Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:00, курсовая работа
Целью работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации.
Задачами данной курсовой работы является:
• рассмотрение возникновения действующей налоговой системы РФ;
• рассмотрение сущности, классификации и функций налогов ;
• рассмотрение основ налоговой системы РФ;
• изучение налоговой системы, как инструмента государственного регулирования;
• анализ действующей налоговой системы .
Введение………………………………………………………………………………………..............3
Глава 1. «Сущность налоговой системы»…………………………………………………6
1.1 Виды и функции налога. Способы взимания…………………………………….6
1.2 Налоговая политика государства……………………………………………………..12
Глава 2. «Налоговая система в рыночной экономике»…………………………14
2.1 Структура и основные принципы налогообложения……………………..14
2.2 Характеристика стран с развитой рыночной экономикой……………..18
Глава 3 «Налоговая система России»……………………………………………………..23
3.1 Структура действующей системы РФ………………………………………………23
3.2 Противоречия основных налогов, собираемых в РФ………………..…..30
3.3 Пути реформирования налоговой системы РФ………………………………32
Заключение………………………………………………………………………………………..….36
Список литературы…………………………………………………………………………………
2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
3. У источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.7
Совокупность управленческих решений в области налогового планирования, регулирования и контроля, принимаемых высшим руководством страны, определяется как налоговая политика государства.
Функциональные
условия налогообложения
государственной политики перераспределения добавленной стоимости и рентных доходов. Целевое использование обобществлённых денежных средств составляет часть государственной политики, базирующейся на нерасторжимости процессов роста потребностей государственной казны с соблюдением принципа её бережливости.
Перед налоговой
политикой российского
- обеспечение
государства финансовыми
- сглаживание неравенства в уровнях доходов населения;
-создание
условий для регулирования
- снижение налогового бремени.
Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придаёт налоговому механизму юридическую форму и регулирует налоговый механизм путём налогового законодательства. Налоговая политика и налоговый механизм (налоговые ставки, способы обложения, льготы и.т.п.), определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства.
Высшие цели, видение, целевые установки, принципы организации системы
налогообложения и принципы управления ею образуют предмет налоговой политики государства.
Налоговая политика представляет собой
систему мероприятий
Налоговая политика строится государством по определённому типу. Можно выделить три типа, успешно сочитающихся между собой:
- политика
максимальных налогов,
- политика
разумных налогов,
- политика,
предусматривающая достаточно
Последний тип налоговой политики лёг в основу созданной в Российской
Федерации налоговой системы на этапе зарождения рыночных отношений.
Однако, реализация принципов российской налоговой системы способствовала стагнации экономики и, как следствие, сокращению социальной защиты населения. В результате была сформирована внутренне несбалансированная, инфляционно ориентированная система налогообложения Российской Федерации, что более отвечает первому типу – «взять всё, что можно».
Социально-экономические преобразования в России начала 90-х гг. повлекли за собой глубокие переломы во всех сферах жизни российского общества. Закономерно в этой связи и изменение налоговой политики государства. В условиях коренной перестройки социальных и экономических основ хозяйствования в России значительно возрастает роль налогов и налоговой политики государства. 9
Глава 2 «Налоговая система в рыночной экономике»
2.1 Структура и основные принципы налогообложения.
Система налогов и сборов стран представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено налоговым законодательством.
Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» предусматривал 53 вида налога и сбора (при взимании налога с продаж – 36), а по налоговому Кодексу РФ их существенно меньше – 28 (при взимании налога на недвижимость и того меньше – 25).10
В то же время всякая система есть целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Такой системой более высокого порядка по отношению к системе налогов и сборов РФ является налоговая система.
Налоговая система представляет собой основанную на определённых принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.
Налоговая система Российской Федерации, в частности, включает: 11
Доля отдельных налогов, участвующих в формировании доходной части бюджета, в разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими данными, % к итогу:
Налоги на личные доходы-40%
Налоги на прибыль корпораций-10%
Социальные взносы-30%
Налог на добавленную стоимость-10%
Таможенные пошлины-5%
Прочие налоги и налоговые поступления-5%
В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная.
Эффективное функционирование
налоговой системы страны нацелено
на выполнение нескольких задач. Прежде
всего налоговая система должна усиленно
решать фискально-
подобных стимулов.
