Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:53, курсовая работа
Цель работы проанализировать налоговую политику в Российской Федерации.
Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты налоговой системы,
- проанализировать налоговую политику,
Введение 3
Глава 1 Налоговая политика: исторический аспект 5
Глава 2 Понятие налоговой политики и принципы налогообложения 8
2.1 Налоги: определение, сущность, функции и их классификация 8
2.2 Особенности налоговой политики 11
2.3 Принципы налогообложения 19
2.4 Методы осуществления налоговой политики и управление налогообложением 24
Глава 3 Российская налоговая политика и проблемы ее
совершенствования 28
Заключение 33
Список используемой литературы 36
Приложение 38
Налоговую
политику осуществляет
Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.
Информирование (пропаганда) – деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей.
Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.
Консультирование
сводится к разъяснению
Льготирование
– деятельность финансовых
Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах.
Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.
Управление налогообложением осуществляется органами государства, непосредственно ответственными за проведение налоговой политики.
Так, Минфин
России разрабатывает
Для осуществления
управления налогообложением в
структуре центрального
Глава 3 Российская налоговая политика и проблемы ее совершенствования
Сегодня экономисты едины в том, что главным фактором стабильного функционирования экономики служит налоговая политика государства. Ключевые задачи российской налоговой политики:
Ясно, что нынешний налоговый механизм ни одну из этих задач реализовать не способен.
Исследования Института экономического анализа позволили сделать вывод: чтобы добиться максимальных темпов роста, необходимо в условиях рыночной экономической системы иметь низкие параметры государственной фискальной нагрузки на экономику.
В 2000 г. все думские партии и блоки проголосовали за снижение налогов, упрощение налоговой системы и перенос налогового бремени с производителя на потребителя. Произошла смена ориентации на рыночную и сравнительно реалистичную.
Главный вектор налоговой политики — стимулирование роста реального сектора экономики и обеспечение сбалансированности финансовых интересов государства и интересов налогоплательщика.
Обратим внимание, во-первых, на снижение налогового бремени на плательщика. В реализации поставленной цели определяющую роль должны сыграть следующие факторы: отмена оборотных налогов, снижение налогообложения фонда оплаты труда, трансформация налога на прибыль. Во-вторых, отметим выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, что требует отмены необоснованных налоговых льгот. Ведь льготный режим для одних налогоплательщиков означает дополнительное налоговое бремя для других. В-третьих, отметим упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов..[15]
Среди наиболее продуктивных направлений реформирования налоговой политики, нацеленных на легализацию «теневого оборота» и одновременно способствующих наращиванию объемов реализации продукции (а значит – увеличению налоговой массы), следует назвать уточнение налогооблагаемой базы и правил налогообложения. Здесь кроются большие резервы.
В качестве примера такого реформирования могут служить решения по выводу из-под налога на прибыль (хотя бы частичному) затрат на обучение, рекламу и др. Они безусловно снизят «теневой» оборот и увеличат налоговую массу. Правильный выбор базы по налогу с продаж ощутимо способствовал вытеснению из сферы торговли наличного оборота и стимулировал наращивание безналичного – со всеми вытекающими из этого положительными последствиями.
Примером аналогичных действий на будущее может служить решение об отмене акцизов на натуральное вино. Сегодня доходы государства по этой статье налогообложения ничтожны. Вместе с тем, наличие этого акциза, по оценке большинства экспертов, тормозит восстановление виноделия в России. Его отмена, фактически не нанося ущерба казне, будет способствовать возрождению целой отрасли пищевой промышленности, позволит оздоровить структуру потребления алкоголя населением.
