Монополистический рынок благ и государственная антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:30, курсовая работа

Описание

Если обратить внимание на монополистические образования, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. Сущность монополии 4
1.1. Понятие монополии 4
1.2. История возникновения и развития монополий 5
1.3. Виды монополий. 7
1.4. Междунароные монополии 10
1.5.Причины существования монополий 11
1.6.Монопольная цена 12
1.7. Монополия и конкуренция 13
II.Антимонопольное регулирование 17
2.1. Антимонопольное регулирование в России 17
3.2.Антимонопольное законодательство зарубужом 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая!.docx

— 67.88 Кб (Скачать документ)

Следует отметить, что антимонопольное законодательство не является первой попыткой в истории  развития регулируемой конкуренции. Впервые  регулирование конкурентных отношений  возникло в середине ХIХ века в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость в правовом регулировании методов и средств ведения конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.

Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что исторически  сложилось два типа антимонопольных  законов. Первый из них предусматривает  формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения  их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском  законодательстве США и европейской  системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями  в целях недопущения их злоупотреблений  своим господствующим положением на рынке. В странах европейской  системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация определенных видов соглашений о создании монополий  или существенном ограничении конкуренции. При противоречии указанных соглашений публичным интересам они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным  органом или судами недействительными.

Американская  система антимонопольного законодательства принята в Аргентине и ряде других стран. Европейская система  помимо стран Западной Европы действует  в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между  этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется  тем фактом, что антимонопольное  законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий  предусматривает большое количество исключений из этого принципа.

Первый  антитрестовский закон был принят в штате Алабама в 1883 году. Затем, на протяжении 1889-1890 годов, аналогичное  законодательство было принято в  других штатах США. Принятие антитрестовского законодательства многими штатами  способствовало разработке соответствующих  законов на федеральном уровне. Так, в 1890 г. появляется так называемый Закон  Шермана, положивший начало антимонопольному законодательству США. Главной особенностью этого законодательства является формальный запрет монополий, что придает ему, в отличие от законодательства других стран, наиболее жесткий характер. В 1914 г. в развитие общих положений  Закона Шермана были приняты Закон  Клейтона и Закон о федеральной  торговой комиссии. Эти три нормативных  акта с последующими изменениями  и дополнениями составили костяк антимонопольного законодательства США.

Основная  особенность антитрестовского законодательства США заключается в принципе запрета  монополий как таковых, то есть признания  их незаконными изначально, в то время как западноевропейское антимонопольное  законодательство строилось на принципе регулирования монополистической  практики путем устранения ее отрицательных  последствий. Но вскоре судебная практика в США нашла инструмент, посредством  которого жесткое правило запрета  всякой монополии нашло смягчение. Таким инструментом стало так  называемое “правило разумности”, одобренное Верховным судом США в 1911 г. Верховный  суд постановил, что Закон Шермана  основывается на доктринах общего права  об ограничении торговли и что  его следует толковать в пользу запрета только тех ограничений, которые можно классифицировать как “неразумные” согласно принципам  общего права.

Кроме этого, американские суды со временем стали использовать и другие средства регулирования конкуренции, что  в целом открыло для них  и возможность более гибкого  подхода к регламентации монополистической  практики, и широкое поле судебного  усмотрения. Так, в американской правовой литературе указывается, что отрицательные  последствия жесткого правила незаконности монополий как таковых могут  быть устранены тремя способами: более узким толкованием этого  правила, установлением исключений из него и использованием как первого  этапа в более широком анализе монополистической практики в рамках применения “правила разумности”.

Однако  сам режим антитрестовского регулирования  время от времени претерпевает определенные изменения (смягчение или ужесточение), связанные с различными факторами, в частности со сменой экономической  политики после прихода к власти определенной администрации, ослаблением  или усилением государственного вмешательства в дела частного сектора. Преобладающей в настоящее время  является оценка монополизма и его  антипода — конкуренции, исходя из принципа эффективности экономики. Иными словами, отрицательные последствия  монополизма в плане ограничения  конкуренции могут перекрываться  экономической эффективностью монополизации  тех или иных рынков.

Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания. В целом оно либеральнее  американского антитрестовского законодательства, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную  деятельность предпринимателей.

Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием  в 70-х годах нашего столетия ряда нормативных актов в области  ограничительных торговой практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г. , Закона об ограничительной торговой практике 1975 г. , законов о суде по ограничительной  практике 1976 и 1977 г. г. , Закона о перепродажных  ценах 1976 г. Результатом попытки  совершенствования правового регулирования  процессов монополизации в стране стали разработка и принятие Закона о конкуренции 1980 г. Однако в целом  надежды, возлагаемые на этот Закон, не оправдались, поскольку процедура  контроля за антиконкурентной практикой  не стала более оперативной и  не возросло количество рассматриваемых  дел.