Налоговые поступления являются основными доходами бюджетов всех уровней. Поступления налогов в федеральном бюджете РФ в 2002 году составили 2.328 трлн. руб., что на 4 млрд. руб. больше, чем в 2001 г. При этом доля налоговых доходов от общего объёма поступлений составила 74%. Больше всего – 22,9% от всех налоговых поступлений – в казну приносят НДС и налог на прибыль (19,9%).12
По данным министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в
формировании бюджетной системы принадлежит четырём налогам: НДС, акцизам, налогам на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц; на их долю приходится ¾ всех поступлений в консолидированном бюджете.
Российской системе
В Налоговом Кодексе РФ (ст.7) сформулированы основные принципы налоговой системы, регулирующие налогообложение на всей территории России:
1) Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, в отношении которых это лицо является налогоплательщиком.
2) Налоги устанавливаются
в целях финансового
3) Налоги не могут применяться, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.
4) Не допускается установление
налогов, нарушающих
5) Не допускается устанавливать дополнительные налоги, повышение либо дифференцирование ставки налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации.
Налоговый Кодекс РФ отразил все свойства экономики и политики переходного периода. С одной стороны сделан фундаментальный вклад в развитие российской налоговой системы, а с другой, принципы налогообложения наслоились на традиции административного управления. В таком состоянии налоговой системе России трудно развиваться в русле мобильных социально-рыночных отношений.13
2.2 Характеристика налогообложения стран с развитой рыночной экономикой
Переход экономики России
к рыночному хозяйству
Рассмотрим основные показатели
системы налогообложения в
Первый общий показатель, характеризующий роль налогов в экономике для всех налоговых поступлений на федеральный уровень в Валовый Национальный Продукт (ВНП). Доля всех налогов в ВНП достигает заметной величины в странах с развитой рыночной экономикой. В 80-90 гг. 20-го века она составила (в %):
Основная часть налогов – это налоги федерального уровня.
Второй общий показатель систем налогообложения – сходство основных налогов.
Около 90-95% всех поступлений идёт за счёт примерно 10 налогов.
На население (физических лиц) приходится три основных (прямых) налога:
индивидуальный подоходный налог, взносы на социальное страхование и налог на имущество.
На предпринимательство (юридические лица) накладываются два основных прямых налога:
Ещё один важнейший обобщающий показатель систем налогообложения –
распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. Обычно, в бюджетных системах центральную роль играет федеральный (а в унитарных государствах – центральный) бюджет.
Подходы к распределению налогов между отдельными бюджетными уровнями различны. Например, доходная часть федерального бюджета США формируется, в основном, за счёт прямых налогов, в том числе подоходного налога с населения (46% во всех федеральных налогах в 1997 году), взносов населения по социальному страхованию (34%), налога на прибыль корпораций (11%). Доля косвенных налогов незначительна (акцизы – 4%, таможенные пошлины 5%).15
Что касается бюджетов штатов, то их доходная часть формируется за счёт
косвенных налогов (налог на продажу и акцизы); источники доходов местных
бюджетов – местные налоги, прежде всего, налог на недвижимость. В США около 2/3 всех налогов поступает в федеральный бюджет; остальная часть примерно поровну распределяется между штатами и местными властями.
Современное налогообложение в РФ в сравнении с опытом стран развитой рыночной экономики отличается серьёзными особенностями. И это понятно. Налоговые системы западных стран формировались и функционируют в условиях нормального экономического развития. В России же оно несёт на себе отпечаток социально- экономического кризиса.. это видно по первому обобщающему показателю, характеризующему роль налогов в экономике – доле налоговых поступлений в Валовый Национальный Продукт (ВНП). Если в 1992 году она составила около 50%,
в том числе федеральная часть – почти 18%, то в 1997 году эти доли соответственно сократились до примерно 20 и 10%, а в 1998 г.16 – под воздействием финансового кризиса уменьшились почти вдвое. ВНП за
рассматриваемый период также сократился вдвое. Такое падение налоговых
поступлений характеризуется экономистами как катастрофическое.
Много негативных черт присуще и другому обобщающему показателю –
распределению налогов по различным бюджетным уровням. Налоговые поступления в нашей стране делятся примерно поровну между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации. Их распределение базируется на сочетании долевого участия всех уровней в основных налоговых поступлениях и субсидирования нижестоящих вышестоящими (прежде всего, трансферты со стороны федерального уровня).
Сопоставить и качественно
и количественно системы
Анализ роли основных налогов в общих налоговых поступлениях развитых стран свидетельствует о следующем: