Монополизм и конкуренция в Российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 07:49, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы естественных технологических монополий связана с тем влиянием, которое оказывают данные экономические субъекты на российскую экономику. Главными направлениями этого влияния являются:
 рост инфляции издержек в экономике (рост цен на продукцию естественных технологических монополий):
 ухудшение инвестиционного климата в стране;
 угроза сепаратизма в ряде российских регионов в случае, если часть естественных технологических монополий на федеральном уровне выйдет из-под единого руководства.

Содержание

Введение
1. Конкуренция как центральное звено рыночного механизма
2. Содержание рыночной конкуренции
3. Конкурентоспособность товара
4. Совершенная и несовершенная конкуренция
5. Монополия и монопольная власть
6. Взаимосвязь между конкуренцией и монополией
7. Сущность и виды монополии
8. Негативные следствия чрезмерной монополизации производства
9 . Российские монополии и перспективы их развития
10. Сдерживание недобросовестной монопольной практики.
Антимонопольное регулирование экономики

11. Демонополизация экономики России
12. Монополисты Республики Бурятия
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовой по макроэкономике (защита на отлично).doc

— 304.50 Кб (Скачать документ)


                                    Федеральное агентство по образованию

Байкальский государственный университет экономики и права

Факультет экономики предприятия и предпринимательской деятельности

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Макроэкономика»

 

 

 

Тема: «Монополизм и конкуренция в Российской экономике»

 

 

 

Исполнитель: _______________ студ. гр. УПД/2

                              (подпись, дата)                   (номер группы, фамилия, инициалы)

 

 

Руководитель: _____________       Кандидат  Экономических наук, доцент

                           (подпись, дата)           (ученая степень, звание, фамилия, инициалы)

 

 

                                                                           Иркутск 2009

                        

                        Байкальский государственный университет экономики и права

Кафедра экономики предприятий и предпринимательской деятельности

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

по дисциплине «Макроэкономика»

студентке     

(фамилия, имя, отчество)

группы      кафедры Экономики предприятий и предпринимательской деятельности

Тема работы « Монополизм и конкуренция в Российской экономике»

 

_____________________________________________________________

Контроль за ходом выполнения курсовой работы:

Этапы выполнения работы

Сроки выполнения

Подпись преподавателя

по графику

фактически

Выбор темы и объекта исследования

 

Сбор теоретического и аналитического материала, составление плана работы

Оформление работы и предоставление на кафедру

 

Дата выдачи задания  «_____»   __________________ 200___ г.

Руководитель: _________       Кандидат Экономических наук,

                       (подпись)          

Студент(ка):     ____________

                              (подпись)

 

 

Содержание:

 

Введение

1. Конкуренция как центральное звено рыночного механизма

2. Содержание рыночной конкуренции

3. Конкурентоспособность товара

4. Совершенная и несовершенная конкуренция

5. Монополия и монопольная власть

6. Взаимосвязь между конкуренцией и монополией

7. Сущность и виды монополии

8. Негативные следствия чрезмерной монополизации производства

9 . Российские монополии и перспективы их развития

10. Сдерживание недобросовестной монопольной практики.

    Антимонопольное регулирование экономики

 

11. Демонополизация экономики России

12. Монополисты  Республики Бурятия

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выбранная тема является актуальной, т.к. вопрос о сущности и трансформации естественной монополии, способах ее реформирования и государственного регулирования в России приобрел в настоящее время особую значимость. Это обусловлено тесной взаимосвязью естественных монополий с социальной и экономической жизнью общества, их непосредственным влиянием на эффективность деятельности других субъектов экономики, а также несоответствием внутренней организации естественных монополий условиям функционирования в рыночной среде. Любые негативные моменты в ходе преобразований естественных монополий, осуществления структурных реформ прямо или косвенно могут отразиться на экономических показателях государства и благосостоянии его граждан. Такое положение естественных монополий обязывает государство проводить взвешенную экономическую политику.

Монополия представляет собой ситуацию, при которой единственный продавец контролирует весь объем сбыта данного товара. Наиболее развернутая классификация типов монополизма включает в себя следующие пункты:

        монополизм, вырастающий из конкуренции, базирующийся на концентрации производства и капитала;

        естественные технологические монополии, характерные для сетевых структур того или иного назначения;

        монополизм предприятий, лидирующих в тех или иных направлениях НТП, чьи права защищены патентами и лицензиями;

        государственные монополии, существование которых обусловлено выполнением государством функций, которые не могут выполняться частным образом.

