Монополия и конкуренция в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание

Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включает понятие борьбы – борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей. В прошлом она не случайно была названа борьбой всех против всех, на основе чего и делался порой однозначный вывод о ее исключительно разрушительном характере.

Содержание

Введение 3
Глава I. Конкуренция как основа рыночного механизма 5
1.1 Понятие и условия возникновния конкуренции 5
1.2 Функции конкуренции 7
1.3 Виды конкуренции 9
1.4 Модели рынков совершенно и несовершенной конкуренции 11
Глава II. Монополия в рыночной экономике…………………………………..24
2.1 Сущность и виды монополии……………………………………………….24
2.2 Ведущий монополист России «Газпром» 27
Глава IІІ. Антимонопольное регулирование 44
3.1 Негативные следствия чрезмерной монополизации производства 44
3.2 Федеральная антимонопольная служба 44
Заключение 51
Список используемой литературы 52

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экт.doc

— 462.00 Кб (Скачать документ)

      Британский журналист Эдвард Лукас, рассуждая о амбициях российских властей в Европе после вооружённого конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года в статье «Не позволяйте России „финляндизировать“ Западную Европу», утверждал, что, являясь орудием кремлёвской внешней политики, Газпром также и злостный ценовой монополист и нечестный конкурент, ввиду чего для Европейской комиссии не должно составить труда поставить его на место, как она сделала это в отношении Майкрософта: «Любая компания в ЕС, которая бы действовала, как Газпром, быстро бы оказалась на скамье подсудимых».

  Активы «Газпрома» в СМИ

      Медиахолдинг  «Газпром-медиа», созданный в 1998 году, является владельцем телеканалов НТВ и ТНТ, спутникового телевидения «НТВ-Плюс», радиостанций «Эхо Москвы», «Первое популярное радио» («Попса»), NEXT, «Сити FM», Relax FM, Детское радио, издательства «Семь дней» (журналы «Итоги», «Караван историй», «7 дней — телепрограмма», «Штаб-квартира»), газет «Известия», «Трибуна», журналов «Панорама ТВ» и «Петербургский Час пик», кинокомпании «НТВ-Кино», кинотеатров «Октябрь», «Кристалл Палас» и рекламной компании «НТВ-медиа».

      Учитывая  контроль государства над самим  «Газпромом», можно говорить о косвенном  контроле государства, установленном  над указанными крупными СМИ и  десятками более мелких СМИ регионального  масштаба.

Интересные факты

  • В год пика финансового кризиса (2008) общий размер бонусов членам правления и членам совета директоров по сравнению с 2007 годом увеличился на 15 % и составил более 994 млн руб. При этом, в том же 2008 году было сокращено около 60 тыс. чел. персонала. В следующем, 2009 году, общий размер бонусов членам правления и членам совета директоров увеличился еще на 21 % и составил 1,203 млрд руб.
  • Средняя зарплата топ-менеджера «Газпрома» в 2009 году составляла почти 23,8 млн руб. за год (около 2 млн руб., или $62 400, в месяц). Средняя сумма премий на каждого — 26 млн руб., бонус — около 2 млн руб. Остальное — «льготы» и «прочие выплаты».
  • В 2002 компания получила «Шнобелевскую премию» по экономике года за применение математической концепции мнимых чисел в мире бизнеса.
  • «Газпрому» принадлежит контрольный пакет акций футбольного клуба Зенит (Санкт-Петербург), помимо этого компания выступает титульным спонсором клуба Шальке 04, выступающего в Бундеслиге. С ноября 2010 стала партнером футбольного клуба «Волга» Нижний Новгород.
  • Согласно закону «О внесении изменений в Федеральный закон „О поставках продукции для федеральных государственных нужд“» и статье 12 Федерального закона «Об оружии» охранники газопроводов дочерних обществ ОАО «Газпром» имеют право использовать и применять служебное оружие и специальные средства для обеспечения сохранности продукции, поставляемой для государственных нужд. Такое же право дано ещё только одной компании — «Транснефть».
 
 
 
 
 

      Глава IІІ. Антимонопольное регулирование

 3.1. Негативные следствия  чрезмерной монополизации  производства.

 Чрезмерная  монополизация производства приводит к повышению цен на товары и  услуги. Монополия является препятствием свободной конкуренции, а следовательно очень часто повышаются цены, снижается качество, а следовательно снижается жизненный уровень населения. Учитывая это, правительства стран с развитой экономикой стараются бороться с монополией, поощряя конкуренцию. Она лакирует вступление в отрасль других фирм. 

 3.2. Федеральная антимонопольная служба .

      Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Основными функциями Федеральной антимонопольной  службы являются:

а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный  закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года);

б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный  закон «О естественных монополиях»  №147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный  закон «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26 марта 2003 года);

в) надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в  хозяйственные общества, имеющие  стратегическое значение для обеспечения  обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке  осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года);

г) надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок  заказа (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 года) ;

д) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе (Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 года).

      С 01 февраля 2010 года ФАС России также  осуществляет контроль за соблюдением  антимонопольных требований, установленных  Федеральным законом «О государственном  регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.

      ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно премьер-министру Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.

      В структуре антимонопольного ведомства  находятся территориальные управления ФАС России и центральный аппарат  службы, состоящий из отраслевых управлений. По состоянию на 01 марта 2010 года в структуру ФАС России входит 82 территориальных управления. Штатная численность работников службы в регионах составляет 2 647 человек. Численность работников центрального аппарата составляет 630 человек.

      Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и «О рекламе».

      ФАС России создана в соответствии с  Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 года. Служба восприняла большую часть функций ликвидированного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (за исключением функций по контролю соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей, переданных Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Роспотребнадзор).

История антимонопольных органов России

      Предшественник  Федеральной антимонопольной службы — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур образован в соответствии с Законом Российской Советской Социалистической Федеративной Республики от 14 июля 1990 года «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР». Председателем Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский. Штатная численность работников аппарата определена в 150 единиц, введено Временное положение «О государственном комитете РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур», которое было утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344 «Вопросы Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур».

      В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 года № 915 «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» в целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации, во исполнение Законов Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите прав потребителей» утверждены новое Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), а численность работников центрального аппарата увеличена до 350 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

      В ноябре 1992 года Председателем Комитета назначен Леонид Арнольдович Бочин.

В целях  реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 1997 года в части приведения структуры Правительства Российской Федерации и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 года № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.

      В августе 1997 года Председателем Комитета назначена Наталья Евгеньевна Фонарева.

      22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации от № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации (Председатель Фонарева Н. Е.), Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (Председатель Хакамада И. М.), Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте (Руководитель Будько В. И.) и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи (Руководитель Горячев В. М.). На их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов. Министром назначен Геннадий Максимович Ходырев.

      Численность работников центрального аппарата (440 единиц без персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1564 «Вопросы Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства». В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования деятельности естественных монополий на транспорте. Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 793 от 12 июля 1999 года.

      В мае 1999 года министром стал Илья Артурович Южанов.

Информация о работе Монополия и конкуренция в рыночной экономике