Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:29, курсовая работа
Налоги - это необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государственности.
С перехода российской экономики к рыночным отношениям налоги – основной фактор экономического роста – становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
Налоги и налоговая система являются источниками бюджетных поступлений и важнейшими структурными элементами рыночного типа.
Формирование рациональной
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы налоговой системы и налоговой политики
1.1 Налоговая система: понятие, этапы становления и развития…………....4-6
1.2 Налоговая политика: содержание, основные направления………………6-8
1.3 Субъекты, принципы формирования, инструменты, цели и методы налоговой политики…………………………………………………………...8-11
Глава II. Основные направления и механизмы налоговой системы и налоговой политики в России
2.1 Налоговая политика в России на современном этапе………………….11-13
2.2 Основные пути дальнейшего реформирования налоговой системы
России…………………………………………………………………………13-23
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………...25
Известно,
что среднемесячная зарплата 2840 тыс.,
человек, работающих в этих отраслях,
составляет 10,0 тыс., руб., а средняя
рентабельность предприятий не превышает
10%. Зная, что стоимость основных фондов
всех обрабатывающих производств составляет
около 3,6 трлн. руб. и, принимая срок амортизации
равным 15 годам, получаем годовую амортизацию
в сумме 243,3 млрд. руб. Для отраслей, указанных
в таблице, амортизация составит
61,1 млрд. руб. (пропорционально 2840 тыс.,
занятых в этих отраслях из общего числа
11 ,3 млн. человек). Можно подсчитать годовой
фонд оплаты труда (ФОТ), прибыль, а также
суммы налогов (ЕСН (единый социальный
налог), НДФЛ (налог на доходы физических
лиц), НДС (налог на добавленную стоимость),
налога на прибыль), перечисляемые из этих
отраслей в бюджет.
ФОТ = 2840 х 10,0 х 12 = 340,8 млрд. руб. (вместе с НДФЛ);
НДФЛ при ставке 13% составит: ФОТ х 0,13 = 340,8 х 0,13 = 44,3 млрд.руб.
ЕСН при ставке 26% составит: ФОТ х 0,26 = 340,8 х 0,26 = 88,6 млрд. руб.
Примем условно прибыль равной 10% от суммы ФОТ, ЕСН и амортизация
Прибыль = (340,8 + 88,6 + 61,1) х 0,1 = 49,1 млрд. руб.
Налог на прибыль при ставке 24% равен: 49,1 х 0,24 = 11,8 млрд. руб.
Добавленная стоимость (ДС) = ФОТ + ЕСН+ прибыль + амортизация= =340,8 + 88,6 + 49,1 + 61,1 = 539,6 млрд. руб.
НДС при ставке 18% будет равен: 539,6 х 0,18 = 97,1 млрд. руб.
Такая образом, общая сумма поступлений налогов в бюджет при стандартных ставках налогов составит: 44,3 + 88,6 + 11,8 + 97,1 = 211,8 млрд. руб.
Если при том же ФОТ ставки ЕСН, НДС и налога на прибыль снизить до 10%, то поступления в бюджет составят: ЕСН = 340,8 х 0,1 = 34,1 млрд. руб.
Если предположить, что снижение ЕСН пойдет на увеличение прибыли, то прибыль составит: 49,1 + (88,6 — 34,1) = 103,6 млрд. руб.
Налог на прибыль будет равен: 103,6 х 0,1 = 10,4 млрд. руб.
ДС = 340,8 + 34,1 + 103,6 + 61,1 = 539,6 млрд. руб.
НДС = 539,6 х 0,1 = 54,0 млрд. руб.
А
общая сумма поступлений
Таким образом, общие потери бюджета про снижении для указанных отраслей ЕСН, НДС и налога на прибыль до 10% составляет: 241,8— 112,8 = 99 млрд. руб., то есть 1% всех запланированных поступлений в бюджеты и фонды, которые были предусмотрены на 2007 год, а сумма 9,8 трлн. руб., или 0,37% ВВП. Если снижение ЕСН пойдет на зарплату, то потери будут еще меньше.
Если аналогично снизить налоги для всей обрабатывающей промышленности, где работает 11,3 млн. человек, то потери будут в четыре раза больше и составят около 394 млрд. руб., или 4,0% всех поступлений, или менее 1,5% ВВП. На самом деле никаких потерь не будет, поскольку в связи с ростом налогооблагаемой базы поступления в бюджет существенно возрастут.