Актуальность проблемы естественных технологических монополий связана с тем влиянием, которое оказывают данные экономические субъекты на российскую экономику. Главными направлениями этого влияния являются:

        рост инфляции издержек в экономике (рост цен на продукцию естественных технологических монополий):

        ухудшение инвестиционного климата в стране;

        угроза сепаратизма в ряде российских регионов в случае, если часть естественных технологических монополий на федеральном уровне выйдет из-под единого руководства.

Понятие естественной монополии формировалось постепенно. В работах экономистов «доиндустриальной» эпохи понятие монополии упоминалось редко, а термина «естественная монополия» еще не было. Монополии существовали, но обычно только тогда, когда правительство давало исключительное право кому-либо заниматься особым видом деятельности.

На возможность существования монополий указывал еще Д. Рикардо (1772-1823), но монополия считалась исключением, которое не могло оказывать влияния на характеристики рынка в целом. У К. Маркса есть также анализ «естественной» монополии в смысле использования кем-либо редчайшего невоспроизводимого природного ресурса.

Первым, кто с формальной точностью сформулировал теорию монопольной цены, был А. Курно (1801-1877). Курно показал, что фирма-монополия устанавливает цену значительно выше той, которая при тех же условиях установилась бы при наличии конкурентов.

Первым экономистом, введшим термин «естественные монополии», был Джон Стюарт Милль (1848). Милль указывает на возможность сокращения издержек в случае минимизации количества производителей в отрасли, предваряя все дальнейшие определения естественных технологических монополий.

А. Маршал (1842-1924), рассматривая случай с производственной монополией, также признавал завышение цены монопольной фирмой по сравнению с аналогичной фирмой, находящейся в условиях конкуренции. «Монополист, - отмечает он, - потеряет весь свой монопольный доход, если будет производить такое большое количество, при котором его цена предложения … будет равняться цене спроса: количество, которое обеспечивает максимальный монопольный доход, всегда менее этого». Завышение цен преодолевался рядом факторов, к числу которых он относил уменьшение издержек монополиста в результате более крупных масштабов производства по сравнению с фирмами – не монополистами.

Одной из причин кризиса 1929-1933 гг. служили монопольные цены, установившиеся в ведущих отраслях промышленности капиталистических стран. В 1933 г. параллельно вышло две работы, поставившие по-новому проблемы монополистической конкуренции и монопольных цен: работа американского экономиста Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» и работа английского экономиста Дж. Робинсон «Экономика несовершенной конкуренции».

Пол совершенной конкуренцией Дж. Робинсон подразумевает положение, когда продавцы и покупатели осознают общую ситуацию на рынке, но не способны изменить соотношение спроса и предложения, а значит и цену равновесия. Несовершенная конкуренция складывается на рынке, где нет полной монополии одного из продавцов, но нет и совершенной конкуренции, т.к. один или несколько продавцов способны влиять на размеры спроса и предложения, а значит и на уровень цен. Дж. Робинсон полагала, что в условиях несовершенной конкуренции рабочая сила оплачивается ниже того уровня, который рассматривается как «справедливая» заработная плата. В условиях совершенной конкуренции факторы производства получают предельный продукт, помноженный на цену товара, который они производят.

Э. Чемберлин связывал установление единой цены для группы монополий той или иной отрали только с действием монополистической конкуренции. Если отдельные монополисты учитывают свою зависимость от действий других монополистов, то одного указанного учета без какого-либо предварительного сговора, по Чемберлину, оказывается достаточным для установления единой и приемлемой для всех монопольной цены.

Чемберлин полагал, что монопольные цены образуются не только в результате возникновения и деятельности крупных производителей, но и в меньшей степени в результате широкой дифференциации продукции (и по качеству, и по территории),

Одна из первых попыток связать естественную монополию с ее экономическими характеристиками была предпринята Томасом Фаррером (1902). Он определил как естественные монополии те отрасли, в которых конкуренция никогда не была испробована. Фаррер выделил пять признаков естественной монополии: 1) Отрасль должна предлагать важную продукцию или услугу; 2) отрасль должна занимать место для производства; 3) выпуск продукции должен быть непрерывным; 4) производство должно характеризоваться экономией на масштабе; 5) потребители вправе требовать «точности и четко определенного, гармоничного обеспечения» спроса, что может быть достигнуто только одним поставщиком.

