Налоги и налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:54, курсовая работа

Описание

Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.
В течение ряда последних лет Российская Федерация переживает величайший экономический эксперимент - переход от планового управления народным хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития.
В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.

Содержание

1 Сущность и классификация налогов, принципы налогообложения………........4
1.1 Сущность налогов и налоговой системы…………………………………….....4
1.2 Классификация налогов……………………………………………………….....5
1.3 Принципы налогообложения………………………………………………….....7
2 Роль налогов в хозяйственной деятельности………………………………..........9
3 Основные элементы и структура налоговой системы России……………........11
3.1 Основные элементы налогообложения………………………………………..11
3.2 Структура российской налоговой системы…………………………………....12
4 Функции налогов в российской экономике……………………………………..13
4.1 Функции налогов………………………………………………………………..14
4.2 Экономические теории…………………………………………………….........15
4.3 Подфункции налогов…………………………………………………................17
5 Необходимость и направления совершенствования российской налоговой системы…………………………………………………………………………........20
5.1 Основные направления совершенствования налоговой системы России…...20
5.2 О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации………....23

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономической теории..doc

— 295.00 Кб (Скачать документ)

Следующей важной мерой является закрепление за налоговым ведомством функции сборщика налогов. В настоящее время в налоговой сфере действуют многие ведомства: кроме МНС России, Минфин России и федеральное казначейство, налоговая полиция, Банк России и т.д. От такой ситуации государство не выигрывает, тратятся огромные средства на ведение параллельных систем учета, эффективность налогового контроля падает, осложняется ведение единой налоговой статистики. С учетом опыта зарубежных стран в этой сфере следует передать МНС России все функции по сбору всех налогов и других обязательных платежей в стране на единый счет налоговых органов.

Обоснование правомерности такой меры состоит в следующем.

Общегосударственное налоговое ведомство собирает налоговые платежи для всех звеньев бюджетной системы страны, включая также и социальные фонды, а федеральное казначейство ведает только вопросами федерального бюджета.

Соединение в одном органе (в федеральном казначействе) расходных и доходных функций прямо противоречит основному принципу финансового контроля, по которому запрещается объединять в одних руках сбор доходов и реализацию контрольных функций в сфере их расходования. Нарушение этого принципа, как мы хорошо видим на практике, создает возможности для применения различного рода полулегальных зачетных схем, для неоправданного предоставления налоговых льгот, ущемления при распределении собранных налоговых средств интересов отдельных звеньев бюджетной системы и т.д.

При современной системе налогообложения, собираемые налоговые поступления не сразу превращаются в доход государства - из этих сумм необходимо произвести еще возврат излишне уплаченных налогов, денежных средств в порядке реализации прав налогоплательщиков на получение налоговых льгот и т.д. Кроме того, по некоторым видам налогов возврат ранее уплаченных сумм является закрепленной законом (Налоговым кодексом Российской Федерации) обязательной функцией налоговых органов (например, возврат НДС экспортерам, а в европейских странах налоговые органы возвращают также суммы НДС и туристам). Кроме того, как показывает опыт других стран, по некоторым видам налогов целесообразно применять временное депонирование денежных сумм в счет будущих налоговых обязательств налогоплательщиков, так как иногда организациям оказывается удобным уплатить свои налоги заранее, до срока наступления налоговых платежей, и т.д. (24)

Все эти вопросы могли бы быть эффективно решены через объединение в лице МНС России функций и контролера, и сборщика налогов. В будущем реализация этой меры могла бы привести к созданию универсального механизма по сбору налогов и любых других обязательных платежей, которая в дальнейшем может выполнять и функции федерального расчетного центра. В соответствии с этим предложением налоговая служба будет выступать в роли специализированного федерального банка, где каждому налогоплательщику будет открыт личный расчетный счет, в котором по дебету будут отражаться его обязательства по уплате налогов, а по кредиту - переплаты и возвраты по этим платежам. При таком порядке отпадет надобность в применении любых особых порядков возврата налогов (как в настоящее время - по справке налоговой инспекции, обязательно на личный банковский счет налогоплательщика и с соблюдением установленных сроков), а налогоплательщики получат право либо не снимать возвращаемые им средства с их счетов в налоговой службе до наступления сроков следующих платежей (в настоящее время такие зачеты для них ограничены требованием зачисления переплат по налогам только в доходы того звена бюджетной системы, за счет которого возникли эти переплаты), либо даже заблаговременно вносить на эти счета денежные авансы (с начислением среднего процента на остаток) с поручением налоговым органам списывать из них налоги и другие обязательные платежи по мере наступления в отношении их сроков уплаты.

Все эти цели и задачи должны быть сформулированы в рамках Государственной налоговой доктрины России, а методы и средства их решения - в Общей концепции налоговой политики и основных направлений развития налоговой системы России. В этих документах можно будет не только обозначить и закрепить основные направления развития налоговой службы, затрагивающие процесс модернизации и совершенствования ее структуры, но и сформировать условия, обеспечивающие наиболее полное и эффективное выполнение возложенных на нее действующим законодательством задач с учетом тенденций развития налогово - бюджетной системы и национальной экономики в целом.

Переориентация функции налоговой системы с фискальной на стимулирующую позволит без ущерба для экономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственного регулирования, создавая предпосылки для экономического роста и притока инвестиций в производственную сферу, что, в свою очередь, позволит создать надежный фундамент для обеспечения стабильных поступлений в казну государства.(25)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Двигаясь к стабильному рыночному хозяйствованию, государство должно создавать адекватную ему налоговую систему, отвечающую интересам каждого отдельного человека.

Без совершенствования налоговой системы, без целенаправленной жёсткой налоговой политики современное государство не сможет обеспечить нормальное функционирование всего хозяйственного аппарата страны, финансировать неотложные государственные потребности.

