Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:30, курсовая работа
Если обратить внимание на монополистические образования, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Сущность монополии 4
1.1. Понятие монополии 4
1.2. История возникновения и развития монополий 5
1.3. Виды монополий. 7
1.4. Междунароные монополии 10
1.5.Причины существования монополий 11
1.6.Монопольная цена 12
1.7. Монополия и конкуренция 13
II.Антимонопольное регулирование 17
2.1. Антимонопольное регулирование в России 17
3.2.Антимонопольное законодательство зарубужом 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Совершенствование
практики антимонопольного регулирования
в развитых странах проявилось в
последнее время при
Аффилированные (взаимозависимые) лица – это любые физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказать непосредственное влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Другой
важнейший элемент в системе
антимонопольного регулирования –
определение видов
-изъятие товаров из обращения для создания
дефицита и повышения цен;
-навязывание контрагенту неприемлемых
для него условий договора;
-принуждение к заключению «связанных
контрактов»;
-нарушение установленного порядка ценообразования;
-создание препятствий доступу на рынок
другим хозяйствующим субъектам;
-установление монопольно высоких (низких)
цен;
-необоснованный отказ от заключения договора
с отдельными покупателями при наличии
возможности производства соответствующего
товара и др.
Как
один из видов монополистической
деятельности, подлежащей запрещению
в России, рассматриваются соглашения
конкурирующих хозяйствующих
Один
из элементов в любой системе
антимонопольного регулирования –
перечень форм недобросовестной конкуренции,
которые не допускаются. В
России к ним относят:
- распространение
ложных сведений, способных причинить
убытки другому хозяйствующему
субъекту или нанести ущерб
его деловой репутации;
- ложную информацию о потребительских
свойствах и месте изготовления товара;
- некорректное сравнение хозяйствующим
субъектом своих товаров с товарами других
хозяйствующих субъектов;
- продажу товаров с незаконным использованием
результатов интеллектуальной деятельности,
торговых марок, фирменных знаков;
- получение, использование, разглашение
научно-технической, производственной
или торговой информации без согласия
её владельца.
Непременный
элемент любой системы
-
содействие формированию
-
предупреждение, ограничение и пресечение
монополистической
-
государственный контроль за
соблюдением антимонопольного
Этот
орган вправе давать хозяйствующим
субъектам обязательные для исполнения
предписания о прекращении
В
западных странах известны случаи принудительного
роспуска объединений, вынужденной
продажи активов для
МАП
осуществляет государственный контроль
за созданием, реорганизацией, ликвидацией
коммерческих организаций и их объединений
на предмет их соответствия требованиям
антимонопольного законодательства.
Кроме того, этот орган обязан контролировать
соблюдение антимонопольного законодательства
при приобретении акций или долей в уставном
капитале коммерческих организаций.
Система
антимонопольного регулирования включает
также и меры ответственности
за нарушения антимонопольного законодательства.
В России это в основном меры административно-
В
экономике современных
Антимонопольная политика, следовательно,
не означает ликвидации монополизма вообще.
Она должна опираться на основательную
инвентаризацию рынков, на их разграничение,
на конкурентные рынки и, в принципе, неконкурентные,
т.е. такие, где сохранение монополий экономически
оправдано. Сферы экономики, исключенные
из рыночной конкуренции, – это так называемые
естественные и государственные монополии.
Естественные
монополии – такое состояние
товарного рынка, при котором
удовлетворение спроса эффективнее
отсутствии конкуренции в силу технологических
особенностей производства (в связи
с существенным понижением издержек
производства на единицу товара по
мере увеличения объема производства).
Товары, производимые субъектами естественной
монополии, не могут быть заменены в
потреблении другими товарами, в
связи с чем спрос на данном
товарном рынке в меньшей степени
зависит от изменения цены на этот
товар, чем спрос на товары других
видов. Мировой опыт свидетельствует,
что такие условия производства
характерны для так называемых предприятий
общественного пользования, к которым,
в частности, относятся предприятия
электро-, водо- и газоснабжения, телефонная
служба и т.д. Согласно Федеральному
Закону РФ «О естественных монополиях»
от 17 августа 1995 г., к ним отнесены:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов
по магистральным трубопроводам;
-
услуги по передаче
- железнодорожные
перевозки;
-
услуги транспортных терминалов, портов,
аэропортов;
- услуги общедоступной
электрической и почтовой связи.
