Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 11:51, курсовая работа
Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включает понятие борьбы – борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей. В прошлом она не случайно была названа борьбой всех против всех, на основе чего и делался порой однозначный вывод о ее исключительно разрушительном характере.
Введение 3
Глава I. Конкуренция как основа рыночного механизма 5
1.1 Понятие и условия возникновния конкуренции 5
1.2 Функции конкуренции 7
1.3 Виды конкуренции 9
1.4 Модели рынков совершенно и несовершенной конкуренции 11
Глава II. Монополия в рыночной экономике…………………………………..24
2.1 Сущность и виды монополии……………………………………………….24
2.2 Ведущий монополист России «Газпром» 27
Глава IІІ. Антимонопольное регулирование 44
3.1 Негативные следствия чрезмерной монополизации производства 44
3.2 Федеральная антимонопольная служба 44
Заключение 51
Список используемой литературы 52
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГОУ ВПО
«Бурятская
государственная
им. В.Р.Филиппова»
Кафедра
экономики
Курсовая
работа
Тема: Монополия и конкуренция
в
рыночной экономике
Экономический
факультет, Финансы
и кредит
студент
2 курса гр.№5207
Улан-Удэ
2010 г.
План:
Введение
Когда автор выбирал тему для курсовой, он пытался выбрать такую, которая была бы ему максимально интересна, а также такую, которая раскрывает вопросы, являющиеся важнейшими для нашей экономики. И он выбрал. Тему эту считает очень интересной, потому что современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса и объединяемых одним понятием – рынок.
Рынок – место, где продают и покупают товары (услуги). Это самое простое и одновременно и самое поверхностное понятие рынка. В настоящее время существует множество определений рынка. По мере развития общественного производства понятие «рынок» становилось все более емким и воспринималось, по существу, синонимом сферы обращения. В словаре В. Даля рынок трактуется как сфера товарного обращения.
Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (от латинского «concurrentia») означает соперничество, соревнование, состязание.
В
экономической литературе существует
множество определений
По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание.
По Карлу Марксу, конкуренция – это борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала.
Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включает понятие борьбы – борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей. В прошлом она не случайно была названа борьбой всех против всех, на основе чего и делался порой однозначный вывод о ее исключительно разрушительном характере.
Важно
понять: без конкуренции
нет рыночной системы.
Глава I. Конкуренция
как
основа рыночного
механизма
Конкуренция (от латинского concurrentia – столкновение, состязание) – это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами – производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.
Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».
Конкуренция
выполняет в рыночной экономике
важнейшую функцию – она
Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц . Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей, побуждает создание монополий.
Конкуренция
представляет собой соперничество
субъектов хозяйственной
При
наличии конкуренции на рынке
производители постоянно
Основные условия возникновения конкуренции:
1.
полная хозяйственная (
2. полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
3.
противостояние всем другим
Конкуренция
– важнейший элемент рынка, играющий роль
в повышении качества продукции, работ
и услуг, снижении производственных затрат,
в освоении технических новинок и открытий.
1.2.
Функции конкуренции.
1. Функция размещения (аллокационная) – направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги которых имеется спрос.
2. Инновационная функция – стимулирует внедрение достижений науки и техники, выпуск новых видов продукции и услуг, новых технологий, повышение качества продукции и услуг, и т.д.
3. Распределительная функция – создает условия для получения доходов и прибыли наиболее успешным предприятиям и приводит к банкротству предприятия, чья продукция и услуги невостребованные.
2. Контрольная функция – инструмент (средство), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов
Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что “ в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.
Конкуренция
стимулирует научно-
При
противоборстве субъектов рынка
усиливается их социально-экономическое
расслоение. В конкуренции участвует множество
мелких собственников, которые только
начинают вести свою хозяйственную деятельность.
Многие из них, не имея достаточного капитала,
современных средств производства и других
ресурсов, не могут выдержать этого соперничества
и через некоторое время терпят убытки,
разоряются. И лишь немногие из них наращивают
свою экономическую мощь, расширяют предприятия
и становятся полноправными и довольно
значимыми и уважаемыми субъектами рынка.
1.3. Виды конкуренции.
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли.
Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
Информация о работе Монополия и конкуренция в рыночной экономике