Налоговая система государства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации.
Задачами данной курсовой работы является:
• рассмотрение возникновения действующей налоговой системы РФ;
• рассмотрение сущности, классификации и функций налогов ;
• рассмотрение основ налоговой системы РФ;
• изучение налоговой системы, как инструмента государственного регулирования;
• анализ действующей налоговой системы .

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..............3
Глава 1. «Сущность налоговой системы»…………………………………………………6
1.1 Виды и функции налога. Способы взимания…………………………………….6
1.2 Налоговая политика государства……………………………………………………..12
Глава 2. «Налоговая система в рыночной экономике»…………………………14
2.1 Структура и основные принципы налогообложения……………………..14
2.2 Характеристика стран с развитой рыночной экономикой……………..18
Глава 3 «Налоговая система России»……………………………………………………..23
3.1 Структура действующей системы РФ………………………………………………23
3.2 Противоречия основных налогов, собираемых в РФ………………..…..30
3.3 Пути реформирования налоговой системы РФ………………………………32
Заключение………………………………………………………………………………………..….36
Список литературы…………………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Титульный.docx

— 71.75 Кб (Скачать документ)

2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3. У источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.   Налоговая политика государства.

Совокупность  управленческих решений в области  налогового планирования, регулирования и контроля, принимаемых высшим руководством страны, определяется как налоговая политика государства.

Функциональные  условия налогообложения непосредственно  зависят от

государственной политики перераспределения добавленной  стоимости и рентных  доходов. Целевое использование обобществлённых денежных средств составляет часть государственной политики, базирующейся на нерасторжимости процессов роста потребностей государственной казны с соблюдением принципа её бережливости.

Перед налоговой  политикой российского государства  стоят следующие задачи: 8

- обеспечение  государства финансовыми ресурсами;

- сглаживание  неравенства в уровнях доходов  населения;

-создание  условий для регулирования экономики;

- снижение  налогового бремени.

Налоговая политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придаёт налоговому механизму юридическую форму и регулирует налоговый механизм путём налогового законодательства. Налоговая политика и налоговый механизм (налоговые ставки, способы обложения, льготы и.т.п.), определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства.

 Высшие  цели, видение, целевые установки,  принципы организации системы

налогообложения и принципы управления ею образуют предмет налоговой политики государства.

Налоговая политика представляет собой  систему мероприятий государства  в области налогов и является составной частью финансовой политики.

Налоговая политика строится государством по определённому  типу. Можно выделить три типа, успешно сочитающихся между собой:

- политика  максимальных налогов, характеризующихся  принципом «взять всё, что можно»;

- политика  разумных налогов, способствующих  максимальному развитию предпринимательства;

- политика, предусматривающая достаточно высокий  уровень обложения при значительной социальной защите населения.

Последний тип  налоговой политики лёг в основу созданной в Российской

Федерации налоговой  системы на этапе зарождения рыночных отношений.

Однако, реализация принципов российской налоговой  системы способствовала стагнации экономики и, как следствие,  сокращению социальной защиты населения. В результате была сформирована внутренне несбалансированная, инфляционно ориентированная система налогообложения Российской Федерации, что более отвечает первому типу – «взять всё, что можно».

Социально-экономические  преобразования в России начала 90-х  гг. повлекли за собой глубокие переломы во всех сферах жизни российского общества. Закономерно в этой связи и изменение налоговой политики государства. В условиях коренной перестройки социальных и экономических основ хозяйствования в России значительно возрастает роль налогов и налоговой политики государства. 9

Глава 2  «Налоговая система в  рыночной экономике»

2.1  Структура и основные принципы  налогообложения.

Система налогов и сборов стран представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено налоговым законодательством.

Закон Российской Федерации  «Об основах налоговой системы  в Российской

Федерации» предусматривал 53 вида налога и сбора (при взимании налога с продаж – 36), а по налоговому Кодексу РФ их существенно меньше – 28 (при взимании налога на недвижимость и того меньше – 25).10

В то же время всякая система  есть целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Такой системой более высокого порядка по отношению к системе налогов и сборов РФ является налоговая система.

Налоговая система представляет собой основанную на определённых принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Налоговая система Российской Федерации, в частности, включает: 11

    • систему налогов и сборов РФ;
    • систему налоговых правоотношений;
    • систему участников налоговых правоотношений;
    • нормативно-правовую базу сферы налогообложения.

Доля отдельных налогов, участвующих в формировании доходной части бюджета, в разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими данными, % к итогу:

Налоги на личные доходы-40%

Налоги на прибыль корпораций-10%

Социальные взносы-30%

Налог на добавленную стоимость-10%

Таможенные пошлины-5%

Прочие налоги и налоговые  поступления-5%

В России роль отдельных  налогов в доходах бюджета  несколько иная.

Эффективное функционирование налоговой системы страны нацелено на выполнение нескольких задач. Прежде всего налоговая система должна усиленно решать фискально-перераспределительную задачу, т.е. путём перераспределения доходов предпринимателей и населения обеспечивать финансовыми ресурсами доходную часть госбюджета (в развитых странах налоги покрывают в среднем до 90% доходов госбюджета). Эта система должна функционировать таким образом, чтобы, как минимум, не подрывать стимулы к производственной и вообще экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению

подобных стимулов.

Налоговые поступления являются основными доходами бюджетов всех уровней. Поступления налогов в федеральном бюджете РФ в 2002 году составили 2.328 трлн. руб., что на 4 млрд. руб. больше, чем в 2001 г. При этом доля налоговых доходов от общего объёма поступлений составила 74%. Больше всего – 22,9% от всех налоговых поступлений – в казну приносят НДС и налог на прибыль (19,9%).12

По данным министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в

формировании бюджетной  системы принадлежит четырём  налогам: НДС, акцизам, налогам на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц; на их долю приходится ¾ всех поступлений в консолидированном бюджете.

