Национальная экономика как хозяйственная система (на примере Республики Беларусь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение системы национальной экономики Республики Беларусь, ее сущности, основных целей и результатов развития.
Макроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономические закономерности формирования предпринимательского капитала конкурентной среды. В центре её анализа – цены отдельных товаров, затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирования микропропорций. Объектом её изучения являются свободные обобщающие показатели, такие как национальный продукт, общий уровень инфляции, занятость.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
1.Национальная экономика: сущность, основные цели и результаты развития….5
2.Структура национальной экономики и ее особенности в Республике Беларусь. Необходимость структурной перестройки…………………………………………19
3.Макроэкономические пропорции и их виды……………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эк.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

   Социальная  структура  национальной  экономики  означает  деление  ее  на секторы  —  совокупности   социально-экономических   единиц,   объединенных определенными социально-экономическими отношениями. Национальную  экономику можно разделить на подобные  секторы  по  группам  предприятий,  населения, видам труда и другим признакам. Для экономической теории  важное значение имеет деление национальной экономики на секторы в  соответствии  с  формами собственности на средства производства. По этому критерию в Беларуси  можно выделить    следующие    секторы:    государственный     (республиканский), муниципальный, частный, коллективный, смешанный и др.

   Отраслевая  структура  предполагает  деление   национальной  экономики  на отрасли — качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе   общественного   воспроизводства   одинаковые   по    социально-экономическому содержанию функции. В отраслевой структуре выделяют  крупные

 народнохозяйственные  отрасли (промышленность, сельское  хозяйство,  наука  и др., причем каждая из них имеет подотрасли).  Отраслевая  структура  играет важную роль в национальной экономике, т.к. именно  в  отраслевом  "разрезе" осуществляется планирование   и    прогнозирование, происходит    учет статистических данных.

    В  структуре  промышленности  республики  основное   место   принадлежит машиностроению, лесной, химической, легкой,     продовольственной промышленности. Они дают 9/10 валового продукта  промышленности  республики.

Ведущая  отрасль  —   машиностроение   и   металлообработка—имеет   развитую многоотраслевую    структуру:    тракторо-    и         сельскохозяйственное машиностроение,   автомобилестроение,   электротехническая   промышленность, станко- и приборостроение, производство вычислительной техники и др.

  Территориальная  структура определяется размещением   производительных  сил на  территории  страны  и  означает  деление   национальной   экономики   на экономические районы. Например, в РБ можно  выделить  элементы данной структуры в соответствии с принятым административным делением на области, экономические районы со своими территориально-производственными комплексами,  занятостью   населения, природными   ресурсами   и   другим характеристиками.

  Инфраструктура  включает в себя отрасли, обслуживающие  производство. К ним относятся шоссейные и  железные  дороги,  энерго-,  водо-  и  газоснабжение, связь и другие отрасли.

  Структура   внешней  торговли   характеризуется   соотношением   различных товарных групп в экспорте и импорте.

  Структура  любой национальной экономики имеет тенденцию к  усложнению  под влиянием НТП,  расширения  и  углубления  разделения  труда,  специализации производства, возникновения новых видов производства и отмирания старых,  а также других факторов.

  Национальные  экономики отличаются друг от друга и по структуре.  Различия обусловлены сложившимися подходами к формированию  экономик,  традициями  в производстве и другими факторами.

   Особенностью  структуры национальной экономики  Беларуси является то,  что она сложилась в условиях  бывшего  СССР  и  поэтому  содержит  в  себе  все специфические  черты  разделения  труда   между   республиками   в   едином народнохозяйственном комплексе страны.  Так,  для  нее  характерны  высокая степень  развитости  и  концентрации   металлообрабатывающих предприятий, сборочных  производств,  предприятий  химической  промышленности   и др., отличающихся высокой металлоемкостью, энерго- и ресурсоемкостью. Республика фактически представляет собой  "сборочный  цех"  бывшего  Союза. Это обуславливало то, что значительная часть продукции нашего государства поставлялась за его границы. По легкой промышленности это составляло примерно 50-60 %,пищевой-30, химической, нефтехимической, машиностроению-80-90 %.  И  поэтому промышленность для нормальной  работы  нуждается  в  постоянных  поставках комплектующих изделий из других стран СНГ.

