Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:29, курсовая работа
Налоги - это необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности.
С перехода российской экономики к рыночным отношениям налоги – основной фактор экономического роста – становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
Налоги и налоговая система являются источниками бюджетных поступлений и важнейшими структурными элементами рыночного типа.
Формирование рациональной
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы налоговой системы и налоговой политики
1.1 Налоговая система: понятие, этапы становления и развития…………....4-6
1.2 Налоговая политика: содержание, основные направления………………6-8
1.3 Субъекты, принципы формирования, инструменты, цели и методы налоговой политики…………………………………………………………...8-11
Глава II. Основные направления и механизмы налоговой системы и налоговой политики в России
2.1 Налоговая политика в России на современном этапе………………….11-13
2.2 Основные пути дальнейшего реформирования налоговой системы
России…………………………………………………………………………13-23
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………...25
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы налоговой системы и налоговой политики
1.1 Налоговая
система: понятие, этапы
1.2 Налоговая политика: содержание, основные направления………………6-8
1.3 Субъекты, принципы
формирования, инструменты, цели
и методы налоговой политики………
Глава II. Основные направления и механизмы налоговой системы и налоговой политики в России
2.1 Налоговая политика в России на современном этапе………………….11-13
2.2
Основные пути дальнейшего
России………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………...
Введение
Налоги - это необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности.
С перехода российской экономики к рыночным отношениям налоги – основной фактор экономического роста – становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
Налоги
и налоговая система являются
источниками бюджетных
Формирование
рациональной
налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, - одно из условий осуществления полноценных преобразований экономики России.
Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать её в целях определенной финансовой политики, в связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением – налоговой политикой.
Налоговая политика – это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целом обеспечения финансовых потребностей государства, отельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.
Целью данной курсовой является более широко изучить понятие, основные черты налоговой системы и основные направления, особенности и недостатки налоговой политики.
А
также рассматривается основные
пути дальнейшего реформирования
налоговой системы и налоговой
политики в России.
Глава I. Теоретические основы Налоговой системы и Налоговой
политики
Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Состав и структура налоговой системы должны быть предопределены возможностями реальной экономики, они должны стимулировать экономический рост.
Основные недостатки структуры налогообложения заключались в том, что была огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков наличие большого числа налоговых льгот и многочисленных лазеек для сокрытия доходов. Все это способствовало развитию теневой экономики. Налоговая система нуждалась в совершенствовании. [1, с 22]
Налоговую
систему можно определить как целостное
единство четырех основных элементов:
законодательства о налогах и сборах,
совокупности налогов и сборов, плательщиков
налогов и сборов, системы налогового
администрирования. При этом каждый из
элементов находится друг с другом в тесной
взаимосвязи и взаимозависимости.
В разных странах даже с примерно одинаковыми условиями экономического развития степень государственного регулирования экономики различна. Наибольшее влияние государства имеет место в Швеции, в меньшей степени государство занято регулированием в Германии и Японии, а также в США. Налоги выступают одним из важнейших элементов государственного регулирования экономики, являясь одновременно составной частью финансово-экономической системы воздействия на экономику. Можно сказать что, создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать её в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением – налоговой политикой.
Налоговая политика – это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целом обеспечения финансовых потребностей государства, отельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для провидения активной налоговой политики.
В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частью экономической политики, она во многом зависит также от форм и методов экономической политики государства.
Другой формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит, как видно из названия, в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название «рейганомика», были использованы, в частности, в США в начале 80-х гг. ХХ в.
Таким
образом, развитие рыночной экономики
регулируется финансово-экономическими
методами - путем применения отлаженной
системы налогообложения, маневрирования
ссудным капиталом и
При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели и методы.
Субъектами налоговой политики выступают федерация, субъекты федерации (земля, республики, входящие в федерацию, области и т.д.) и муниципалитеты (города, районы и т.д.). В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, а также структуры местного самоуправления – города, районы, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им предоставляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении порядка и сроков уплаты налогов, форм отчетности по ним. Проводя налоговую политику, её субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.
Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в её основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:
Нередко
к принципам налоговой политики
относят также соотношения
Используя
указанные принципы, государство
в условиях стабильно развивающийся
экономики стимулирует
Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство, проводя указанную политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.
Цели налоговой политики не являются чем-то застывшем и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих важнейших целей:
Участия
государства в регулировании
экономики при проведении налоговой
политики осуществляется с помощью таких
налоговых инструментов, как налоговая
ставка, налоговая льгота, налоговая база
и некоторые другие. Государство использует
при этом как прямые, так и косвенные методы
налоговых инструментов.[2 с. 39]
Глава II. Основные направления и механизмы налоговой системы и
налоговой политики в России.
2.1
Налоговая политика
в России современном
этапе причины
кризиса, недостатки
Наша налоговая политика еще не является совершенной и законченной в своем построении, — наоборот, она требует постепенного улучшения и укрепления.[3 с.139]
Крушение коммунизма и распад Советского Союза открыли Российской Федерации путь к созданию свободной рыночной экономики. Вместе с новой экономической структурой пришла и новая, более сложная налоговая система. Если в прошлом каждый трудился на благо государства и все и, казавшееся налогов скорее напоминало часть производственной продукции, предназначавшиеся государству, нынешняя система напоминает ситуацию в западных странах с их налогами на доходы и на добавленную стоимость. Однако и при прежней и при нынешней системе налогообложения в России по-прежнему отсутствуют стимулы к увеличению производства и вслед за ним к повышению уровня жизни.
Советский Союз представлял не лучшие стимулы к увеличению производства, чем это делает сегодняшняя Россия. Он в этой области полагается на идеологию. В то время как на Западе увеличивался уровень жизни населения за счет экономического роста, Советский Союз находился в застое. По мере того как информация о некоммунистическом образе жизни постепенно просачивалась в Советский Союз и росла нужда в инвестировании накопленного капитала, разочарование в коммунистической системе стало оказывать все возрастающее воздействие и, в конце концов, привело к краху СССР.