Налоговая политика и принципы налообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание

Цель работы проанализировать налоговую политику в Российской Федерации.
Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты налоговой системы,
- проанализировать налоговую политику,

Содержание

Введение 3
Глава 1 Налоговая политика: исторический аспект 5
Глава 2 Понятие налоговой политики и принципы налогообложения 8
2.1 Налоги: определение, сущность, функции и их классификация 8
2.2 Особенности налоговой политики 11
2.3 Принципы налогообложения 19
2.4 Методы осуществления налоговой политики и управление налогообложением 24
Глава 3 Российская налоговая политика и проблемы ее
совершенствования 28
Заключение 33
Список используемой литературы 36
Приложение 38

Работа состоит из  1 файл

курсовик налог. политика.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)


ФГОУ ВПО

СТАВРОЛОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И  ПРИКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономическая теория

на тему Налоговая политика государства и принципы налогообложения

 

 

  

 

 

                                                                       Студентки: 1 курса 4 группы

                                                                        Михайловой Оксаны Олеговны

                                                                       Специальность 080105.65

                                                                       Форма обучения очная

                                                                       № 8.1.07061

 

                                      Руководитель :                       

                                                   Доцент, Рязанцев И. И.

                                                            (должность, звание, Ф. И. О.)

       

                                         Члены комиссии

                                                                   ______________________/        /

                                                                  _____________________/        /

                            

                                                        Курсовая работа защищена

                                                         с оценкой _________________

                                                               «___»_______________200__г.

                                                              

                                                       Ставрополь

2008

 

 

Содержание

 

Введение                                   3

Глава 1 Налоговая политика: исторический аспект               5

Глава 2 Понятие налоговой политики и принципы налогообложения 8

   2.1 Налоги: определение, сущность, функции и их классификация 8

   2.2 Особенности налоговой политики   11

   2.3 Принципы налогообложения  19

   2.4 Методы осуществления налоговой политики и управление                        налогообложением                                                                                    24

Глава 3 Российская налоговая политика и проблемы ее

          совершенствования                                                                                   28

Заключение 33

Список используемой литературы 36

Приложение 38

 

 

 

 

 

                                                Введение

   Ведущую, определяющую  роль в формировании и развитии  экономической структуры любого  современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической и налоговой политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой являются налоги. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

    Экономические  и политические реформы, проводимые  в России с начала девяностых  годов, также не могли не  затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь,  налоговую систему. Государственный бюджет и налоги, являются главными средствами мобилизации и расходования ресурсов государства, дают политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

    Очевидно, что  успех экономического реформирования  в нашей стране в большой  степени зависит от того, в  каких направлениях пойдет преобразование  налоговой системы общества, насколько бюджетная и налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени.

    Поиск выхода  из глубочайшего экономического  кризиса, в котором на сегодняшний  день оказалась Россия, потребовал  радикального обновления финансовой системы, бюджетной и налоговой политики общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось установление общих принципов бюджетного и налогового законодательства и правовые основы функционирования бюджетной и налоговой системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение  налоговой системы и налоговой политики,  теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования  налогового механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Цель работы проанализировать налоговую политику  в Российской Федерации.

Данная цель может  быть достигнута посредством решения  следующих задач:

  • рассмотреть теоретические аспекты налоговой системы,
  • проанализировать налоговую политику,
  • определить специфику налоговой политики в Российской Федерации,
  • описать систему органов государственной власти Российской Федерации, участвующих в налоговых отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Налоговая политика: исторический аспект

 

Своими историческими  истоками налоги уходят в древний  мир, когда существовали такие из них, как поземельные, промысловые, с торговли, и другие.

 Налоги – исторически наиболее поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги называли “auxilia” (помощь) и собирали с граждан только в экстренных случаях. Но на содержание армии и постоянно возрастающего чиновничьего аппарата непрерывно требовалось все больше и больше денег, и налоги из временного превратились в постоянный источник государственных доходов.

Очень быстро налог стал явлением обыденным. Как сказал известный политический деятель США Бенджамин Франклин, «платить налоги и умирать должен каждый». [6]  

 Летописи и другие исторические памятники свидетельствуют, что в нашем Отечестве налоги в разных формах взимались с населения с самых древних времен, т.е. с образования раннефеодального русского государства. Первые сведения о дани (сборе налогов) содержатся в «Русской правде». В то время русские князья брали оброк по числу лиц. Прямые налоги брались не только с жилья, но и с плуга, угодий и прочее.