   Сельское  хозяйство в соответствии  с   прежними  общесоюзными  пропорциями специализируется на  производстве  мясомолочной  продукции,  льна   и картофеля.  Структурные  преобразования  в  сельском  хозяйстве  связаны  с реорганизацией колхозов и совхозов, появлением фермерских хозяйств и т. п.

   Сфера  нематериального производства представлена  высококвалифицированными научными  кадрами,  академическими  и   другими   научно-исследовательскими институтами, развитой системой здравоохранения, культуры, искусства и др.

  В непроизводственной  сфере ведущее место по затратам  принадлежит  военно-промышленному  комплексу. Беларусь была западным  рубежом СССР  и  поэтому   по количеству военной техники, приходящейся на одного жителя,  превосходит  все

остальные западноевропейские  страны.  В  настоящее  время  решается  задача перевода оборонной промышленности на  мирные  рельсы, т.е. осуществление конверсии, проведение разоружения, сокращение военного бюджета.

  Для дальнейшего  развития экономики Республики  Беларусь в современный период  необходимо сохранение ориентации  на внешние рынки, так как  национальный не является достаточно  емким. В этом плане основной  является проблема осуществления структурной перестройки, так как наша экономика имеет большую энерго- и металлоемкость выпускаемых товаров и значительный удельный вес непроизводительных затрат.

  В мировой  практике известно применение  двух вариантов решения указанной  проблемы. Первый состоит в предоставлении свободы рыночному механизму в решении проблемы структурных преобразований под воздействием конъюнктуры. Второй предусматривает определение приоритетных отраслей экономики, так называемых «полюсов роста», посредством развития которых обеспечивается выход национальной экономики на международный рынок. Однако, какой бы ни был выбран вариант, особую роль в этом процессе призваны сыграть инвестиции, поскольку именно они позволяют создавать новый потенциал производства на качественно иной базе.

  Анализ инвестиционной  сферы показывает, что достижения  Республики Беларусь здесь достаточно  скромны. Можно говорить о своеобразном  инвестиционном кризисе. Его преодоление  возможно лишь при глубоком  реформировании экономики. Сложность  заключается в наличии определенных дестабилизирующих факторов, сдерживающих этот процесс: инфляции, дефицита ресурсов, неконкурентоспособности продукции, ограниченности денежных средств у большинства субъектов хозяйствования. Такое положение диктует необходимость выбора приоритетных отраслей экономики, распыление же ограниченных капвложений по секторам не является эффективным. В качестве приоритетных целесообразно выделить приборостроение, электронику, биотехнологии, автомобильную, химическую, легкую, пищевую промышленность и т.д. Для стимулирования инвестиционного процесса необходимо прежде всего развитие системы самофинансирования, что предполагает рост доли собственных источников предприятий (прибыли и амортизационные отчисления) и дополнение их привлеченными средствами (кредиты, эмиссия ценных бумаг). Практика структурной перестройки развитых стран показывает, что в этом процессе активно используются возможности иностранных государств. Это может происходить как в виде кредитов и займов, так и посредством осуществления прямых или портфельных инвестиций.

  Необходимо  отметить особую роль государства  в преодолении инвестиционного  кризиса. Осуществляемое им регулирование  включает управление государственными  инвестициями и контроль за  инвестиционной деятельностью других  субъектов хозяйствования. Следует  также иметь ввиду, что государственное регулирование должно осуществляться преимущественно экономическими методами, посредствам применения налогообложения с дифференцированием его субъектов и объектов, проведениями амортизационной политики, в том числе ускоренной амортизации, предоставление финансовой помощи, кредитов, осуществление антимонопольных мер и т.п.

