Национальная экономика как хозяйственная система (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение системы национальной экономики Республики Беларусь, ее сущности, основных целей и результатов развития.
Макроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала конкурентной среды. В центре её анализа – цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирования микропропорций. Объектом её изучения являются свободные обобщающие показатели, такие как национальный продукт, общий уровень инфляции, занятость.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1.Национальная экономика: сущность, основные цели и результаты развития….5
2.Структура национальной экономики и ее особенности в Республике Беларусь. Необходимость структурной перестройки…………………………………………19
3.Макроэкономические пропорции и их виды……………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эк.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

-   совершенствование   региональной,  внутриотраслевой   и   межотраслевой специализации и структуры производства;

-      существенное     повышение     материальной      заинтересованности    товаропроизводителей в результатах своего труда;

-  обеспечение  экономии ресурсов, в первую очередь  энергетических;

-  реализация  приоритетных  программ:   «Дети   Беларуси»   (подпрограмма

   «Развитие   индустрии   детского   питания    на    1997-2005    годы»), «Государственная программа обеспечения населения республики  рыбой и   морепродуктами на 1998-2005 годы», «Республиканская  программа освоения    мощностей комплексов по выращиванию и откорму крупного  рогатого  скота мощностью  5-10  тыс.  голов  откорма  в   год   на   1999-2001   годы», «Республиканская   комплексная   программа   по   племенному   делу    в   животноводстве на 1997-2005 годы», «Республиканская  программа развития птицеводства на 1998-2002 годы», «Республиканская комплексная  программа «Лен» на 1998-2003 годы».

    В   целом  стратегическая   линия   развития   этого   комплекса  базировалась на реализации «Программы  повышения эффективности  АПК».

    Реализация инвестиционных проектов и программ требовала  соответствующего наращивания  мощностей  строительного  комплекса.   В   2001-2005   гг.   в строительном комплексе   были  решены  задачи  создания  и  внедрения ресурсосберегающих экологически  чистых  технологий  и  материалов,  новых архитектурно-конструктивно-планировочных  систем  объектов   строительства, обеспечивающих  снижение  в  1,5-2,0  раза  массы  зданий  и  сооружений  и повышение их теплозащитных качеств; развития импортозамещающих производств, в том числе путем создания совместных предприятий с инофирмами для  выпуска современной строительной  техники,  средств  малой механизации,  стеновых, теплоизоляционных, полимерных экологически чистых материалов и на их основе - комплексных облегченных конструкций.

В строительном  производстве  получили  развитие  современные  технологии  с

высокой степенью механизации и ресурсосбережения. На этой основе  снизилась материалоемкость строительства в 2001-2005 гг. не менее  чем на  15-20%.

    Товарная  продукция промышленности строительных материалов и  конструкций (ПСМК) в 2005 г. возросла на 30-40% I уровню 2000 г., в том числе выпуск цемента - на 40-50%, стекла полированного - в 1,9 2,0 раза. Это позволило не только обеспечить внутренние потребности, но и увеличить экспорт  продукции (стекло, стеновые и кровельные материалы, облицовочная керамическая плитка, цемент).

   Потребность   в  жилище  относится  к   числу   первостепенных   жизненных  потребностей   человека.    Национальная    жилищная    программа    страны предусматривала реализацию конституционного права на жилье для всех групп и слоев населения при обеспечении социальных  гарантий  для  малообеспеченных граждан, насыщение и регулирование рынка жилья, повышение потребительских и эксплуатационных качеств жилых помещений.

   Особое  внимание  при  решении  проблем   жилищного  строительства   были уделены вопросам привлечения внебюджетных источников его  финансирования, стимулированию  долгосрочных   накоплений   средств   граждан   в   системе «стройсбережений»  и   обеспечению   их   сохранности;   развитию   системы облигационных жилищных займов; совершенствованию  систем  субсидирования  и кредитования, в том числе ипотечного.

   Предусматривалось   расширение   строительства   жилья   на   селе,   что  обусловлено стратегическими целями  развития агропромышленного   комплекса  и сложившейся неблагоприятной  социально-демографической ситуацией в  сельской местности. В малых и средних городах была увеличена  доля  индивидуального жилищного строительства.

   Главными  целями развития транспорта являлось  формирование  эффективной, надежно  функционирующей и конкурентоспособной на международном и внутреннем рынках транспортной системы, обеспечивающей потребности народного хозяйства и населения в перевозках и услугах; максимальное использование возможностей по  экспорту  транспортных  услуг,  а   также   развитие   транспортных   и коммуникационных услуг.

