Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:30, курсовая работа
Если обратить внимание на монополистические образования, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Сущность монополии 4
1.1. Понятие монополии 4
1.2. История возникновения и развития монополий 5
1.3. Виды монополий. 7
1.4. Междунароные монополии 10
1.5.Причины существования монополий 11
1.6.Монопольная цена 12
1.7. Монополия и конкуренция 13
II.Антимонопольное регулирование 17
2.1. Антимонопольное регулирование в России 17
3.2.Антимонопольное законодательство зарубужом 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Следует
отметить, что антимонопольное
Возвращаясь
к генезису антимонопольного законодательства,
необходимо отметить, что исторически
сложилось два типа антимонопольных
законов. Первый из них предусматривает
формальное запрещение монополии, второй
строится на принципе контроля за монополистическими
объединениями и ограничения
их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском
законодательстве США и европейской
системе антимонопольного законодательства,
которая предусматривает
Американская
система антимонопольного законодательства
принята в Аргентине и ряде
других стран. Европейская система
помимо стран Западной Европы действует
в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР.
Промежуточное положение между
этими двумя системами занимает
законодательство ФРГ, что объясняется
тем фактом, что антимонопольное
законодательство этой страны наряду
с общей нормой о запрете монополий
предусматривает большое
Первый
антитрестовский закон был
Основная
особенность антитрестовского законодательства
США заключается в принципе запрета
монополий как таковых, то есть признания
их незаконными изначально, в то
время как западноевропейское антимонопольное
законодательство строилось на принципе
регулирования
Кроме
этого, американские суды со временем
стали использовать и другие средства
регулирования конкуренции, что
в целом открыло для них
и возможность более гибкого
подхода к регламентации
Однако
сам режим антитрестовского регулирования
время от времени претерпевает определенные
изменения (смягчение или ужесточение),
связанные с различными факторами,
в частности со сменой экономической
политики после прихода к власти
определенной администрации, ослаблением
или усилением государственного
вмешательства в дела частного сектора.
Преобладающей в настоящее
Ярким
примером страны с европейской системой
патентного законодательства является
Великобритания. В целом оно либеральнее
американского антитрестовского законодательства,
так как следует традиционной
британской политике свободы торговли
и минимизации прямого
Становление
современного антимонопольного законодательства
в Великобритании связано с принятием
в 70-х годах нашего столетия ряда
нормативных актов в области
ограничительных торговой практики
и добросовестной торговли: Закона
о добросовестной торговле 1973 г. , Закона
об ограничительной торговой практике
1975 г. , законов о суде по ограничительной
практике 1976 и 1977 г. г. , Закона о перепродажных
ценах 1976 г. Результатом попытки
совершенствования правового
С принятием
Закона от 19 июля 1977 г. наметились глубокие
изменения во французском антимонопольном
законодательстве. Так, в соответствии
с этим Законом были ужесточены санкции
по отношению к запрещенным
Как указывалось
выше, антимонопольное
Опыт
законодательства промышленно развитых
стран свидетельствует о
Изучив выбранную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм- монополистов.Монополии устанавливают объем производства на уровне ниже эффективного объема, назначая цену выше предельных издержек, что приводит к безвозвратным потерям для общества. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции – в результате у компаний, закрепившихся на рынке, нет стимула к повышению эффективности и производительности труда, что во многих отраслях приводит к созданию олигополистических структур. Негативные моменты в экономике заставляют современные государства разрабатывать антимонопольное законодательство и проводить антимонопольную политику.
Разработка
антимонопольного законодательства и
механизма его реализации опирается
на вывод, согласно которому общество
несет экономические и иные потери
от вытеснения рыночной конкуренции
монополией.
Следовательно, общество будет получать
экономическую выгоду, препятствуя развитию
монополии или прекращая ее деятельность
там, где она уже существует.
Опыт
западных стран в антимонопольном
законодательстве велик и разнообразен.
Возникновение подобного
В
России на данном этапе проблема монополизации
перестает быть чисто экономической,
и все больше становится политической.
Однако общеизвестно, что у экономики,
прежде всего, не должно быть политической
принадлежности.
И только тогда государство в полном объеме
может заменить десятилетиями складывающиеся
монополии свободным и самоорганизующимся
рынком.
Окончательная
цель заключается в том, чтобы
на рынке остались лишь те предприятия,
которые обеспечат более
Список используемой литературы:
Информация о работе Монополистический рынок благ и государственная антимонопольная политика