Необходима  структурная  перестройка,  проявляющаяся  в преобразовании  национальной  экономики  в  соответствии  с   потребностями республики и запросами мирового  рынка.  Для Беларуси  в настоящее время характерны   снижение   численности   населения,   его   постарение,   рост заболеваемости,   инвалидности,   серьезные    проблемы    в   медицинском обслуживании,  появление  новых  видов  вынужденной  миграции.  Неустойчива динамика  реформирования  отношений  собственности,  медленно  развивается предпринимательство,  а  также  реформирование  трудовых  отношений.   Есть просчеты в государственном  регулировании  экономики  и  социальной  сферы;

высок уровень инфляции  и  девальвации  белорусского  рубля;  недостаточное финансирование   образования,   науки,   культуры;   ограничены   средства, выделяемые на внедрение ресурсосберегающих  и  малоотходных  технологий,  а также на преодоление  последствий  чернобыльской  катастрофы.  Все  это  не способствует     устойчивому     человеческому     развитию.      Снижается продолжительность жизни, около 1/3  населения  живет  за  чертой  бедности, около 77% имеют доходы ниже МПБ, почти половина пенсионеров получает пенсии ниже прожиточного минимума. Почти  треть  населения  проживает  в  сельской местности и в малых городских поселениях с числом  жителей  менее  10  тыс. человек  и   не   имеет   даже   минимума   современного   комфорта   среды жизнедеятельности. Недостаточна радиационная, экологическая, медицинская  и социальная  защита   населения,   проживающего   в   зонах   радиоактивного загрязнения.   Высок   уровень   преступности,   расширилось   влияние   ее организованных форм - коррупции, наркобизнеса.

 

 

3.Макроэкономические пропорции и их виды.

   Существенная    черта    национальной     экономики     —     сложившиеся макроэкономические пропорции.

  Макроэкономические  пропорции  —  это  количественные  соотношения  между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики. Каждый тип

национальной  экономики имеет свои  особенности  формирования  пропорций.  В планово   регулируемых   национальных   экономиках   они    устанавливаются централизованно, в рыночных—на основе спроса и предложения, в  смешанных  -рынком с учетом регулирующего воздействия государства.

   Пропорции   меняются   под   влиянием   НТП,    избранного    направления экономического   роста   (экстенсивного   или   интенсивного),    изменений потребностей  народного  хозяйства,  складывающихся  экономических  условий развития общественного производства и других факторов.

   Макроэкономические  пропорции  образуют  систему.  В  ней  можно  выделить следующие виды пропорций:

   Общеэкономические  —  представляют собой соотношение между сферами экономики, выполняющими различную роль в общественном воспроизводстве и характеризующимися, как правило, однотипными видами деятельности. Для определения элементов общеэкономических пропорций могут быть использованы весьма разнообразные критерии. Например, по способу участия в создании продукта можно выделить две сферы и рассматривать общеэкономические пропорции между материальным и нематериальным производством. Вычленение групп отраслей, обеспечивающих создание продукта, его перемещение к потребителю и деятельность в сфере личного потребления, позволяет анализировать соотношение между производством, обращением и потреблением. В качестве примеров данного вида пропорции можно также привести соотношение между потребительскими и инвестиционными расходами, базовыми и инфраструктурными отраслями, сферой создания материально-вещественных благ и сферой услуг,  между  наиболее   крупными   сферами   национальной экономики,  например,  производством   и потреблением,   потреблением   и накоплением, материальным и нематериальным производством и др.;

   Межотраслевые — представляют собой количественное соотношение между качественно однородными хозяйственными единицами с особыми условиями функционирования в системе общественного разделения труда. Таким образом, можно сопоставлять, например, промышленность и сельское хозяйство, машиностроение и транспорт.

   Внутриотраслевые— характеризует соотношение различных производств в рамках одной отрасли. Например, выпуском  чугуна  и стали в металлургии,  тракторов и комбайнов в сельскохозяйственном машиностроении и т. п.;

   Территориальные—  количественное соотношение между подразделениями, сферами, отраслями, выделяемое в рамках административно-территориальных образований.  Например, соотношение между потребительскими и инвестиционными расходами юридических и физических лиц г.Минска, промышленностью и сельским хозяйством в Минской области и т.п.  

Межгосударственные  — между   отдельными   государствами   на   основе международного разделения труда.

  Макроэкономические  пропорции  можно  также   классифицировать  по   форме отображения: натурально-вещественные, стоимостные,  распределения  трудовых ресурсов.

Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных  видов  продукции,  например,  между производством и потреблением стали, проката,  тракторов,  сахарной  свеклы.

Информация о работе Национальная экономика как хозяйственная система (на примере Республики Беларусь)