Налоговая политика и принципы налообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание

Цель работы проанализировать налоговую политику в Российской Федерации.
Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты налоговой системы,
- проанализировать налоговую политику,

Содержание

Введение 3
Глава 1 Налоговая политика: исторический аспект 5
Глава 2 Понятие налоговой политики и принципы налогообложения 8
2.1 Налоги: определение, сущность, функции и их классификация 8
2.2 Особенности налоговой политики 11
2.3 Принципы налогообложения 19
2.4 Методы осуществления налоговой политики и управление налогообложением 24
Глава 3 Российская налоговая политика и проблемы ее
совершенствования 28
Заключение 33
Список используемой литературы 36
Приложение 38

Работа состоит из  1 файл

курсовик налог. политика.doc

— 193.50 Кб (Скачать документ)

Сегодня практически  отсутствуют какие-либо ограничения, связанные с государственной регистрацией предприятий и организаций. Нет, в частности, запрета на организацию одним и тем же физическим лицом множества предприятий и организаций. Получила широкое распространение практика, когда одно и то же физическое лицо является учредителем десятков, а иногда и сотен предприятий и организаций. В этом не было бы ничего страшного, если бы не одно обстоятельство: как правило, все эти предприятия и организации имеют значительную задолженность перед бюджетами всех уровней. Тот факт, что одно и тоже лицо учреждает одно за другим множество предприятий, не является свидетельством того, что все они функционируют и приносят пользу обществу. Организация нового предприятия происходит, как правило, после того как предыдущее накопило достаточно приличную сумму недоимки перед бюджетом и внебюджетными фондами.  

 Заявки на получение квот на закупку этилового спирта получают регионы, а отчитываются за их использование заводы-изготовители. При этом ни один федеральный орган исполнительной власти не сравнивает эти показатели, в результате чего квотирование стало пустой формальностью. Установленный порядок выделения специальных марок ограничивает рост легального производства алкогольной продукции.

Таких примеров недоработок в нормативных документах можно привести немало. В результате в ряде субъектов федерации при низком уровне поступления акцизов по алкогольной продукции продажа акцизных марок из года в год увеличивается. Это имеет место, например, в Московской и Ярославской облостях.

Запрещая официальный  импорт спирта в страну, государство  мало что делает (кроме отдельных  карательных мер правоохранительных органов) для ликвидации возможностей завоза контрабандного спирта.   [13]

 Реальная налоговая реформа должна удовлетворять следующим требованиям: 1) предельное упрощение налоговой системы и максимальное использование экономически нейтральных налогов, которые не возлагают дополнительное бремя на прирост прибыли 2) существенное увеличение доходов государства за счет расширения  налогооблагаемой базы в сторону теневой экономики 3) выведение вопросов социальной политики за пределы налоговой системы. Их решение возлагается на иные формы государственного регулирования, для которых создается надежная финансовая база 4) предоставление субъектам Федерации самостоятельных налоговых источников, соответствующих объему их конституционных функций 5) сведение к минимуму необходимости в текущем налоговом контроле за деятельностью предприятий, чтобы сосредоточить ресурсы контролирующих органов на ключевых сферах. [8]

 Весь смысл налоговой реформы сводится к следующим позициям. Это снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей, сокращение числа налогов, уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот. Реформа подразумевает изменение принципов построения налоговой системы: оптимизация соотношения между прямыми и косвенными налогами, а также гармонизацию федеральных, региональных и местных налогов, призванную обеспечить баланс интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, пока отсутствующий. Налоговая реформа должна, далее, нацеливаться если не на ликвидацию, то хотя бы на сокращение <<теневого>> оборота, по некоторым оценкам составляющего в экономике России 40%. К сожалению, соответствующие реформационные цели пока не формулируются.

Приходится с сожалением констатировать, что и в проведении вышеупомянутых довольно ограниченных преобразований не просматривается какая-либо четка идеология. А она нужна, ибо любая истинная реформа, тем более налоговая, не может и не должна проводиться ради самой себя. Налоговые преобразования призваны обеспечить не только приток в казну дополнительных финансовых средств, но и возможность для налогоплательщиков хорошо зарабатывать.

