Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 11:51, курсовая работа
Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включает понятие борьбы – борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей. В прошлом она не случайно была названа борьбой всех против всех, на основе чего и делался порой однозначный вывод о ее исключительно разрушительном характере.
Введение 3
Глава I. Конкуренция как основа рыночного механизма 5
1.1 Понятие и условия возникновния конкуренции 5
1.2 Функции конкуренции 7
1.3 Виды конкуренции 9
1.4 Модели рынков совершенно и несовершенной конкуренции 11
Глава II. Монополия в рыночной экономике…………………………………..24
2.1 Сущность и виды монополии……………………………………………….24
2.2 Ведущий монополист России «Газпром» 27
Глава IІІ. Антимонопольное регулирование 44
3.1 Негативные следствия чрезмерной монополизации производства 44
3.2 Федеральная антимонопольная служба 44
Заключение 51
Список используемой литературы 52
По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Совершенная конкуренция - свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.
Монополистическая
конкуренция - имеют возможности влиять
на условия реализации товаров.
1.4. Модели рынков
совершенной
и несовершенной
конкуренции.
Взаимодействие между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка:
1.
Совершенная (чистая)
конкуренция.
К совершенной (чистой) конкуренции относятся:
По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.
Совершенная (чистая) конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.
Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:
Позитивные явления конкуренции:
Негативные явления конкуренции:
Кривая спроса отдельной фирмы на таком рынке совершенно эластична и совпадает с кривой и предельного дохода (рис. 1.1.)
.
Рис. 1. График предельного и совокупного дохода
Поведение фирмы на конкурентном рынке определяется общим правилом оптимизации производства, максимизирующем прибыль
.
Воспринимая цену на свой товар как заданную рынком, конкурентная фирма фактически выбирает объем производства из равенства
.
1. Если при оптимальном объеме производства Qmax, P=MC>AC, то фирма будет получать экономическую прибыль: (рис. 1.2.).
2. При оптимальном производстве МС=Р=АС, фирма получит нулевую экономическую прибыль, т.е. работает в режиме самоокупаемости (рис. 1.3).
3. Если Р=МС<АС, фирма несет убытки, но будет продолжать функционировать в краткосрочном периоде (минимизация убытков) (рис. 1.4).
4. Если Р=МС<AVCmin, то фирма покинет данный конкурентный рынок в поисках более выгодной сферы деятельности (рис. 1.5).
5. В долгосрочном периоде максимум прибыли достигается фирмой при условии (рис. 1.3); фирма получает нормальную прибыль и нулевую экономическую, что связано со стабилизацией объема выпуска в отрасли.
Рис. 1.2. Максимизация прибыли | Рис. 1.3. Равновесие фирмы в длительном периоде |
Рис. 1.4. Минимизация издержек | Рис. 1.5. Выход фирмы из отрасли в короткий период |
Эффективность конкурентного рынка. Политика в области контроля над ценами может привести к полным убыткам в совокупных излишках производителя и потребителя.
На
рис. 1.6 и 1.7 треугольники В и С
отражают полные убытки, связанные
с государственным
Рис. 1.6. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р1) ниже равновесного уровня | Рис. 1.7. Убытки производителя и потребителя при ценах (Р2) выше равновесного уровня |
Недостатки
рынка совершенной
конкуренции:
– в долгосрочном
периоде отсутствует экономическая прибыль,
как главный источник НТП;
– способствует
унификации и стандартизации продукта,
что не отвечает требованиям современного
покупателя;
– не может распространяться
на производство общественных благ;
– вытесняется
монополиями и олигополистическими структурами.
2. Монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
Монополистическая конкуренция – самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.
Основные характеристики монополистической конкуренции:
Неценовая конкуренция – главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.
Проникновение
на рынок монополистической
Монополистическая
конкуренция свойственна
Теория монополистической конкуренции выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды.
Спрос в условиях монополистической конкуренции является эластичным по цене, но лишь до определенных пределов. Он намного более эластичен, чем в условиях простой монополии. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, аналогичен выбору монополиста.
Рис. 1.8. Выбор оптимального объема
На рис. 1.8, а, отражена кривая спроса для фирмы DSR, кривая рыночного спроса имеет более крутой наклон. Максимизирующий прибыль объем производства QSR определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Цену РSR, соответствующую оптимальному объему производства, отражает кривая спроса DSR, так как данная цена превышает средние издержки, фирма зарабатывает прибыль, равную (РSR - АСSR) * QSR.
Если же цена меньше средних издержек, то это означает, что перед фирмой стоит задача не максимизации прибыли, а минимизации убытков. В этом случае при принятии решения производить или нет, фирма должна сравнить цену продукции РSR со средними переменными издержками АVСSR. Если цена больше средних переменных издержек, то производить следует, так как цена покрывает не только средние переменные издержки, но и часть постоянных. Если же цена меньше средних переменных издержек, то это означает, что необходимо приостановить производство или закрыть фирму.
На долговременном этапе получение экономической прибыли будет стимулировать вступление на рынок других фирм. Это приведет к следующему:
– спрос на продукцию существующих фирм уменьшается, так как покупательский спрос распределяется на всех производителей, а число доступных товаров-заменителей увеличивается;
– приспосабливаясь к новым условиям, ранее существующие фирмы увеличат расходы на рекламу, на улучшение своих товаров и т.п., в результате чего средние издержки увеличатся.
Этот
процесс будет продолжаться до тех
пор, пока не останется экономических
прибылей, привлекающих новые фирмы.
Долговременная кривая спроса DLR
будет соприкасаться с кривой средних
издержек (рис.1.8,б). В результате в длительном
периоде создается ситуация, присущая
совершенно конкурентной фирме: ни прибыли,
ни убытков (экономическая прибыль равна
нулю). Наилучший объем для фирмы определяется
MR=MC при Р>ATCmin.
3.
Олигополия.
Олигополия – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.
Олигополия
характеризует экономическую
Характерная
особенность
В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно менее эффективны. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.
Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта масштаба снижаются.
Изменение цены одним из конкурентов, доминирующим в производстве, определяет ценовую политику в отрасли. Другие подчиняются ей. Ценовая конкуренция при этом ослабевает. Такая ситуация, называемая лидерством в ценах, характерна для олигополии.
Информация о работе Монополия и конкуренция в рыночной экономике