    Грузооборот  транспорта народного хозяйства   увеличился  с 99,5 млрд. ткм   в 2000 г. до 112-117 в 2005 г., пассажирооборот   транспорта общего пользования  - с 25 до 26-27.

    Главными  задачами развития отрасли торговли  и  общественного  питания, платных услуг  являлись:  стабильное  обеспечение населения  социально  значимыми  товарами,   дальнейшее   совершенствование методов организации торговли, улучшение финансово-экономического  положения предприятий торговли, способствующее наполняемости  потребительского  рынка товарами в  широком  ассортименте.  Решение  этих  задач   осуществилось  за  счет  поиска  новых  форм взаимоотношений   торговли   и промышленности:   заключение   долгосрочных    соглашений,    маркетинговое обслуживание предприятий промышленности  организациями  торговли,  развитие фирменной  торговли,  создание  торгово-промышленных  и  торгово-финансово- промышленных  групп,  торговых  домов,   развитие   франчайзинга.   Получили дальнейшее развитие  прямые  хозяйственные  связи  организаций  торговли  с колхозами,  госхозами  и  фермерскими  хозяйствами  по  поставке  продуктов животноводства  и  растениеводства  для  продажи  городскому  населению  на взаимовыгодных условиях.

    В  общественном питании   восстановилась  и  расширилась  сеть предприятий  при  учреждениях,  высших  и   средних   учебных   заведениях, промышленных предприятиях.

    В  соответствии  расчетами объем  платных услуг за 2001-2005гг. возрастет   в  1,4-1,5.  Наиболее  быстрыми  темпами   развивались производственные    услуги,    связанные    с    обслуживанием     отраслей народнохозяйственного комплекса (услуги транспорта, связи,  предприятий  по товаропродвижению). Наблюдается  значительное    увеличение    услуг

населению, обусловленное рационализацией  его  быта,  организацией  досуга, развитием здравоохранения и образования.

Главным направлением внешнеэкономической  деятельности являлось осуществление эффективной  единой  промышленной,  внешнеторговой  и макроэкономической    политики,    обеспечивающей    динамичное    развитие внешнеэкономического комплекса  страны  и  защиту  интересов  национального рынка от неблагоприятного воздействия  мировой  конъюнктуры  и  иностранной конкуренции.  Приоритетными   направлениями      стали:   активизация государственной поддержки модернизации экспортоориентированных  производств по выпуску наукоемкой высокотехнологичной  продукции,  поиск  альтернативных источников необходимых стране ресурсов; развитие  инфраструктуры  экспорта; расширение  номенклатуры   к   увеличение   экспорта  товаров   и   услуг; рационализация структуры импорта.

При формировании  государственной  политики  в  области  международного

сотрудничества     руководствовались   принципами   сочетания многовекторности международных связей с выбором стратегических партнеров  и приоритетных направлений.

    Основной  задачей в сфере внешнеэкономической  деятельности на  период  до 2005  г.  являлось  закрепление белорусских   предприятий-экспортеров   на имеющихся сегментах рынков стран ближнего и дальнего зарубежья, а также  их дальнейшее расширение.

    Взаимоотношения   со  странами  СНГ,  прежде  всего   с   РФ,   остались приоритетными во внешнеэкономической деятельности.

    Со  странами Таможенного союза первоочередными  мерами были:  переход  на единые принципы взимания косвенных налогов во взаимной торговле и  торговле с  третьими  странами,  сближение  таможенных  тарифов,   мер   нетарифного регулирования, проведение единой акцизной политики.

   Приоритетным  направлением в развитии интеграционных связей  со  странами дальнего  зарубежья   явились   торгово-экономическое   сотрудничество   с государствами Центральной и Восточной Европы, со странами Балтии,  Польшей, что обусловлено их географической близостью и сложившимися  взаимовыгодными связями.

   Реализации  основных направлений внешнеэкономической   деятельности способствовала система  мер разработанной  Национальной  программы  развития экспорта  на 2000-2005гг.

   Важным  фактором  снижения  дефицита  внешнеторгового  баланса  послужило

наращивание  экспорта  услуг  как  наименее  капиталоемкого  пути  развития экспортного  потенциала.  Исходя  из  географического  положения  Беларуси, расширение объемов транспортных услуг было  наиболее  реальным  источником валютных поступлений.

    Региональная  экономическая  политика,  являющаяся   составной   частью государственной макроэкономической политики,   была направлена   на   формирование   территориальных   пропорций   и   создание экономических и социальных  структур  хозяйства  регионов,  наиболее  полно отвечающих местным условиям и потребностям проживающего здесь  населения  и интересам страны в целом.

