Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:54, курсовая работа
Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
В течение ряда последних лет Российская Федерация переживает величайший экономический эксперимент - переход от планового управления народным хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития.
В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.
1 Сущность и классификация налогов, принципы налогообложения………........4
1.1 Сущность налогов и налоговой системы…………………………………….....4
1.2 Классификация налогов……………………………………………………….....5
1.3 Принципы налогообложения………………………………………………….....7
2 Роль налогов в хозяйственной деятельности………………………………..........9
3 Основные элементы и структура налоговой системы России……………........11
3.1 Основные элементы налогообложения………………………………………..11
3.2 Структура российской налоговой системы…………………………………....12
4 Функции налогов в российской экономике……………………………………..13
4.1 Функции налогов………………………………………………………………..14
4.2 Экономические теории…………………………………………………….........15
4.3 Подфункции налогов…………………………………………………................17
5 Необходимость и направления совершенствования российской налоговой системы…………………………………………………………………………........20
5.1 Основные направления совершенствования налоговой системы России…...20
5.2 О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации………....23
40
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Сущность и классификация налогов, принципы налогообложения………........4
1.1 Сущность налогов и налоговой системы…………………………………….....4
1.2 Классификация налогов………………………………………………………..
1.3 Принципы налогообложения………………………………………
2 Роль налогов в хозяйственной деятельности………………………………......
3 Основные элементы и структура налоговой системы России……………........11
3.1 Основные элементы налогообложения………………………………………
3.2 Структура российской налоговой системы…………………………………....12
4 Функции налогов в российской экономике……………………………………..13
4.1 Функции налогов……………………………………………………………
4.2 Экономические теории……………………………………………………....
4.3 Подфункции налогов…………………………………………………....
5 Необходимость и направления совершенствования российской налоговой системы……………………………………………………………
5.1 Основные направления совершенствования налоговой системы России…...20
5.2 О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации………....23
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………37
Приложение А……………………………………………………………………….3
Приложение Б……………………………………………………………………….4
Приложение В……………………………………………………………………….4
Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
В течение ряда последних лет Российская Федерация переживает величайший экономический эксперимент - переход от планового управления народным хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития.
В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.
Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономической сферы.
1.Сущность и классификация налогов, принципы налогообложения.
1.1 Сущность налогов и налоговой системы.
Налоги и налоговая система – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. (1)
Налоги известны людям с глубокой древности, когда они фигурировали в форме дани, подати. Возникновение налогов связано с необходимостью содержания государства.(1)
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. (2)
Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства. Налоги – это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.(1)
Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников.
С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.(1)
Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки.
Объект налогообложения– это имущество, на стоимость которого начисляется налог. При взимании налога на прибыль закон устанавливает, какие виды затрат и в каком размере могут быть отнесены фирмой на себестоимость продукции, тем самым определяя, какая часть выручки считается прибылью и облагается налогом.
Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу обложения.(3)
1.2 Классификация налогов.
Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов.
НК РФ предусмотрено деление налогов и сборов по видам на три группы:
федеральные;
региональные;
местные.
Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам относятся, например, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы. Перечень федеральных налогов и сборов приведен в статье 13 НК РФ.
Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и другие.
К местным относятся налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Земельный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц – это местные налоги.(4)
Деление налогов на федеральные, региональные и местные не зависит от бюджета или внебюджетного фонда, в который они направляются. Например, налог на доходы физических лиц, платится в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и относится к группе федеральных налогов.
(ПриложениеА)
По форме взимания различают налоги:
прямые;
косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.
Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.
Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя не только стоимость товара, работы, услуги, но и налоговые суммы, которые затем нужно перечислить государству. Косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Эти налоги переносят реальное налоговое бремя на конечного потребителя. При косвенном налогообложении налогоплательщиком является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим носителем налога – потребителем этого товара (работы или услуги). Примером косвенного налогообложения могут служить налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, и др. Поступления косвенных налогов в казну прямо не привязано к результатам финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже в случае убыточной работы организации.(3)
В основу классификации можно положить и такой признак, как плательщик налога. В этом случае следует выделить три группы:
налоги, плательщиками которых являются физические лица (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);
налоги, плательщиками которых являются организации (налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций);
налоги, плательщиками которых являются организации и физические лица (земельный налог, транспортный налог, государственная пошлина).
По источнику, за счет которого организации уплачивают налоги, различают следующие налоги:
налоги, включаемые в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);
налоги, относимые на затраты (таможенная пошлина, налог на имущество организаций, налог на рекламу, земельный налог и др.);
налоги, уплачиваемые из прибыли – налог на прибыль и организаций;
налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающийся в распоряжении организаций после уплаты налога на прибыль.
По степени обложения выделяют три группы налогов:
прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;
пропорциональные, когда тяжесть обложения не изменяется при изменении величины объекта (налог на добавленную стоимость, налог на рекламу, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций и др.);
регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения (государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, единый социальный налог, налог на игорный бизнес).
В зависимости от направления использования собранных платежей налоги делятся на:
текущие;
единовременные;
чрезвычайные.
Текущие налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какой либо деятельности. Например, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный налог – ежегодно.
Уплата единовременных налогов связана с совершением каких либо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, обязанность уплаты которого возникает у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества.
Чрезвычайные налоги могут вводиться государством в особых случаях, например, начало военных действий.(1)
1.3 Принципы налогообложения.
Принципы (от лат. principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.
Однако, учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов. Так, можно условно выделить три такие системы : - экономические принципы налогообложения; - юридические принципы налогообложения (принципы налогового права)- организационные принципы налоговой системы.(1)
Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:
принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности; как считал А. Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;
принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам: «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»;