 Древнейшими косвенными налогами в Русском государстве были таможенные и питейные (кабацкие) сборы. До середины 17 в. основными были две категории пошлин: проезжие и торговые. Из проезжих главной являлась пошлина под названием «мыт». Она взималась за провоз товаров по дорогам и рекам, за ввоз их в город, складирование в амбарах и гостиных дворах. Для сбора мыта на торгах, ярмарках, базарах, по проезжим дорогам, особенно на мостах и переправах через реки, были построены внутренние заставы – мытницы. С товаров, провозимых по дороге, брали «сухое мыто», а на судах – «водяное мыто». Сборщиков этой пошлины называли мытниками.

Иоанн III предпринял первые шаги по установлению правильного  взимания налогов с населения, встретив главное препятствие – отсутствие переписи населения. Началась первая генеральная перепись населения, вторую осуществил Иван IV, а третью – царь Михаил Федорович. Разумеется, установлению единых правил по сбору всевозможных налогов, формированию налоговой системы и политики способствовал процесс образования Русского централизованного государства во главе с политическим центром – Москвой. Централизация власти повлияла на радикальное улучшение государственного хозяйства и одновременно вызвала необходимость в создании особых финансовых органов.

В царствование Екатерины II Манифестом 1775 г. в Российской Империи было введено еще и Гильдейское налогообложение, которое предусматривало сбор с объявленного капитала. В то время существовало три гильдии для российского купечества, каждая из которых определялась уровнем капитала (первая – свыше 10 тыс. руб.; вторая – от 1 до 10 тыс. руб.; третья – от 500 до 1 тыс. руб.). Фабриканты и заводчики не платили гильдейский налог, но с них брали особые сборы. Но если они производили торговлю продуктами своего производства, то платили гильдейскую подать, как все купцы.

Существенные  изменения произошли в налоговой  системе империи во время буржуазных реформ 60 – 70-х гг. 19 в., проводимых императором  Александром II. Именно тогда появились публикации о госбюджете. Граф С.Ю.Витте, назначенный 30 августа 1892 г. министром финансов, приступил к реорганизации системы государственного обложения как составной части денежной реформы. С конца 1892 г. было осуществлено повышение косвенных налогов: на спирт, пиво, фосфорные спички, осветительные масла, табачные изделия. Одновременно понижены или отменены некоторые прямые налоги. Так, в 1893 г. был понижен поземельный налог в европейской России, а в 1898 г. последовала отмена подушной подати в Сибири. С 1900 г. косвенные налоги вновь повысились (спирт, водочные изделия, пивоварение, табак).

 Особенностью налоговой системы царской России являлось преобладание косвенного налога по сравнению с прямым.

Таблица 1

 

ПРЯМЫЕ

%

КОСВЕННЫЕ

%

Россия

Франция

Германия

Австро -Венгрия

Италия

Англия

15,2

29,4

33.2

32,8

36

41,1

84,8

70,6

66,8

67,2

64

58,9




 

В России поступления  от косвенных налогов в 5,6 раза превышали  прямые. В таком виде система государственных  доходов России действовала до 1917 года. [7 ]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Понятие  налоговой политики и принципы налогообложения

 

2.1 Налоги: определение, сущность, функции и их классификация

 

    Решающее значение  в доходах бюджета имеют налоги. Налоги - обязательный и безвозмездный  платеж, взимаемый государством (центральными  и местными органами власти, а  федеративных государствах - членами федерации) с физических и юридических лиц.

    Государство  без налогов существовать не  может, так как они главный  метод мобилизации доходов в  условиях господства частной  собственности и рыночных отношений. 

    Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости - национального дохода - выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их  общественное содержание. Оно дает возможность проникнуть во внутреннюю их природу, раскрыть эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражает закономерности производства.        

    Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т.е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения имеет одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена.

    Налоговые  доходы государства формируются  за счет новой стоимости, созданной  в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Они становятся собственностью государства и используются для военно-политических и социально-экономических мероприятий.

    Функции налогов выявляют их социально экономическую сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют две функции: фискальную и регулирующую, каждая из которых проявляет особую ее сторону как финансовой категории.

    1. Фискальная  функция - основная, характерная  изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные  денежные фонды, т. е. материальные  условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

    Значение фискальной  функции с повышением экономического  уровня развития общества возрастает. XX в. характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.

    Фискальная  функция налогов создает объективные  предпосылки для вмешательства  государства в экономические  отношения, т. е. она обуславливает  регулирующую функцию. 

Информация о работе Налоговая политика и принципы налообложения