Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:35, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение системы национальной экономики Республики Беларусь, ее сущности, основных целей и результатов развития.
Макроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала конкурентной среды. В центре её анализа – цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирования микропропорций. Объектом её изучения являются свободные обобщающие показатели, такие как национальный продукт, общий уровень инфляции, занятость.
Введение……………………………………………………………………………….3
1.Национальная экономика: сущность, основные цели и результаты развития….5
2.Структура национальной экономики и ее особенности в Республике Беларусь. Необходимость структурной перестройки…………………………………………19
3.Макроэкономические пропорции и их виды……………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………………...28
Основные
направления социально-
2000 г. № 445.
В прогнозируемый период предусматривалось заложить основы формирования
нового постиндустриального общества и развивать механизм действия социально
ориентированной рыночной экономики.
В пятилетии (2001-2005 гг.) важнейшей целью являлось создание условий для устойчивого социально-экономического роста на основе повышения эффективности реального сектора экономики, уровня обеспеченности населения товарами и услугами, развития производственной и социальной инфраструктуры, формирования благоприятной среды обитания.
Исходя из
преемственности направлений
- наращивание экспорта товаров и услуг;
- развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей;
- активизация
инвестиционной и
- развитие транспортных и коммуникационных услуг и соответствующей инфраструктуры;
- дальнейшее
развитие жилищного
- формирование
эффективной системы
Главными
средствами достижения
- финансовое оздоровление экономики, ликвидация дефицита платежного баланса и валютных средств;
- осуществление
структурной перестройки
хозяйственного оборота неэффективных или бесперспективных предприятий и производств с одновременной реализацией мер по преодолению возможной безработицы;
- целенаправленная
государственная поддержка
- повышение
эффективности развития
- разработка
и внедрение эффективного
включая расширение привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, стимулирование внедрения высокоэффективных инвестиционных проектов;
- формирование
эффективных
- развитие инфраструктуры общеевропейских транспортных коридоров, проходящих по территории страны;
- совершенствование механизма стимулирования экспорта товаров и услуг, защита и укрепление положения отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках;
- ускоренное
развитие институтов
- расширение
государственной поддержки
предпринимательства и
активности на основе дальнейшего развития прежде всего инновационного малого и среднего бизнеса, создания условий для привлечения частного капитала;
- формирование
конкурентной среды и
- опережающий
рост производства
- обеспечение экономической безопасности страны.
Для решения этих задач предусматривалась концентрация ресурсов на
приоритетных направлениях, предоставление государством преференций отраслям и производствам, основанным на новых и высоких технологиях, максимальное использование интеллектуальных ресурсов страны.
Эффективная социальная политика РБ понимается, прежде всего, как:
предоставление трудоспособному населению возможностей для обеспечения достаточного дохода через зарплату - ключевой фактор дальнейшего роста производительности; надежное государственное регулирование прожиточного минимума при постоянном учете изменений под влиянием инфляции и других факторов; государственное регулирование сверхвысоких доходов экономическими методами; государственная забота о потребностях малообеспеченных граждан через гибкую систему социальной защиты населения; существенное развитие отраслей социальной сферы и сохранение среды обитания.
Целями
совершенствования оплаты
Реформирование оплаты труда осуществилось с учетом необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальной сферы,включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан.
Совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы было осуществлено на основе применения Единой тарифной сетки, предусматривающей увеличение различий в оплате труда между
высококвалифицированными и низкоквалифицированными работниками,
упорядочение структуры зарплаты путем включения в основную зарплату доплат, надбавок, повышающихся коэффициентов и других выплат, которые в большинстве
случаев не связаны с результатами труда. Решение этих задач обеспечилось за счет: среднегодовых темпов прироста реальных доходов населения в 2001-2005 гг. на уровне 3,2-4,2% в год; реальной заработной платы - 4,9-6,8%; повышения доли оплаты труда в ВВП в 2005 г. до 53% против 42,1% в 2000 г.
Рост оплаты
труда, денежных доходов
Основная цель социальной защиты - поддержка тех групп и слоев населения,
которые оказались в наиболее неблагоприятных условиях и не могут своими силами улучшить собственное положение.
Прогноз основных макропоказателей до 2010 г. основывался на оценке
факторов производства, предпосылках реализации основных целей и задач,вытекающих из внутренней и внешней экономической стратегии государства.
Учитывая,
что технологическое
политики, так и для технологического обновления производства. Необходимость технологического обновления производства предопределял устойчивый рост доли инвестиций в ВВП с 17,9% в 2000 г. до 20,6-20,5% в 2005 г. Одним из целевых параметров являлось улучшение платежного баланса страны.
Однако сокращение отрицательного сальдо не могло быть самоцелью. С одной стороны, технологическое обновление производства требовало увеличения объемов ввоза зарубежного оборудования. С другой стороны, в ближайшей перспективе вряд ли можно ожидать существенного роста экспорта в связи с недостаточной конкурентоспособностью белорусской продукции на внешнем рынке. Это нашло отражение в сохранении отрицательного сальдо экспорта-импорта 2005 г. Динамика инвестиций и сальдо платежного баланса определяют тенденции изменения конечного потребления. Расчеты показывают, что хотя и прогнозировалось постепенное сокращение доли конечного потребления в ВВП с 76,7% в 2000 г. до 72,4% в 2005 г., но это происходило при абсолютном росте как его общих объемов, так и в расчете на душу населения.
Развитие промышленности в
Выходу промышленности
на путь динамичного
развития также способствовали
мероприятия по проведению единой
структурной промышленной политики
Беларуси и России, а именно: по
сохранению и углублению
сложившейся специализации промышленных
производств, развитию системы
кооперации, включая создание
межгосударственных финансово-промышленных
групп, разработке и реализации совместных
производственно-
Учитывая тяжелое финансовое положение предприятий базовых отраслей (автомобиле-, тракторо- и станкостроение, сельхозмашиностроение, деревообработка, химическая и нефтехимическая, легкая и пищевая промышленность) для увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции, осуществлялась их государственная поддержка. Более интенсивно и целенаправленно осуществлялась государственная поддержка предприятий технологических укладов (электроника, точное машиностроение, приборостроение и др.).
Важными
направлениями структурной
Темпы развития топливно-энергетического комплекса определяются уровнем
потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) отраслями материального производства, непроизводственной сферой и населением. Особое внимание было уделено повышению эффективности энергетических производств и использования ТЭР, а также обеспечению энергетической безопасности страны, увеличению использования местных видов топлива и активизации энергосберегающей политики.
Производство потребительских товаров. По абсолютному большинству товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения и изделий легкой промышленности спрос населения обеспечивался за счет отечественного производства, для чего увеличилось производство и расширился ассортимент конкурентоспособных товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения - как простейших, так и технически сложных.
Объем
производства потребительских
Основными целями развития агропромышленного комплекса являлось преодоление негативных тенденций и обеспечение устойчивого эффективного развития АПК, переоснащение его материально-технической базы, что повысило уровень самообеспечения продуктами питания, увеличило экспорт сельскохозяйственной продукции и укрепило продовольственную безопасность страны.
Важнейшими мероприятиями (2001-2005 гг.), требующими первоочередной реализации, являлись:
- переход на интенсивные наукоемкие технологии, предусматривающие
существенное повышение урожайности сельскохозяйственных культур и
качества продукции, снижение энергозатрат и пестицидной нагрузки на окружающую среду;
- последовательное обновление активной части основных производственных фондов путем насыщения хозяйств и предприятий новой высокопроизводительной техникой и современным оборудованием;