Национальные модели рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание

Экономические системы можно классифицировать по принадлежности той или иной системы к какому-то государству. Это так называемые национальные модели экономики. О них-то и пойдет речь в данной работе.
Цели данной работы – дать понятие национальной модели экономики, определить виды национальных моделей экономики и провести сравнительный анализ национальных моделей экономики.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие национальной модели экономики 4
Глава 2. Основные виды национальных моделей: 6
Американская модель 6
Японская модель 9
Социально-ориентированная модель экономики 13
Китайская модель 18
Модель экономики СССР 20
Российская модель экономики 22
Глава 3. Сравнительный анализ национальных моделей экономики 24
Заключение 26
Список используемых источников 27

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 60.18 Кб (Скачать документ)

    Таким образом,  можно сделать вывод, что экономика  США является государством с  самой либеральной экономической  системой. Государство вмешивается в регуляцию экономики лишь в тех случаях, когда рынок не может самостоятельно поддержать стабильность.

 

2.2. Японская модель  экономики

 

    Японская модель экономики также называется корпоративной из-за того, что каждая отрасль представлена несколькими мощными корпорациями. Характерными чертами такой модели экономики являются высокая квалификация работников и их преданность интересам фирмы, поощряемые условиями пожизненного найма; высокое качество оказываемых государством услуг (особенно в области образования); тесные связи между банками и другими фирмами. Государственные программы направлены на защиту интересов крупного бизнеса, именно поэтому в Японии процветают крупные корпорации. Принципом экономического регулирования этой модели является определение основных приоритетов. Доля государственного сектора в экономике очень незначительная.

    В Японии развиты  высокие технологии, транспортное  машиностроение. Рыболовный флот  составляет 15% от мирового. Япония  – лидер в области высоких  технологий.

    Экономика Японии начала развиваться быстрыми темпами после Второй мировой войны. После поражения Японии во Второй Мировой войне Верховный штаб союзных войск определил курс проведения экономических реформ. Согласно линии Доджа (экономический советник американской администрации) в первые послевоенные годы была установлена система приоритетных производств, необходимых для восстановления экономики. В их число вошли базовые и инфраструктурные отрасли, включая черную металлургию, каменноугольную промышленность, электроэнергетику, железнодорожный и морской транспорт. Для их развития использовались методы прямого контроля, такие, как установление низких цен, компенсация разницы в ценах, преимущественное кредитование, квотирование импортных товаров. B первой половине 50-х годов проводилась политика рационализации производства, в рамках которой обновлялось оборудование базовых отраслей. Во второй половине 50-х годов к ним добавились новые отрасли — производство синтетических волокон, нефтехимия, электротехника. В качестве главных инструментов этой политики использовались кредиты правительственных финансовых институтов, а также различные налоговые льготы. В этот период были разработаны и последовательно претворены в жизнь мероприятия по комплексному стимулированию экспортного производства, включая создание специальных организаций для предоставления кредитов, страхования внешнеторговых операций. Осуществление этой политики укрепило внешнеторговые позиции страны и позволило затем провести либерализацию внешнеэкономических связей. Важные целенаправленные реформы были проведены в социально-экономической и политической сферах. Преобразования послевоенных лет легализовали организации трудящихся, покончили с феодальными пережитками в отношениях между трудом и капиталом. Аграрная реформа практически ликвидировала феодальное землевладение. Антимонополистические мероприятия дали толчок перестройке старой структуры японских концернов и обновлению методов руководства производством. При этом во время деконцентрации экономической власти и демонополизации не было допущено ослабления промышленного потенциала. В 1949 г. под действие закона о деконцентрации не попали банки, а число распускаемых компаний было ограниченным. Оставшиеся крупные компании должны были участвовать в восстановлении экономики. Отказ от войны, зафиксированный в ст. 9 конституции 1947 г., предопределил то, что Япония имела наименьшее по сравнению с другими ведущими западными странами бремя военных расходов – менее 1% ВВП. Эти и другие специфические для Японии условия придали ускорение процессам экономической перестройки и развитию. Обеспечение быстрых темпов экономического роста требовало высокого уровня накопления. Оно почти полностью обеспечивалось внутренними сбережениями, каждый компонент которых был крупным по международным стандартам. На высокие темпы роста японской экономики был нацелен ее хозяйственный механизм, сложившийся после Второй Мировой войны, своеобразие черт которого позволяет говорить об особой модели.

