени его доступности к покупателям; это различия по месту расположения магазина или торгового центра(небольшая улочка, центральная площадь, оживленный перекресток автомагистралей, деловая часть города), по времени работы (круглосуточно, с наличием или без обеденного перерыва, выходных дней, сезонная распродажа); 
4) мнимые различия продукта, созданные посредством применения оригинальной упаковки, стимулирование сбыта с помощью рекламы, использование известных торговых марок, знаков.

  Степень контроля над ценой ограничена относительно большим числом фирм, участвующих  в монополистической конкуренции.

  Вступление  в отрасль с монополистической  конкуренцией, как правило, осуществляется достаточно легко. Нет потребности  в относительно крупном капитале. Однако финансовые затраты больше, чем при чистой конкуренции, поскольку  необходимы вложения в отработку  собственной разновидности продукта и в рекламу.

  Ценовая и неценовая конкуренция сопутствуют  друг другу. В ценовой конкуренции  особое место занимают поиск и  последующее рекламирование своего торгового знака, марки, клейма.

  Признаки  монополистической конкуренции  в наиболее чистом виде наблюдаются  в розничной торговле, легкой промышленности.

  Спрос на продукцию фирм, действующих в  условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции  можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за её продукцию большую по сравнению с другими фирмами цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет аналоги менее известных фирм по низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, лекарств и т.д.

  Конкурентность  таких рынков также очень высокая, что во многом объясняется легкостью  доступа на рынок новых фирм. Сравним  для примера рынок стальных труб и рынок стиральных порошков. Первый является примером олигополии, второй – монополистической конкуренции.

  Выход на рынок стальных труб затруднителен  из-за большого эффекта масштаба и  крупных первоначальных капиталовложений, в то время как для производства новых сортов стиральных порошков не требуется создавать крупное  предприятие. Поэтому если фирмы, производящие порошки, будут получать большие  экономические прибыли, это придет к притоку новых фирм в отрасль. Новые фирмы будут предлагать потребителям стиральные порошки новых  марок, иногда мало чем отличающиеся от уже производившихся (в новой  упаковке, другого цвета и т.д.).

  На  рынках монополистической конкуренции  экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут уйти из отрасли, а высокие экономические  прибыли станут стимулом вступления в неё новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру  продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы снизятся.

  Сокращение  спроса снизит экономическую прибыль  фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.

  Отсутствие  экономической прибыли лишает новые  фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые – для выхода из неё. Однако в условиях монополистической  конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую  прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией  продукции. 
Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но всё же существуют. 
Например, чтобы открыть парикмахерскую или заниматься частной медицинской практикой, надо иметь соответствующее образование, подтвержденное дипломом.

  Является  ли рыночный механизм монополистической  конкуренции эффективным?

  С точки зрения использования ресурсов – нет, поскольку производство осуществляется не минимальными. Однако, если оценить  эффективность с точки зрения удовлетворения интересов, то многообразие товаров, отражающие индивидуальные запросы людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большом объеме.

  Более лоялен рынок олигополии, которая  может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это  отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный  контроль над ценами. рынок монополистической  конкуренции с дифференциацией  продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного  вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка  и т.п. Признаки такого рынка: множество  производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

   

                    II Антимонопольное регулирование

               2. 1 Антимонопольное регулирование в России

  Негативные  моменты монополизма в экономике  заставляют современные государства  разрабатывать и проводить антимонопольную  политику – комплекс мер государственной  власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности, обеспечение всем хозяйствующим  субъектам равных условий конкуренции  и недопущение недобросовестной конкуренции.

  Государственное антимонопольное регулирование  экономики включает два связанных между собой направления:1. Разработку и принятие специального антимонопольного законодательства; 2. Формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

  Начало  антимонопольному регулированию в  России было положено принятием 22 марта 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон, подвергшийся значительной переработке в 1995 году, стал ярко выраженным рыночным актом в российской правовой системе. В целом же антимонопольное законодательство состоит из Конституции Российской Федерации, названного Закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента, постановлений и распоряжений правительства.

  Важнейший элемент в системе антимонопольного регулирования экономики в каждой стране – само понятие монополиста  как субъекта, деятельность которого подлежит регулированию. В Российском антимонопольном законодательстве содержание и количественные критерии монополиста определяются через  понятие «доминирующее положение» – центральное в Законе о конкуренции. Согласно этому Закону доминирующее положение – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам. В настоящее время в России доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. В некоторых случаях по установлению антимонопольного органа доминирующим может быть признано положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет менее 65%. 
Однако, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Все названные количественные характеристики хозяйствующего субъекта как монополиста относятся к рынкам товаров, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров. По отношению к рынкам иных товаров определение количественных границ монополиста не имеет строгого и однозначного решения.

Информация о работе Монополистический рынок благ и государственная антимонопольная политика