Чрезвычайно важными представляются меры по активизации кредитования реального сектора экономики, причем как со стороны кредитных учреждений, так и населения. При этом в первом случае наверняка понадобится вывести из-под налога на прибыль доходы банков, направляемые на инвестирование по ставкам, установленным, например, ниже ставки рефинансирования. Это, с одной стороны, будет приближать проценты за кредит к величинам, экономически приемлемым для производительной, а не спекулятивной деятельности. С другой – позволит банкам быстрее нарастить столь. Необходимый им капитал. Наверняка такой маневр не нанесет ущерба и бюджетной системе. Ведь ежегодный вклад в нее от банковской деятельности устойчиво составляет лишь порядка 3% от всех налоговых поступлений. Что же касается сбережений населения, в том числе и «теневых», то они могут быть вовлечены в хозяйственный оборот через освобождение от подоходного налога сумм, направляемых на покупку акций и облигаций российских предприятий и организаций, официально зарегистрированных в депозитариях. Причем именно на покупку, а не перепродажу, доход от которой должен подлежать налогообложению в обычном порядке. Эта установка имеет принципиальный характер, поскольку нам важно расширять фондовый рынок за счет новых участников.
Для вывода «из тени» денежных доходов населения важно также на порядок увеличить суммы, которые освобождаются от подоходного налогообложения при покупке жилья. Поступившись частью подоходного . налога при оформлении жилья, но создав для населения стимулы к раскрытию его реальной стоимости, мы получим, пусть не сразу, ощутимый рост налогооблагаемой базы по имуществу.
Несомненно, окажет положительное воздействие на экономическую динамику решение об ускоренном росте законодательно установленной величины минимального размера оплаты труда. В этом случае легальная (по ведомости) выплата заработной платы неминуемо возрастет – с соответствующим увеличением и подоходного налога, и платежей в социальные фонды. Такого рода структурный маневр уже был успешно осуществлен в ряде субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне он может быть с успехом использован при снижении ставок по другим налогам, а также при подготовке предложений по оптимизации распределения доходных источников между бюджетами всех уровней. [16]
Хочется отметить, что важной тенденцией налоговой политики является использование налогов в качестве гаранта социальной защищенности наименее обеспеченных слоев населения. Основными налоговыми инструментами обеспечения социальной стабильности в обществе должны стать: единый социальный налог, финансирующий сеть программ социальной поддержки, и система налоговых льгот при взимании налога на доходы физических лиц. Наиболее важным, с нашей точки зрения, направлением развития методик и расчетов налоговой базы и системы социальных льгот в рамках подоходного налогообложения должна стать приоритетная поддержка института семьи в качестве основы социальной и экономической структуры общества.
Заключение
Налоговая политика является одной из основных составляющих государственного воздействия на экономику. Современное налогообложение как основной метод мобилизаций финансовых ресурсов возникло в результате длительной эволюции государственного устройства. Развитие, изменение форм государственного устройства, как правило, сопровождалось преобразованием налоговой системы. Общепризнанные основы цивилизованного налогообложения сложились сравнительно недавно. Так, подоходный налог и налог на прибыль корпораций получили достаточно позднее развитие из-за сложности взимания налогов
Для большой стабильности законодательства и упрощения налоговой системы необходимо привести в порядок всю систему не только законодательных, но и подзаконных нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы. В настоящее время таких нормативных актов существует (по разным подсчетам) от 600 до 800. Причина этого — огромное число налогов и ведомств, имеющих право издавать документы, касающиеся налоговых законов и трактующих их по-разному. Нередко даже инструкции по налогам подправляют налоговые законы.
Необходимо, чтобы право на толкование законодательных и других нормативных актов, связанных с налоговыми вопросами, было предоставлено только тем органам, которые их принимают. Если закон принят Государственной Думой, только она должна иметь право толковать этот закон.
Не менее важным является установление паритетных отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами. В настоящее время права налогоплательщиков ограничены, что выражается в бесспорном взимании налогов, пени штрафных санкций, в невозможности получения консультаций в налоговых инспекциях и в том, что налоговая инспекция не несет ответственности за разъяснения, оказавшиеся неточными. Даже в случае обращения налогоплательщика в суд и принятия решения, в его пользу ранее изъятые налоговыми органами суммы не всегда ему возвращаются, а засчитываются в уплату текущих налогов.
Очевидно, во
многих случаях необходимо вводить
новые правила и новые
Информация о работе Налоговая политика и принципы налообложения