С принятием  Закона от 19 июля 1977 г. наметились глубокие изменения во французском антимонопольном  законодательстве. Так, в соответствии с этим Законом были ужесточены санкции  по отношению к запрещенным картелям и злоупотреблению доминирующим положением на рынке. Впервые был  организован контроль за концентрацией  производства. В 1986 г. Принято новое  французское антимонопольное законодательство, которое существенно отличается от ранее действовавшего. Суть его  можно понять в связи с государственным  вмешательством в экономическую  жизнь страны (так называемая политика “дирижизма”), в частности с государственным  регулированием цен. Поворотным моментом в экономической политике Франции  стал отказ от экономического вмешательства  со стороны государства, хотя и со многими оговорками. Отныне борьба с инфляцией, установление и регулирование цен попало под действие рыночного механизма.

Как указывалось  выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает промежуточное положение  между двумя системами антимонопольного законодательства. Значительным импульсом  в развитии антимонопольного законодательства в ФРГ стало утверждение там  свободной рыночной экономики в  послевоенное время. В 1949 г. были разработаны  два законопроекта: об обеспечении  конкуренции путем повышения  эффективности и о ведомстве  по монополиям. Работа в этом направлении  была продолжена и завершилась принятием  в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил  сокращенное название Картельного  закона, что не совсем точно отражает его содержание, поскольку он призван  регламентировать ограничения конкуренции  не только в форме картелей. В  последующие годы в Картельный закон  были внесены многочисленные изменения. В настоящее время Закон действует  в редакции с 1989 года. Вступив в силу 1 января 1990 г. , он так теперь и датируется. Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления. Однако эти запреты сопровождаются многочисленными исключениями, которые в значительной степени нейтрализуют принцип запрещения монопольной практики. Так, если Закон Шермана объявляет незаконным заключение любого договора, ограничивающего торговлю, то Картельный закон ФРГ признает недействительным исполнение картельных договоров или постановлений. Кроме того, в отличие от горизонтальных конкурентных ограничений, вертикальные ограничения формально не запрещаются. Они подлежат административному контролю с целью предупреждения антиконкурентной практики.

Опыт  законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных  источниках правового регулирования  пресечения недобросовестной конкуренции  и монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные  законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права  в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные  или антитрестовские законы и  судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США).

 
 
 

                                                     Заключение

 

        Изучив выбранную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм- монополистов.Монополии устанавливают объем производства на уровне ниже эффективного объема, назначая цену выше предельных издержек, что приводит к безвозвратным потерям для общества. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции – в результате у компаний, закрепившихся на рынке, нет стимула к повышению эффективности и производительности труда, что во многих отраслях приводит к созданию олигополистических структур. Негативные моменты в экономике заставляют современные государства разрабатывать антимонопольное законодательство и проводить антимонопольную политику.

  Разработка  антимонопольного законодательства и  механизма его реализации опирается  на вывод, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции  монополией. 
Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или прекращая ее деятельность там, где она уже существует.

  Опыт  западных стран в антимонопольном  законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики  различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. В глобальном масштабе выделяется два  подхода: американский и европейский.

  В России на данном этапе проблема монополизации  перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. 
И только тогда государство в полном объеме может заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.

  Окончательная цель заключается в том, чтобы  на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое  качество товара, относительно более  низкие цены и быструю сменяемость  ассортимента.

 
 
 
 
 
 
 
 

                    Список используемой литературы:

 
    1. Лившиц  А.Я. Введение в рыночную экономику. М. 1991
    2. Аромов А.. Предпринимательская деятельность 
    3. К. Тотьев. “Регулирование деятельности субъектов естественных монополий”
    4. «Микроэкономика и макроэкономика».2003г. (Под редакцией Будаговской С.)
    5. «Основы рыночной экономики».2003г. (Г.И. Рузавин)
    6. Иванилов.Ю.П.Макроэкономика.-М.,2004г.
    7. Горбачук.В. Макроэкономические методы. – К.2005г.
    8. Гальперин В.М. Макроэкономика .-К,2004г.
    9. Курс экономики  Под ред. Райзберга Б.А. М., 2001
    10. А. Резникович “Монополистическое отечество в опасности”.
    11. Основы экономической теории (Под редакцией В.Д. Камаева.)
    12. Современная экономика1996 ( Под редакцией Мамедова)
    13. Зубко Н.М., “Экономическая теория”, 2-е изд., Минск, НТЦ “АПИ”,2004г.

Информация о работе Монополистический рынок благ и государственная антимонопольная политика