      Особенности  экономической модели Японии  в структуре частного предпринимательства  в том, что основное место в занятости и производстве обрабатывающей промышленности принадлежит мелким и средним предприятиям, при этом доля мелких предприятий не обнаруживает ясно выраженной тенденции к сокращению, на фоне массы малых компаний быстро развивалась концентрации капитала в отраслях тяжелой промышленности, что привело к образованию гигантских объединений. Особенность экономического строя — вертикальная интеграция фирм, их

группирование, которое пронизывает  всю систему деловых отношений  в стране. Уникальность5 японской хозяйственной системы определяется наличием групп (кэйрэцу) которые представляют собой объединения крупных компаний с мелкими и средними, базирующиеся на различного вида связях, главными из которых выступают производственные, определяемые головными фирмами. Каждая  из  крупных  корпораций  является  ядром  группы,  называемых «кэйрэцу». В японской «кэйрэцу»  связующими элементами  являются  отношения собственности и контракта. Закон запрещает банкам держать  более  5%  акций, выпущенных  нефинансовыми  компаниями.   Поэтому   «кэйрэцу»   не   является финансово-промышленными группами под эгидой  банков,  и  последние  даже  не входят в их состав.

      Государственный  сектор в экономической модели  Японии, как было сказано ранее,  не имеет большой доли (не более  5%). Центральному   правительству   принадлежат   всего   пять   казенных предприятий (в том числе Монетный двор и государственное лесное  хозяйство), 13  банков,  сеть  высших  учебных заведений и   паевое   участие   в   73 организациях,  преимущественно  некоммерческих.  К  их   числу   принадлежат занятые фундаментальными научными исследованиями  институты  и  лаборатории, центр научно-технической информации, Японский  фонд  культурного  обмена,  а также  предприятия,  оказывающие  помощь  в  разработке   лесных   ресурсов, разведке  нефтяных  месторождений,  развитие  сельского   хозяйства.   Есть, наконец, группа предприятий, которые  специализируются  на  строительстве  и содержании  автомобильных  дорог,  мостов,   дамб,   уникальных   инженерных сооружений (многопролетный мост через Внутреннее море,  соединяющий  острова Хонсю и Сикоку). Ряд крупных государственных предприятий был приватизирован  во  второй половине 80-х гг., в том числе Корпорация  государственных  железных  дорог, национальная   телефонно-телеграфная   система,   табачная   и   алкогольная монополии, авиалинии «JAL» и др. На местном уровне государству принадлежат  водопровод  и  канализация, предприятия по  сбору  и  утилизации  мусора,  городской  транспорт,  школы, больницы и пр., а также  несколько  тысяч  акционерных  и  паевых  компаний, занятых  строительством  и  эксплуатацией  муниципального   жилья,   платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков и т.д6. Япония – страна  с сильной государственной экономической политикой осуществляемой   без   прямого   участия   государства    в    хозяйственной деятельности; в ее арсенале налогово-бюджетные и  денежно-кредитные  рычаги, таможенно-тарифное регулирование внешней торговли,  поддержание  конкуренции на рынках и регламентация деятельности естественных монополистов. Среднесрочные планы-прогнозы экономического развития в период  высоких темпов роста содержали количественные параметры, которые крупные  корпорации использовали для  своих  программ  капиталовложений.  В  открытой  экономике такие индикаторы корпорациям уже не нужны. Каждый  новый  кабинет  министров публикует свой план-прогноз, но это не более чем декларация о  намерениях  и официальный ритуал. Особенностью расходной части  бюджета  Японии  является  очень  низкий уровень финансирования национальной обороны (около 6% всей  суммы  расходов, или менее 1%  ВВП).  К  крупнейшим  статьям  расходов  относятся  социальное страхование и пенсии  (18-20%),  трансферты  региональным  администрациям  – префектурам (16-18%), а также государственные инвестиции  в  инфраструктуру. Для  финансирования  последних  используется  не  только  текущие  налоговые сборы,  но  и  средства  государственной  системы  сберегательных  касс  при почтовых отделениях. В этих кассах  хранится  более  20%  личных  сбережений японцев. В настоящее время самой крупной  расходной  статьей  бюджета  является обслуживание государственного долга.

