Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 07:49, курсовая работа
Актуальность проблемы естественных технологических монополий связана с тем влиянием, которое оказывают данные экономические субъекты на российскую экономику. Главными направлениями этого влияния являются:
рост инфляции издержек в экономике (рост цен на продукцию естественных технологических монополий):
ухудшение инвестиционного климата в стране;
угроза сепаратизма в ряде российских регионов в случае, если часть естественных технологических монополий на федеральном уровне выйдет из-под единого руководства.
Введение
1. Конкуренция как центральное звено рыночного механизма
2. Содержание рыночной конкуренции
3. Конкурентоспособность товара
4. Совершенная и несовершенная конкуренция
5. Монополия и монопольная власть
6. Взаимосвязь между конкуренцией и монополией
7. Сущность и виды монополии
8. Негативные следствия чрезмерной монополизации производства
9 . Российские монополии и перспективы их развития
10. Сдерживание недобросовестной монопольной практики.
Антимонопольное регулирование экономики
11. Демонополизация экономики России
12. Монополисты Республики Бурятия
Заключение
Список литературы
3) Административные монополии. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
4) Государственные монополии. В некоторой литературе выделяют государственную монополию. Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).
В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.
5) Правовые монополии (юридические). Другой причиной возникновения и сохранения фирмой особого монопольного положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природные ресурсы (например, нефть). Контроль за добычей и реализацией данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные условия на рынке, препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.
Контроль фирмы над знаниями в виде собственности на патент предоставляет ей исключительное право на производство и продажу вновь изобретенного продукта в течение определенного периода времени. Классическим примером монополии данного вида была компания «General Electric», которая безраздельно господствовала на рынке электрических лампочек, изобретенных Эдисоном, с 1892 по 1930 г. Такой вид монополий также называют закрытыми монополиями.
Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:
• монополия отдельного предприятия;
• монополия как соглашение;
• монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Так же различают пять основных форм монополистических объединений:
1) Картель. Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта;
2) Синдикат. Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой;
3) Трест. Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста;
4) Многоотраслевой концерн. Многоотраслевой концерн - это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
Необходимо сказать пару слов о таком способе монополизации, как корнер.
Корнер – способ, придуманный еще в XVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке, о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход.
Например, в 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера спустя год распродали свои запасы металла с огромной прибылью.
В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.
Монополистическая конкуренция
Как подразумевает само название, монополистической конкуренции свойственны черты и монополии, и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов, однако здесь имеет место и конкуренция, поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые, продукты. По существу монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции.
Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.
В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров для вхождения в рынок новых фирм. Но поскольку барьеры вхождения отсутствуют, фирмы в монополистической конкуренции не рассчитывают на получение значительной прибыли в долгосрочном периоде.
Поведение фирмы – монополиста на рынке.
Предельный доход монополиста.
Для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно равенство среднего и предельного доходов и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее.
Почему кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса? Поскольку монополист – единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую (рис. 1.1)[1. ]
Например, монополист может продать по цене 800 тыс. руб. только одну единицу своей продукции. Чтобы продать две единицы, он должен снизить цену до 700 тыс. руб. как на первую, так и на вторую единицу продукции. Чтобы продать три единицы – цена должна стать равной 600 тыс. руб. за каждую из них, четыре единицы – 500 тыс. руб. и т.д. Доход фирмы-монополиста соответственно составит, тыс. руб.: 1 ед.– 800; 2 ед. - 1400 (700·2); 3 ед. - 1800 (600·3); 4 ед. - 2000 (500·4).
Соответственно предельный (или дополнительный в результате увеличения продаж на одну единицу продукции) доход составит, тыс. руб.: 1 ед. – 800; 2 ед. – 600 (1400-800); 3 ед. – 400 (1800-1400); 4 ед. - 200 (2000-1800).
Рис. 1.1. Цена и предельный доход фирмы-монополиста: D – спрос; MR – предельный доход
На рисунке показаны кривые спроса и предельного дохода как две несовпадающие линии, причем предельный доход во всех случаях, кроме выпуска 1 ед., меньше цены. А поскольку монополист принимает решение об объеме производства, выравнивая предельный доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции будут иными по сравнению с условиями конкуренции.
Максимизация прибыли монополистом
Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма Х является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Динамика издержек и доходов фирмы Х в условиях монополии
Выпуск продукции, тыс. ед. | Издержки | Цена, тыс руб. | Доход | Прибыль, млн руб. | ||
валовые, тыс. руб. | предельные, тыс. руб. | валовой, млн руб. | предельный, тыс. руб. | |||
0 | 1000 | – | – | – | – | -1000 |
1 | 1470 | 470 | 500 | 500 | 500 | -970 |
2 | 1890 | 420 | 498 | 996 | 496 | -894 |
3 | 2265 | 375 | 496 | 1488 | 492 | -777 |
4 | 2600 | 335 | 494 | 1976 | 488 | -624 |
5 | 2920 | 320 | 492 | 2460 | 484 | -460 |
6 | 3230 | 310 | 490 | 2940 | 480 | -290 |
7 | 3535 | 305 | 488 | 3416 | 476 | -119 |
8 | 3850 | 315 | 486 | 3888 | 472 | 38 |
Продолжение на стр. 29 Продолжение табл. 1.1 | ||||||
9 | 4180 | 330 | 484 | 4356 | 468 | 176 |
10 | 4535 | 355 | 482 | 4820 | 464 | 285 |
11 | 4900 | 365 | 480 | 5280 | 460 | 380 |
12 | 5280 | 380 | 478 | 5736 | 456 | 456 |
13 | 5680 | 400 | 476 | 6188 | 452 | 508 |
14 | 6105 | 425 | 474 | 6636 | 448 | 531 |
15 | 6560 | 455 | 472 | 7080 | 444 | 520 |
16 | 7040 | 480 | 470 | 7520 | 440 | 480 |
17 | 7550 | 510 | 468 | 7956 | 436 | 406 |
18 | 8090 | 540 | 466 | 8388 | 432 | 298 |
19 | 8665 | 575 | 464 | 8816 | 428 | 151 |
20 | 9275 | 610 | 462 | 9240 | 424 | -35 |
Мы предположили, что одну единицу своей продукции монополист может продать по цене 500 тыс. руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2 тыс. руб., поэтому предельный доход сокращается на 4 тыс. руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.
На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:
| Конкуренция | Монополия |
Оптимальный объем производства | 15 | 14 |
Цена, тыс. руб. | 472 | 474 |
Информация о работе Монополизм и конкуренция в Российской экономике