    Важнейшими  направлениями реализации этой  цели в  2001-2005  гг.  стали:  поддержка  структурных   преобразований  в   сфере   производства, обеспечивающих  укрепление  ресурсно-финансового   потенциала   территорий,снижение  их  зависимости от  поставок   внешних   ресурсов;   эффективное использование внутренних  возможностей  регионов,  стимулирование  создания новых рабочих мест в регионах, имеющих более высокий  уровень  безработицы; содействие развитию территорий,  находящихся  в  более  сложных  социально- экономических и экологических условиях; формирование СЭЗ  как региональных центров  внедрения  достижений мировой и отечественной науки,  развития региональных систем инфраструктуры.

Для   повышения   эффективности   государственного   и   хозяйственного управления, своевременного решения важнейших народнохозяйственных  задач  была осуществлена:

-  разработка  эффективной  и  быстро  адаптирующейся  модели  управления  экономикой и социальной сферой на отраслевом и территориальном уровнях;

-   создание  системы координации  деятельности  органов   отраслевого   и  территориального управления,  обеспечивающей  сбалансированное  развитие отраслей и регионов;

-    поднята   на   качественно   новый   уровень   роль   отраслевого   и  территориального управления, планирования и прогнозирования,  более гибкий   подход к проблеме  разграничения функций и полномочий между центром и регионами, органами отраслевого и территориального управления, сокращено количество ненужных организационных структур;

-   более   полно  учитывается   мнение   органов   местного   управления   и  самоуправления по вопросам  развития  регионов,  а  также  при  принятии решений, затрагивающих полномочия и функции местных органов власти.

    В  целях  снижения  антропогенной   нагрузки  до  минимального  наблюдается   ужесточение  нормативов  удельных  выбросов (сбросов) загрязняющих  веществ в окружающую среду из  расчета:  на 1% прироста  ВВП(или произведенной продукции) 0,2% прироста  выбросов.  Это позволяет сохранить качество окружающей среды  на  достаточно  благоприятном уровне.

    Улучшилась  отраслевая структура ВВП: удельный  вес  промышленности  составил 31,6% в 2005 г. против 32,4% в 2000 г., сельского хозяйства - 8,8 % против 9,6%. Удельный вес сферы услуг  доведен до  37,5% в 2005 г.

    Благодаря   технологическому   обновлению    производства    показатели эффективности приобрели положительную  динамику.  Рост  производительности труда  устойчиво повышается со среднегодовыми темпами прироста за 2001- 2005  гг.  6,3-6,4%.  Снизилась материалоемкость   на   4,6%. Энергоемкость ВВП за период 2001-2010 гг. уменьшилась на 25-32%.

 

 

2.  Структура национальной экономики и ее особенности в Республике Беларусь. Необходимость структурной перестройки.

   Структура   национальной   экономики   представляет   собой    устойчивые количественные  соотношения  между   ее   составными   частями.   Различают воспроизводственную, социальную, территориальную структуры и инфраструктуру национальной экономики.

Воспроизводственная структура отражает  ее  деление  на наиболее массовые виды экономических  субъектов, которые  воспроизводятся сами и в результате своей деятельности воспроизводят потоки товаров и услуг между  ними.  В  экономике  страны  можно выделить   три   крупные взаимосвязанные группы воспроизводственной структуры:  домашние  хозяйства, предприятия (предпринимательский бизнес), государство.

  Особое место  в воспроизводственной структуре  занимает домашнее хозяйство. Оно является  важной  сферой  национальной экономики,  где   потребляется значительная  часть  национального  дохода,  накапливаются  огромные  суммы денежных  средств.  Эта  группа  выступает  основным  поставщиком  трудовых ресурсов.

  Домашние  хозяйства в  республике  не  обладают  большим  потенциалом   как потребители товаров и услуг, и это  отражает  общую  экономическую  ситуацию даже при приросте ВВП в  течение  года  на  10 %.  Растущая  дифференциация домашних хозяйств в трансформационной экономике является  делом  обычным,  и это видно на примере наших семей, среди которых всего 0,6 %  купили  в  этом году автомобиль или другие средства транспорта, и 1 % купили  или  построили недвижимость. Парадоксально, что при увеличении производства мебели  в  этом году на 42,6 %, всего 3,4 % домашних хозяйств обзавелись этой  мебелью.  Это весьма скромные показатели, свидетельствующие о недостаточно высоком  уровне жизни. Для наших бюджетов неизвестным событием является  покупка  акций  или иных ценных бумаг, т.к. 3,3 % семей республики покупают  валюту.  Эта  сумма превышает средний размер вкладов в банки в два раза,  которые  сделали  5  % семей населения республики.

Информация о работе Национальная экономика как хозяйственная система (на примере Республики Беларусь)