     Можно сделать  вывод, что Японская модель  экономики сильнее всего отличается  от других моделей экономики  благодаря тому, что государство  явно вмешивается в экономику  лишь в нескольких отраслях, в  основном  косвенно вмешиваясь  в дела экономической системы.

 

2.3. Социально-ориентированная  модель экономики

 

     Социально-ориентированная модель экономики характерна тем, что в этой модели рыночной экономики значительную роль играет государство. Целевой направленностью государственных программ является защита интересов граждан государства, вследствие чего модель и получила своё название. Принцип регулирования экономики такой модели – это долгосрочное программирование. Доля государственного сектора в экономике занимает от 30% и выше. Наиболее типичными странами с этой моделью являются Швеция и Германия.

    Шведская модель  экономики представляет собой  модель со сравнительно открытыми  рынками в сочетании с государством  всеобщего благосостояния. При этом  существует незначительное расхождение  ставок заработной платы. Государство  применяет программу поощрения  занятости.

     Сильными сторонами  экономики Швеции являются всемирно  известные торговые марки, такие  как «Сааб», «Скания», «Вольво», «Эрикссон»  и др. В экономике присутствует  высокий уровень инноваций. Инфраструктура  развитая и постоянно модернизируется,  техника находится в отличном  состоянии. Слабыми сторонами  являются несоответствующие рынку  заработные платы. Почти 60 % ВВП приходится на налоги — самое высокое значение в ОЕКД. Периферийное расположение повышает расходы производителей и экспортёров.

     Придерживаясь политики неучастия в войнах и нейтралитета на протяжении всего XX века, Швеция добилась высокого уровня жизни населения в условиях капиталистической системы хозяйства, основанной на применении высоких технологий, и всеобъемлющего социального обеспечения. Страна обладает современной инфраструктурой, превосходными внутренними и внешними коммуникациями и высококвалифицированной рабочей силой. Главными ресурсами экономики являются лес, гидроэнергия и железная руда. Экономика ориентирована преимущественно на внешнюю торговлю. Около 90 % продукции производится частными компаниями, такими как Ericsson AB, Alfa Laval Group, IKEA, из них примерно половину составляет машиностроение. В сельском хозяйстве производится лишь 2 % ВВП.

     В XX веке в Швеции произошло то, что называется экономическим чудом. Всего за несколько десятилетий бедная аграрная страна превратилась в одну из богатейших и высокоразвитых держав. Основу этого беспрецедентного развития составили огромные природные богатства северной Швеции, — лес, руда и гидроэнергетические ресурсы, — в сочетании с рядом революционных шведских изобретений и их дальнейшей разработкой и эксплуатацией, таких, как паровая турбина, шарикоподшипник, газовые маяки АГА, телефон, молочный сепаратор, безопасная спичка, гребной винт регулируемого шага, упаковка «тетрапак» и многие другие. Ещё и по сей день промышленность, созданная техническим гением, остается ядром шведского народного хозяйства. Из-за узости внутреннего рынка крупные шведские компании уже на ранней стадии должны были ориентироваться на открытие других рынков и на экспорт. Полагают, что во многих случаях эта ранняя глобализация давала шведским компаниям преимущества в международной конкуренции. Благодаря этому Швеция сегодня имеет чрезвычайно высокие показатели по числу крупных мультинациональных концернов и известных товарных марок в пропорции к численности своего населения.  Хотя сырьё и облагороженные сырьевые материалы составляют значительную часть шведского экспорта, будущее шведской экономики связано преимущественно с наукоёмкими отраслями промышленности. В этом Швеция может воспользоваться преимуществами своего передового технологического развития, развитой инфраструктуры и высокого общего уровня образования населения. К числу таких высокотехнологичных отраслей промышленности относятся информационная технология и биомедицина, области, в которых Швеция уже давно принадлежит к числу мировых лидеров. Помимо них, сегодня всё чаще называют третью шведскую отрасль будущего - «промышленность впечатлений»: новый собирательный концепт, обозначающий такие соотносимые креативные отрасли, как дизайн, музыка, мода, художественная промышленность, гастрономия, медийные отрасли, реклама, туризм — области, в которых Швеция за какое-то десятилетие пережила революцию, которая привлекла внимание всего мира и принесла стране значительные экспортные доходы.