Подлинная налоговая реформа немыслима  вне проведения эффективной налоговой  политики государства, которая должна вырабатываться совместными усилиями всех ветвей власти, в том числе  законодательной. По-видимому, главные  элементы этой политики должны быть закреплены специальным федеральным законом. Это устранило бы характерные для всего постсоветского десятилетия налоговые <<перетряски>> при утверждении бюджета на очередной год.  [13]

 

    1. Принципы налогообложения

Принципы налогообложения  — это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы (табл.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Принципы налогообложения

 

Экономические

Юридические

Организационные

 

Принципы нейтральности (равного налогового бремени)

 

Принцип хозяйственной  независимости

Принцип установления налогов  законам

Принципы единства налоговой  системы

Принцип справедливости

Принцип приоритета налогового закона над неналоговым

Принципы подвижности  налогообложения

Принцип соразмерности

Принцип отрицания обратной силы налогового закона

Принципы стабильности налоговой системы

Принцип интересов

Принцип наличия в  законе существенных элементов налога

Принципы множественности  налогов

Принцип экономичности

Принцип сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений

Принципы исчерпывающего перечня налогов


 

Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. Эти принципы присущи налогу как  объективной экономической категории вне зависимости от конкретного государства и времени, поэтому их иногда называют фундаментальными принципами. В настоящее время экономические принципы претерпели некоторые изменения. Они именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.[11]

Принцип хозяйственной независимости. Данный принцип основан на праве частной собственности налогоплательщика, он занимает центральное положение по отношению ко всем остальным принципам.

Принцип справедливости (равенства налогообложения). Согласно этому принципу каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Две центральные идеи: 1) сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика; 2) кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов.

Принцип соразмерности  предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Принцип соразмерности характеризуется кривой Лаффера показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70—80-е гг. XX в.

Принцип учета интересов  налогоплательщиков рассматривается через призму двух принципов А. Смита, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.

Принцип экономичности  базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому «каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз.

Юридические принципы налогообложения  — это общие и специальные  принципы налогового права. [11]

Принцип равного налогового бремени (нейтральности) предусматривает  всеобщность уплаты налогов и  равенство плательщиков перед налоговым законом. При этом не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от каких-либо дискриминационных оснований. Налоги и сборы не могут различно применяться исходя из политических, геологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости (ст. 3 НК РФ).

Принцип установления налогов законами закреплен в Конституции РФ. Среди положений ст. 3 НК РФ сказано, что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги. Это означает, что устанавливать налоги должны представительные органы, принимая в обязательном порядке соответствующие законы. Федеральные  налоги и сборы в соответствии с настоящей статьей устанавливаются, изменяются и отменяются только Налоговым кодексом РФ.

Принцип отрицания обратной силы налоговых законов общеотраслевой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия. Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами является специальным. Он означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения именно налогового законодательства.

Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом. Совокупность правил в отношении установления обязательных элементов налога рассматривается в ст. 17 НК РФ.

Принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов присущ любой системе налогового законодательств; и предполагает неравенство сторон (государство, субъекты Федерации, органы местного самоуправления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых отношений и при приме нении налогового закона. Это неравенство проявляется в неравноправном положении плательщика налогов при взыскании штрафов и при возврате переплаченных налогов.

Организационные принципы — это положения, в соответствии с которыми осуществляется построение, развитие и управление налоговой системой. Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами.

Принцип единства налоговой  системы. Данный принцип закреплен в ст. 75 Конституции РФ, Основные начала российского законодательства о налогах и сборах не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств (ст. 3 НК РФ). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается также введение региональных налогов, позволяющих наполнять бюджеты одних территорий за счет других.

Принцип подвижности (эластичности). Суть данного принципа в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут! быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами государства. Например, размер экспортных таможенных пошлин может меняться в зависимости от колебания мировых; цен на нефть или газ. В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов.

Принцип стабильности. Главная  цель налоговой реформы — это стабильное и более понятное, чем сегодня, налоговое законодательство. Налоговая система должна функционировать в течение многих лет до новой стадии реформирования. Реализация данного принципа обусловлена интересами всех субъектов налоговых отношений, поскольку устраняет существующие в законодательстве препятствия развитию бизнеса.

Принцип множественности  налогов. Любая налоговая система  эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, множественность налогов поддерживает принцип эластичности налоговой системы и, в-третьих, позволяет реализовать взаимную дополняемость налогов, поскольку минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого,

Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. Согласно действующему законодательству федеральные налоги (сборы) устанавливаются, изменяются и отменяются Налоговым кодексом РФ, а налоги субъектов Федерации: местные налоги — соответственно законами субъектов Федерации о налогах и сборах и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления (п. 5 ст. 3 НК РФ). Запрещается также установление региональных и местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

 

2.4 Методы осуществления  налоговой политики и управление  налогообложением   

     Параметры налоговой системы во многом зависят от проводимой государством налоговой политики, под которой понимается совокупность осуществляемых государством мероприятий направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование.

    Налоговая  политика как совокупность научно  обоснованных и экономически  целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование. Налоги и налогообложение. [12]

Информация о работе Налоговая политика и принципы налообложения