Налоги.их функции и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:36, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы – раскрыть сущность налога и дать определение налоговой системы. Для этого, мне так кажется, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, ввести элементы закона о налоге, выделить виды и функции налогов. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть классификацию и основные виды налогов в российской экономике. Чтобы раскрыть понятие налоговой системы нужно ввести понятие налоговой системы, рассмотреть ее задачи, а также выделить основные принципы налогообложения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2-3
Глава 1. Теоретические основы налогов и налогообложения
в рыночной экономике………………………………………………………
1.1. Назначение, сущность налогов………………………………………..4-6
1.2. Функции налогов……………………………………………………….6-7
1.3. Элементы закона о налоге……………………………………………..7-8
1.4. Классификация налогов………………………………………………8-11
Глава 2. Налоговая система России………………………………………….
2.1. Основные налоги……………………………………………………12-22
2.2. Структура налоговой системы РФ…………………………………22-23
2.3.Принципы и механизмы налогообложения………………………23-27
Глава 3. Роль налогов в рыночной экономике…………………………28-38
Заключение………………………………………………………………39-41
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экон.теории.docx

— 71.24 Кб (Скачать документ)

     Объектом  налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5кВт или 150 л.с., автомобильный бензин, дизельное топливо.

     Ставки  акцизов утверждаются правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.

     Единый  социальный налог (взнос). Частью второй НК РФ введен с 1 января 2001 г единый социальный налог (взнос). Этот налог заменил страховые платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Поступления налога, контролируемые уже не фондами, а налоговыми органами, зачисляются в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования и направляются на финансирование государственного пенсионного и социального обеспечения и медицинской помощи гражданам.

     Налогоплательщиками социального налога признаются работодатели, индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов  Севера, занимающиеся традиционными  отраслями хозяйствования, адвокаты, крестьянские (фермерские) хозяйства.

     Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не уплачивают социальный налог с дохода от данных видов деятельности.

     Объектом  налогообложения для работодателей  признаются выплаты и вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу наемных работников по всем основаниям. При этом выплаты материальной помощи, а также выплаты в натуральной  форме сельскохозяйственной продукцией и товарами для детей освобождаются  от налогообложения в пределах 1000 руб. в календарный месяц.

     Выплаты физическому лицу, не связанному с  налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового  характера, авторским или лицензионным договором, производимые из прибыли, остающейся в распоряжении организации, не признаются объектом налогообложения.

     Для индивидуальных предпринимателей объектом налогообложения служат доходы от предпринимательской  либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с  извлечением данных доходов. Дня  индивидуальных предпринимателей, применяющих  упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, облагаемый доход  определяется исходя из стоимости патента.

     Налоговая база работодателей определяется как  сумма доходов, начисленных ими  за налоговый период в пользу работников, с учетом приведенных ранее вычетов  по материальной помощи, выплат, производимых из собственной прибыли организации, и т.д. Налоговая база определяется отдельно по каждому работнику с  начала налогового периода по истечении  каждого месяца нарастающим итогом.

     Не  подлежат налогообложению социальным налогом:

  • государственные пособия, такие как пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, пособия по беременности,
  • все виды компенсационных выплат,
  • суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями, террористическими актами, смертью члена семьи или другими чрезвычайными обстоятельствами;
  • сумма компенсации стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, расположенные в России, кроме туристических путевок;
  • суммы, направленные на лечение и медицинское обслуживание работников и членов их семей, если оплата производится из прибыли, остающейся в распоряжении организаций, и при наличии у медицинских учреждений соответствующих лицензий; суммы оплаты труда в иностранной валюте, выплачиваемые работникам бюджетных учреждений, направленным на работу за границу, в пределах установленных законодательством размеров;
  • доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции в течение 5 лет, начиная с года регистрации хозяйства;
  • доходы родовых общин малых народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла, за исключением оплаты труда наемных работников;
  • суммы страховых платежей, выплачиваемых организацией по договорам добровольного страхования или добровольного пенсионного обеспечения работников, заключенным со страховыми и негосударственными пенсионными фондами за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации;
  • суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов лицам, выполняющим какие-либо работы для данных кооперативов;
  • суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов в депутаты;
  • стоимость проезда работников, проживающих в районах Крайнего Севера, и членов их семей к месту проведения отпуска, оплата расходов по содержанию детей своих работников в детских дошкольных учреждениях, если она производится из прибыли, остающейся в распоряжении организации;
  • выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов, при условии, что они производятся не чаще одного раза в 3 мес. и не превышают 10 000 руб. в год.

     По  социальному налогу предусматриваются  налоговые льготы инвалидам и  их общественным организациям, а также  организациям, созданным для оказания помощи инвалидам.

     Налог на имущество предприятий. Важное место в налоговой системе занимает налог на имущество предприятий, который в перспективе должен получить дальнейшее развитие. Данный налог относится к числу республиканских и краевых налогов РФ.

     Плательщиками этого налога являются предприятия, учреждения (включая банки и кредитные  учреждения) и организации, в том  числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами; их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный  счет, а также межфондовые объединения  и организации, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, постоянные представительства  и другие обособленные подразделения  иностранных фирм, банков и организаций, расположенных на территории РФ. Объектом налогообложения является имущество предприятия в стоимостном выражении, находящееся на его балансе. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.