Российской системе государственных  доходов, переживающей в 90-х гг. трудности  трансформационных преобразований присущи особые тенденции становления и развития в переходный период. Система публичных финансов России основывается как на традиционных принципах и методах формирования бюджетных доходов, так и на рыночно ориентированных налоговых элементах, используемых в экономически развитых государствах. Налоговая система РФ образца 2000 г. Представляет собой типичный пример такого конгломерата. Механизм реализации принципов её функционирования определяется Налоговым Кодексом РФ (частью первой).

В Налоговом Кодексе РФ (ст.7) сформулированы основные принципы налоговой системы, регулирующие налогообложение на всей территории России:

1) Каждое лицо (юридическое  или физическое) обязано уплачивать  установленные налоговым законодательством налоги, в отношении которых это лицо является налогоплательщиком.

2) Налоги устанавливаются  в целях финансового обеспечения  функционирования и развития общества.

3) Налоги не могут применяться,  исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.

4) Не допускается установление  налогов, нарушающих экономическое  пространство и налоговую систему РФ.

5) Не допускается устанавливать  дополнительные налоги, повышение  либо дифференцирование ставки налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации.

Налоговый Кодекс РФ отразил  все свойства экономики и политики переходного периода. С одной стороны сделан фундаментальный вклад в развитие российской налоговой системы, а с другой, принципы налогообложения наслоились на традиции административного управления. В таком состоянии налоговой системе России трудно развиваться в русле мобильных социально-рыночных отношений.13

2.2  Характеристика налогообложения стран с развитой рыночной экономикой

Переход экономики России к рыночному хозяйству объективно требовал проведения налоговой реформы  и создания такой налоговой системы, которая бы позволила эффективно управлять экономикой, учитывала  интересы государства и населения. При разработке налоговой политики России учитывался международный опыт, а также национальные особенности  развития страны.

Рассмотрим основные показатели системы налогообложения в странах  с развитой рыночной экономикой.

Первый  общий показатель, характеризующий роль налогов в экономике для всех налоговых поступлений на федеральный уровень в Валовый Национальный Продукт (ВНП). Доля всех налогов в ВНП достигает заметной величины в странах с развитой рыночной экономикой. В 80-90 гг. 20-го века она составила (в %):

    • в США – 30%;
    • в Японии – 26-31%;
    • в Германии – 38%;
    • во Франции – 42-45%;
    • в Австралии – 30%;
    • в Швеции – 50-60%;
    • в Англии – 37-38%;
    • в Италии – 33-41%;
    • в Канаде – 33-37%; 14

Основная часть налогов  – это налоги федерального уровня.

Второй  общий показатель систем налогообложения – сходство основных налогов.

Около 90-95% всех поступлений  идёт за счёт примерно 10 налогов.

На население (физических лиц) приходится три основных (прямых) налога:

индивидуальный подоходный налог, взносы на социальное страхование  и налог на имущество.

На предпринимательство (юридические лица) накладываются  два основных прямых налога:

    • налог на прибыль;
    • налог на собственность.

Ещё один важнейший обобщающий показатель систем налогообложения –

распределение налоговых  поступлений по различным бюджетным  уровням. Обычно, в бюджетных системах центральную роль играет федеральный (а в унитарных государствах – центральный) бюджет.

Подходы к распределению  налогов между отдельными бюджетными уровнями различны. Например, доходная часть федерального бюджета США формируется, в основном, за счёт прямых налогов, в том числе подоходного налога с населения (46% во всех федеральных налогах в 1997 году), взносов населения по социальному страхованию (34%), налога на прибыль корпораций (11%). Доля косвенных налогов незначительна (акцизы – 4%, таможенные пошлины 5%).15

Что касается бюджетов  штатов, то их доходная часть формируется  за счёт

косвенных налогов (налог  на продажу и акцизы); источники  доходов местных

бюджетов – местные  налоги, прежде всего, налог на недвижимость. В США около 2/3 всех налогов поступает в федеральный бюджет; остальная часть примерно поровну распределяется между штатами и местными властями.

Современное налогообложение  в РФ в сравнении с опытом стран  развитой рыночной экономики отличается серьёзными особенностями. И это понятно. Налоговые системы западных стран формировались и функционируют в условиях нормального экономического развития. В России же оно несёт на себе отпечаток социально- экономического кризиса.. это видно по первому обобщающему показателю, характеризующему роль налогов в экономике – доле налоговых поступлений в Валовый Национальный Продукт (ВНП). Если в 1992 году она составила около 50%,

в том числе федеральная  часть – почти 18%, то в 1997 году эти  доли соответственно сократились до примерно 20 и 10%, а в 1998 г.16 – под воздействием финансового кризиса уменьшились почти вдвое. ВНП за

рассматриваемый период также сократился вдвое. Такое падение налоговых

поступлений характеризуется  экономистами как катастрофическое.

     Много негативных черт присуще и другому обобщающему показателю –

распределению налогов по различным бюджетным уровням. Налоговые поступления в нашей стране делятся примерно поровну между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации. Их распределение базируется на сочетании долевого участия всех уровней в основных налоговых поступлениях и субсидирования нижестоящих вышестоящими (прежде всего, трансферты со стороны федерального уровня).

 

Сопоставить и качественно  и количественно системы налогообложения  России и стран с развитой рыночной экономикой позволяют данные по конкретным налогам.

Анализ роли основных налогов  в общих налоговых поступлениях развитых стран свидетельствует о следующем:

Информация о работе Налоговая система государства РФ