Обычно нежелание снижать налоги для той или иной отрасли объясняют опасностью больших потерь бюджета и роста инфляции. Здесь приведен полный расчет, чтобы каждый желающий мог проверить его правильность и увидеть, что возможные потери не так велики, не говоря о том, что увеличение выпуска товаров — лучший способ борьбы с инфляцией.
Риск того, что все станут товаропроизводителями или перепродажу будут выдавать за производство, минимален. Имеется множество способов отслеживать и предупреждать возможные злоупотребления.
Проблема компенсации средств социальных фондов при снижении ставки ЕСН решается очень просто: недостающую часть средств они должны получать из федерального бюджета, и для фондов ничего не изменится (это и есть цена налогового стимулирования — от 1 до 4% бюджетных поступлений в зависимости от количества стимулируемых отраслей). Реальная цена уже в первый год будет ниже, так как в связи с возможным выходом предприятий из «тени» повысится собираемость налогов. В дальнейшем неминуем рост экономики и доходов бюджета.
Есть еще один аргумент в пользу снижения налогового бремени на обрабатывающие производства. Известна методика расчета налогового бремени на основе эффективной ставки (ЭС), (отношение общей суммы налогов к добавленной стоимости, созданной предприятием), предложенная, а 1995 г. специалистами ЦЭМИ РАН Е. Егоровой и Ю. Петровым [5]. Эффективная ставка характеризует общее налоговое бремя с точки зрения целесообразности инвестиций. В этой связи введено понятие «налоговая ловушка», представляющая собой ситуацию, при которой доля изымаемой через налоги добавленной стоимости предприятия делает невыгодными инвестиции в расширение производства. Принимая предельный уровень эффективной ставки по западным стандартам равным 35,4%, Е. Егорова и Ю. Петров определили отечественную эффективную ставку в размере 58,9% в 1995 г., что на 15 пунктов выше уровня «налоговой ловушки’> и практически полностью исключает развитие процессов инвестирования в России.
Используя результаты наших расчетов, легко определить эффективную налоговую ставку для обрабатывающих производств. При действующих ставках налогов эффективная ставка будет равна:
ЭС1 = 241,8 млрд. руб. : 539,бмлрд руб. = 44,8%.
Это хотя и меньше, чем было в 1995 г., но из «налоговой ловушки» не выводит. Если снизить для обрабатывающих производств ставки ЕСН, НДС и налога на прибыль до 10%, то эффективная ставка будет равна:
ЭС2 = 142,8 млрд. руб. : 539,6 млрд. руб. = 26,5%,
что выводит эти производства из «налоговой ловушки» и стимулирует развитие процессов инвестирования.[7, с.139]
1. По мнению ученых, налоговая реформа должна удовлетворять следующим требованиям:
1) предельное упрощение
2) подведение под
3) перенос базы обложения с результатов труда на потребление, ресурсы и материальную собственность не только юридических, но и физических лиц (все это менее мобильно, труднее спрятать). Необходимо усиление рентной составляющей налоговых платежей. Немало специалистов на Западе полагают, что в компьютерный век миру придется возвращаться к налоговым системам средневековья (в средние века основные доходы казны собирались от поземельного налога). Еще в 1913 году в США 60% всех налоговых поступлений составляли налоги на собственность, а в наши дни около 10%.
4) выведение вопросов социальной
и структурной политики за
пределы налоговой системы. Их
решение возлагается на иные
формы государственного
5) предоставление субъектам Федерации самостоятельных налоговых источников, соответствующих объему их конституционных функций;
6) сведение к минимуму
Для решения этих задач
- повышение собираемости
- равномерное распределение
- налогообложение «теневой
Теоретический резерв
2. С точки зрения инструментария экономической политики главным направлением налоговой реформы является перенос тяжести с налогов, взимаемых по собственной отчетности плательщиков, на обложение объектов, которые, во-первых, трудно или невозможно укрыть от контроля, а во-вторых, обладающих собственной ценностью, что служит своего рода обеспечением правильной уплаты налогов.
Конкретно предлагается в
Обложение конкретных объектов
собственности и видов
3. Реализация в налоговой
Такое перераспределение
Заключение
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Наличие проблем позволяет говорить, во-первых, о кризисе российской налоговой системы, во-вторых, о том, что современная налоговая политика является одним из главных факторов развития социально-экономического и политического кризиса в стране, и, в третьих, о том, что реформа налоговой системы должна рассматриваться государством как первоочередная задача.