Генри Картер Адамс (1887) предложил прямое регулирование естественной монополии как способ максимизации общественной выгоды. Это позволит фирме обезопасить все выгоды, получаемые от экономии на масштабах производства, а покупателей защитит от злоупотребления монопольной властью.

Ричард Эли (1937) определил три класса естественных монополий: 1) те, которые обязаны своим происхождением уникальным ресурсам; 2) основанные на секретности или особых привилегиях; 3) зависимые от особенностей ведения дела.

Кейзен и Тернер определяли естественную монополию ка кодну из ситуаций, в которой конкуренция может не срабатывать. Они указали на зависимость вывода о существовании экономии на масштабе производства в отрасли от верного определения границ рынка, поскольку естественные монополии могут существовать на рынках весьма разных размеров: от национального до локального.

Особняком среди теорий монополизма стоит теория В.И. Ленина о монополистическом капитализме как высшей и последней стадии его развития. Монополию он рассматривает скорее не как рыночную, а как производственную категорию. Тенденция к монопольному господству, по мнению В.И. Ленина, в самой природе капитала.

К взаимосвязи монополии и конкуренции Ленин подходил диалектически: с одной стороны, сама конкуренция порождает монополию, с другой, монополия не уничтожает конкуренцию, но выводит ее на новый уровень. Но вместе с тем оценка В.И. Лениным монополистической стадии капитализма пессимистична. Он считает, что такие явления, вызываемые развитием монополизма, как торможение НТП, сверхвысокие цены, сверхэксплуатация производителей и потребителей, экспорт капитала, подрыв основ рыночного механизма делают капитализм на этой стадии «паразитическим», «загнивающим» и «умирающим».

С точки зрения У. Шарки, множество точек зрения на естественную монополию может быть резюмировано следующим образом:

        1. Все авторы согласны с тем, что естественными монополиями являются прежде всего отрасли, в которых существует всеобъемлющая экономия на масштабе. Некоторые отмечают, что одиночная фирма может осуществлять производство более эффективно при отсутствии экономии на масштабе.

        2. Большинство авторов признает, что конкуренция в некоторых областях хозяйствования может быть неустойчивой и что условия, формирующие разрушительную конкуренцию, отвечают условиям существования естественной монополии.

        3. Трудно выделить данную отрасль в качестве естественной монополии простым измерением экономии на масштабе. Вместо этого расчет должен принимать во внимание другие относительные условия (границы рынка, природа спроса в отрасли).

 

1. Конкуренция как центральное звено рыночного механизма

Роль конкуренции в хозяйственной жизни общества глубока и многогранна. Способствуя росту наиболее эффективных производств и вымывая неэффективные хозяйственные звенья, конкуренция выступает в качестве механизма регулирования народнохозяйственных пропорций. Она проявляет себя как способ, ориентирующий предпринимателей на повышение эффективности хозяйствования.

Конкуренция является особым способом взаимодействия рыночных субъектов. С точки зрения отдельного предпринимателя, конкуренция - это процесс состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос.

Сказанное не означает, что все сводится только к этому. В действительности конкурентные отношения фирм выходят далеко за границы отдельных рыночных сегментов даже отраслей, является формой борьбы за лучшие условия хозяйствования. Именно этот аспект конкуренции позволяет раскрыть ее значение и роль в развитии экономики. Экономическая природа конкуренции связана с расщеплением экономической власти. Это означает, что уже само наличие конкуренции, с одной стороны, указывает на возможность закрепления за хозяйствующими субъектами определенной экономической свободы, а с другой стороны, что особенно важно, - на рассредоточение экономической власти среди агентов рынка, позволяющее им осуществлять свободный выбор. Поэтому роль конкуренции не исчерпывается лишь ограниченными воздействиями, а одновременно служит и питательной средой предпринимательских структур.

Во-вторых, обеспечивая равные принципы состязательности, она противодействует абсолютному доминированию какого - либо из преимуществ фирм, изначально обусловливая существование самых разновидных их типов и форм. Крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощи и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предпринимательской гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря своей способности к приспособляемости, «фирмы - новаторы» пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие абсолютных преимуществ делает их сосуществование неизбежным. При этом следует иметь в виду, что, если конкуренция как таковая в принципе предполагает существование разных по масштабу и форме организации предпринимательских структур, то реальное их многообразие в экономике зависит от степени ее жесткости.

Информация о работе Монополизм и конкуренция в Российской экономике