Естественная
монополия, как и всякая монополия,
несет в себе возможность злоупотребления
монопольной властью со стороны
её субъектов.
Эти злоупотребления возможны при назначении
цен и тарифов на товары и услуги отраслей
– естественных монополистов, при определении
объемов производства, распределении
продукции между отдельными потребителями
и др.
Для
недопущения злоупотреблений
Государственное регулирование естественных монополий основывается на соблюдении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.
Существует представление, что повышения цен на продукцию естественных монополий можно избежать, если осуществить их реформирование. Суть реформ видится в принципе сходной во всех отраслях: отделение конкурентной сферы и снижение издержек и цен посредством конкурентной борьбы. Анализ показывает, что такого рода возможности имеются только в электроэнергетике.
В
хронологии российских реформ последнего
десятилетия в сфере
В
обобщенном виде можно назвать следующие
важные факторы, определяющие ход российских
реформ в естественно-монопольных
отраслевых структурах:
- проявление ряда ретроспективных тенденций,
сложившихся за рамками рассматриваемого
периода, в том числе и негативных, определяющих
долгосрочные и устойчивые диспропорции
в развитии производственной инфраструктуры;
- наличие общего макроэкономического
фона российских реформ, осуществление
которых определило мероприятия по реформированию
инфраструктурных отраслей;
-
генезис российского
- «запаздывающий» характер реформ в инфраструктурных
отраслях в общем пакете мер по реформированию
отраслей народного хозяйства, – что в
ряде случаев тормозит поступательный
ход социально-экономических преобразований
в стране;
- магистральный характер транспортных
и энергетических сетей страны, особенности
формирования их структуры и топологии,
влияющие на возможность развития конкурентных
сред (как в рамках внутриотраслевой, так
и межотраслевой конкуренции);
- многообразие форм и способов (не всегда
полностью легитимных) проведения через
отраслевые министерства комплекса мероприятий
отраслевого характера, направленных
на выживание отрасли в новых хозяйственных
условиях;
- особенности мероприятий по государственному
регулированию инфраструктурных отраслей
в сфере их естественной монополии, направленных
на преодоление сращивания функций государственного
управления и хозяйствования в рамках
единого субъекта и ориентированных на
обеспечение эффективности деятельности
естественно-монопольных отраслевых структур
в интересах общества.
Наряду
с естественными монополиями
из сферы рыночной конкуренции могут
быть исключены и иные сферы деятельности,
называемые государственными монополиями.
Сохранение конкуренции в этих отраслях
нецелесообразно не только в силу
её экономической неэффективности,
но и по причине особой роли этих
отраслей в формировании общих условий
экономического и социального развития
страны, обеспечения национальной безопасности,
а также особой социальной значимости
производимых товаров и услуг. В
качестве субъектов государственной
монополии России выступают, как
правило, государственные унитарные
предприятия, имеющие лицензии на осуществление
определенных видов деятельности. Виды
государственной монополии: денежно-эмиссионная
деятельность, осуществляемая Центральным
Банком страны, некоторые виды внешнеэкономической
деятельности (экспорт и импорт отдельных
товаров), часто производство и сбыт
алкогольной продукции и др. Режим
государственной монополии
Таким
образом, антимонопольная политика
государства не означает тотального
разрушения монополизма. Она предполагает
сохранение некоторых видов монополий,
обеспечивая их государственное
регулирование. Суть и смысл любой
антимонопольной политики состоит
в том, чтобы использовать выгоды
крупномасштабной экономики и нейтрализовать
её возможные негативные последствия,
связанные с ослаблением
2. 2. Антимонопольное законодательство за рубежом.
Во всех
промышленно развитых странах в
настоящее время осуществляется
правовое регулирование (как правило,
в рамках торгового права) процесса
концентрации капитала и конкуренции
в целях смягчения
Разработка
и принятие антимонопольного законодательства
— одно из самых важных средств
такого государственного регулирования
экономики. В современный период
главная особенность этого
Информация о работе Монополистический рынок благ и государственная антимонопольная политика