     Налогом на имущество предприятий не облагаются имущество бюджетных учреждений и организаций, адвокатов; предприятий  по производству и хранению сельскохозяйственной продукции; жилищно-коммунального и  другого городского хозяйства и  т.д.

     Ставки  налога на имущество предприятий  определяются в зависимости от видов  их деятельности. Однако предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия  не может превышать 2% от налогооблагаемой базы. Которые региональные органы власти в рамках предоставленных  им полномочий по установлению ставок и льгот имеют право снижать  ставку налога для предприятий для  отдельных областей. Снижение ставки налога на имущество представляет собой  один из видов льгот. Чаще всего применяется  снижение ставки налога на 50% (Москва, Ставропольский край). Не разрешается устанавливать  ставку налога для отдельных предприятий. Исчисляемая сумма налога вносится в виде обязательного платежа  в бюджет (республики, края, области) в первоочередном порядке с отнесением на финансовые результаты деятельно ста предприятия.

     Налог на имущество физических лиц. Плательщиками этого налога являются физические лица: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности определенное имущество, являющееся объектом налогообложения. Реформирование налоговой системы затронуло налогообложение недвижимости, принадлежащей на праве собственности физическим лицам.

     Формирование  налогооблагаемой базы со строений и  сооружений производится исходя из суммарной  инвентаризационной стоимости имущества по всем объектам, находящимся в собственности физического лица на определенной административной территории. Инвентаризационная стоимость каждого объекта собственности, учитывающая износ и рост цен на строительную продукцию (работы, услуги), определяется органами технической инвентаризации

     2.2Структура налоговой системы РФ.

     Налоговая система - это совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также  форм,  методов  их  проведения  и принципы построения.

     В России создана организационная структура системы взимания  налогов  - Государственная налоговая служба,  подчиненная  Президенту  и  Правительству РФ. Она  состоит  из  государственных  налоговых  инспекций  в  республиках, краях, областях, автономных областях, городах, районах. Налоговая система России базируется на следующих основных принципах:

     . полное равенство существующих  форм собственности;

     . учёт всех видов получаемых  юридическими и физическими лицами  доходов, независимо от вида и характера деятельности;

     . единый подход при определении  размеров налогообложения,  установления льгот и налоговых ставок;

     . однократность налогообложения;

     . обеспечение учёта специфики  объектов налогообложения.

  Система управления налогообложением  в  РФ  представляет  собой  единую центральную систему, построенную по  принципу  многоуровневой  иерархической организации:  республиканского,  областного  и  районного  уровней.   Каждый уровень имеет свои уровни и специфику.

     Органом (субъектом) управления системой налогообложения  в  РФ  является Государственная   налоговая   служба   РФ,   состоящая   из   подразделений, осуществляющих методологическое руководство и контроль  за  налогообложением по видам (отраслям) налогов.

  К областному  уровню  относятся  государственные  налоговые  инспекции, входящих в состав РФ республик, краёв,  областей,  городов  республиканского подчинения.

     Районный  уровень охватывает государственные  налоговые инспекции городов краевого,  областного  подчинения,  сельских  районов,  районов  в   городах республиканского и областного подчинения. Главной задачей налоговых служб РФ  является  контроль  за  соблюдением законодательства  о  налогах,  правильностью  их  исчисления,   полнотой   и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных  налогов и других платежей, установленных  законодательством  РФ  и  республик  в  её составе,  органами  государственной  власти  краёв,   областей,   автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов, районов  в  городах в пределах их компетенции.

     Низовые налоговые службы осуществляют непосредственное взаимодействие с налогоплательщиками посредством реализации определённых функций.

                   2.3Принципы и механизмы налогообложения.

     Объектами  налогообложения   являются   доходы   (прибыль),   стоимость определённых  товаров,  отдельные  виды   деятельности   налогоплательщиков, операции с ценными бумагами,  пользование  природными  ресурсами,  имущество юридических и физических  лиц,  передача  имущества,  добавленная  стоимость произведённых   товаров   и   услуг   и   другие   объекты,    установленные законодательными актами.

     На протяжении всей истории человечества ни одно  государство  не  могло существовать  без  налогов.  Налоговый  опыт  и  подсказал  главный  принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е.  как  бы велики ни были потребности в финансовых средствах  на  покрытие  мыслимых  и немыслимых  расходов,  налоги   не   должны   подрывать   заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

       Современные принципы налогообложения:

    1) Уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учётом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. А так как возможности  разных физических и  юридических  лиц  различны,  то  для  них  должны  быть установленные дифференцированные  налоговые ставки,  т.е.  налог с дохода должен быть прогрессивным (см. ниже).

    2) Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов  носило однократный характер. Примером осуществления  этого  принципа  служит замена в развитых странах налога с оборота, когда  обложение  оборота происходило по нарастающей кривой,  на  НДС,  когда  вновь  созданный чистый продукт облагается  налогом  всего  один  раз  вплоть  до  его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья, возникающая по мере прохождения по  производственной  цепочке  вплоть  до  конечного продукта, облагается налогом только один раз ( в отличие от налога  с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.

    3) Обязательность уплаты налогов.  Налоговая система не должна  оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система  штрафов и санкций, общественное мнение в стране  должны  быть  такими,  чтобы неуплата или не своевременная уплата налогов  были  менее  выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед  налоговыми органами.

Информация о работе Налоги.их функции и роль в рыночной экономике