Перед экономистами стоит ещё множество проблем, от решения которых зависит экономический рост страны в целом, повышение благосостояния каждого конкретного человека.

История учит тому, что ни одна из налоговых систем не может считаться

идеальной и со временем считается неэффективной. Поэтому налоговая система требует постоянного совершенствования.

Как пишет А. Порки: «История государств есть постоянный процесс замены неэффективных налогов и устаревающих налоговых процедур более современными».

Можно сказать, что история развития государств – это и есть история развития налогообложения через принятие всё более совершенных налоговых законов [14].

Налоговая система России сегодня находится на стадии адаптации к формирующимся рыночным отношениям. И, не смотря на то, что с первых же дней своего существования она развивается в условиях экономического кризиса.

В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и без  перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.

Сегодня налоги в рамках государственного регулирования рыночной экономики стали, играя качественно новую роль – они становятся одним из средств формирования единого экономического пространства для государств, связанных региональными, хозяйственными и политическими интересами, поэтому государство должно совершенствовать систему налогообложения, законодательно устанавливая только прогрессивные, антидискриминационные налоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

 

1. Курс экономики: Учебник. // Под ред. профессора Райзберга Б.А.- ИНФРА-М., 1997.- с. 253-270

2. Налоговый кодекс РФ, ст.8

3. Курс экономической теории: Учебное пособие. // Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. Издательство «АСА», Киров 1995 - с. 407-421

4. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.//Под ре. Д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2004.- с. 593-603

5. Экономическая теория: Учебник.- Изд. испр. и доп. // Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича.- М.: ИНФРА-М, 2005.-с. 565-581

6. Налоговый кодекс: Комментарии //С.Д. Шаталова М.: Международный центр финансово-экономического развития. 1996г. – 656 с.

7.Приказ МНС РФ от 14 октября 1999 г. N АП-3-08/326 "Об утверждении форм налоговых уведомлений"

8. Основы налоговой системы: Учеб. Пособие для вузов // Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998г. – 422с.

9. Налоги и налогообложение. // Юткина Т.Ф. – М.: ИНФРА-М, 1999г. – 429с.

10. Ходов Л. Функции налогов. В кн. «Экономика. Учебник». // Под ред. А.Булатова - М.: Издательство БЕК, 1994.-С.309.

11. Эффективная экономика - шведская модель. // Эклунд К.  Пер. со швед. - М.: Экономика, 1991.-С.163

12. Дадашев А. Функции налогов. В кн. «Налоги. Учебное пособие». // Под ред. Черника. Д. - М.: Финансы и статистика, 1996.-С.51.

13. Налоги, их понятие и роль. в кн. «Финансовое право. Учебник». //  Покачалова Е. - М.: Издательство БЕК, 1995.-С.226.

14. Общая теория занятости, процента и денег. // Кейнс Дж.  - М.: Прогресс.-1978.-С.364–365.

15. Теории денег. // Усоскин В. - М., 1976, гл. 3.

16. Современный капитализм и налоги. // Федосов В.  - Киев: Вiща школа, 1987.-С.107.

17. Финансовое право. // Годме П.  - М: Прогресс, 1978.-С.385.

18.Горский И. Налоги в механизме стабилизации // Экономика и жизнь, 1994.-№ 36.

19.Основы налогового права. Учебно-методическое пособие. // Под ред. С.Пепеляева. - М.: Инвест Фонд, 1995.-С.25.

20.Потапов В. О некоторых вопросах налоговой политики // Налоговый вестник.-1995.-№ 7.-С.3.

21.Экономика. // С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи Пер. с англ. со 2-го изд. — М., «Дело ЛТД», 1993, С.440.

22. "Налоговый вестник", N 12, 2002 // В.А.Кашин

23Горский И. Налоги в экономической стратегии государства //Финансы. 2001. -№8. -С. 36-39.

24.Колодина И. Виражи налоговой реструктуризации. // Российская бизнес-газета. – 2002.-27 августа. С.2.

25. Основные принципы экономической полити­ки. // Ойкен В. - М.: Прогресс, 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А.

 

Федеральные

налоги и сборы

Региональные

Налоги и сборы

Местные

Налоги и сборы

1. Налог на добавленную

стоимость.

2. Акцизы на отдельные

виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья.

3. Налог на прибыль (доход) организаций.

4. Налог на доходы от капитала.

5. Подоходный налог с физических лиц.

6. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды.

7. Государственная пошлина.

8. Таможенная пошлина и таможенные сборы.

9. Налог на пользование недрами.

10. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

11. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов.

12. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

13. Лесной налог.

14. Водный налог.

15. Экологический налог.

16. Федеральные лицензионные сборы.

1. Налог на имущество организаций.

2. Налог на недвижимость.

3. Дорожный налог.

4. Транспортный налог.

5. Налог с продаж.

6. Налог на игорный бизнес.

7. Региональные лицензионные сборы.

1. Земельный налог.

2. Налог на имущество физических лиц.

3. Налог на рекламу.

4. Налог на пользование или дарение.

5. Местные лицензионные сборы.

Приложение Б.

 

 

 

Кривая Лаффера.

 

 

Приложение В.

 

 

Объекты налогообложения

Способы взимания налогов

Способы определения размера налога

Уровни налогообложения

Порядок использования

прямые

Косвенные

Акцизы

 

Налоги на доходы

Налоги на имущество

Налоги на расходы

Подоходный

Поимущественный

Индивидуальные

Универсальные

Таможенные пошлины

Пропорциональные

Прогрессивные

Регрессивные

Общенациональные

Региональные

Местные

Общие

Целевые

Информация о работе Налоги и налоговая система