 

      Перейдем  к следующей стране с ярко  выраженной социально-ориентируемой  моделью экономики. Это Германия. Немецкая модель экономики также называется «социальным рыночным хозяйством»7. Ее отличительной чертой является отличная общеобразовательная и профессиональная подготовка. Германия считается щедрым государством всеобщего благосостояния. Отличительной чертой рынка труда является незначительное расхождение ставок зарплаты. Между фирмами и банками существуют тесные связи, способствующие большим инвестициям.

     Федеративная Республика Германия занимает ведущее место в мировой экономике. В 2004 году по общему объему ВВП ФРГ занимала третье место, уступая лишь США и Японии. Однако в связи с резким экономическим ростом таких стран как Китай и Индия, в 2007 году Германия стала пятым государством мира по данному показателю. В настоящее время Валовой внутренний продукт по паритету покупательной способности составляет 2,833 триллиона долларов, или 34,400 долларов на душу населения. Примечательно, что в 2008 году рост ВВП Германии составил 2,6%. Германская экономика процветает, привлекает большое количество инвестиций благодаря хорошо развитой инфраструктуре, квалифицированной рабочей силе с эффективной мотивацией к труду. Традиционно одной из ведущих отраслей экономики Германии является промышленность, доля которой в ВВП страны составляет 29% (в 2003г.), а в совокупном экспорте - 87% (2006 г.), тем самым она является мотором внешней торговли. Также развивается сельское хозяйство, энергетика. За последнее время значение отдельных отраслей экономики изменилось. Значительно повысился вес сферы услуг, которая сегодня почти догнала промышленный сектор ФРГ. Ведущие позиции в мире занимают германские информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистые технологии.

     Можно выделить  несколько специфических черт  немецкой модели экономики. Во-первых, она организована по принципу так называемой «социальной рыночной экономики»8, характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Это предполагает рост и дифференциацию предложения на рынке наряду с перераспределением дохода и прибыли в соответствии с личностными достижениями (а значит, высокую мотивацию рабочего класса). Данная модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако основной упор делается на социальном обеспечении. Концепция социальной рыночной экономики была впервые разработана и реализована Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армакаом в 1947—1949 годах в целях послевоенного восстановления ФРГ. Основные характеристики данной экономической системы таковы: — обеспечение полной занятости населения; — социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т. д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство); — частная собственность на средства производства и свободное ценообразование; — создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции); — сознательная политика укрепления конъюнктуры экономического роста; — политика стабильной валюты (в том числе через независимый эмиссионный банк); — свобода внешней торговли, свободный валютный обмен.

     Во-вторых, особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм»9, характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

     В-третьих, Для экономики Германии характерна высокая степень индустриализации. По сравнению со многими развитыми странами мира здесь очень большую долю в производстве ВВП составляет промышленность — основное направление специализации ФРГ в мировой экономике.

    В-четвертых, в силу исторически обусловленных причин наблюдается неравномерное экономическое развитие в рамках территории страны. Интеграция и модернизация экономики востока Германии остается проблемой, требующей времени и больших финансовых затрат. Ежегодные вклады федерального правительства здесь составляют около 100 млрд долларов.

     Еще одной особенностью германской экономики является ее экспортная ориентированность. Государство заинтересовано в открытом рынке и за последнее десятилетие были достигнуты значительные расширения присутствия на мировом рынке. По данным Международного валютного фонда, с 1997 года германский экспорт товаров и услуг рос сильнее, чем объемы мировой торговли. Даже в 2001 году, когда объем мировой торговли сократился на 0,2 %, экспорт ФРГ вырос на 6,7 %. Важнейшими торговыми партнерами являются страны Европейского союза, особенно Франция (в 2004 г. сюда было экспортировано товаров и услуг на сумму 75 млрд. евро) и Великобритания (61 млрд. евро), также США, Индию, Китай и страны Восточной Европы в связи с расширением ЕС на Восток.

      Таким образом, модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее более-менее равномерное распределение социальных благ в обществе. Социальное партнерство между профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. Реформы в системах социального страхования и структурные реформы на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование пока более низкого по сравнению с другими странами Евросоюза экономического роста.

     Можно сделать  вывод, что социально-ориентированная  модель экономки допускает наибольшее  вмешательство государства среди  рыночных моделей экономики.

Информация о работе Национальные модели рыночной экономики