Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:00, курсовая работа
Целью работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации.
Задачами данной курсовой работы является:
• рассмотрение возникновения действующей налоговой системы РФ;
• рассмотрение сущности, классификации и функций налогов ;
• рассмотрение основ налоговой системы РФ;
• изучение налоговой системы, как инструмента государственного регулирования;
• анализ действующей налоговой системы .
Введение………………………………………………………………………………………..............3
Глава 1. «Сущность налоговой системы»…………………………………………………6
1.1 Виды и функции налога. Способы взимания…………………………………….6
1.2 Налоговая политика государства……………………………………………………..12
Глава 2. «Налоговая система в рыночной экономике»…………………………14
2.1 Структура и основные принципы налогообложения……………………..14
2.2 Характеристика стран с развитой рыночной экономикой……………..18
Глава 3 «Налоговая система России»……………………………………………………..23
3.1 Структура действующей системы РФ………………………………………………23
3.2 Противоречия основных налогов, собираемых в РФ………………..…..30
3.3 Пути реформирования налоговой системы РФ………………………………32
Заключение………………………………………………………………………………………..….36
Список литературы…………………………………………………………………………………
Не удивительно, что к
существующей налоговой системе
в настоящее время
Практически все основные
налоги, собираемые на территории России,
имеют множество противоречий и
недоработок. В качестве примера
рассмотрим действие налога на добавленную
стоимость. Ни для кого не секрет, что
это один из наиболее критикуемых
действующих налогов.
В условиях инфляционных процессов и огромной
ставки НДС этот налог стал сегодня одним
из решающих факторов сдерживания развития
производства в связи с нарушением расчетов
в народном хозяйстве. Ведь он увеличивает
почти на четверть и так уже выросшие многократно
цены. Его роль проявляется в том, что в
течение трех лет проведения реформ реализуется
только 65-70% произведенной продукции, а
также катастрофических размеров достигла
взаимная задолженность предприятий и
организаций. Так как этот налог, несомненно,
очень перспективен в рыночной экономике,
то согласиться с предложениями о его
ликвидации нельзя. Нужно отрабатывать
его механизм, имея в виду существенное
снижение ставки. Снижение ставки НДС,
в свою очередь, нацелено на увеличение
объемов производства, работ и услуг, что,
как показывают расчеты, может значительно
расширить ограниченные возможности бюджета.
Кроме того, этого же можно было бы добиться
при оправданном увеличении ставок налога
на имущество предприятий.
Налог на добавленную стоимость дополняется
акцизами на отдельные виды продукции.
Это сравнительно новая для нас, но общепринятая
в мировой практике форма изъятия сверхприбыли,
получаемой от производства товаров со
значительной разницей между ценой, определяемой
потребительной стоимостью, и фактической
себестоимостью. Рыночная экономика неизбежно
порождает необходимость в акцизах.25
3.3
Пути реформирования налоговой системы
РФ
На стадии становления налоговой системы, когда сама налоговая материя эмпирична, подвижна и нестабильна, правовая форма налогообложения не может быть совершенной. Пожалуй, и сегодня нельзя ещё утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления. Идут разговоры о “корректировке” курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне, как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при наличии чётко сформулированных целей социально-экономической политики, проводимой государством на определённом этапе развития общества.
Только при “совместимости” налоговой системы с общеэкономическими целями и задачами, которые ставят перед собой и пытаются решить общество и государство, возможна её относительная стабилизация, что в свою очередь является важнейшей предпосылкой для того, чтобы не повторить ошибок в конструировании правовой формы налогообложения, допущенных на ранних стадиях становления налоговой системы.
К настоящему моменту всё же возобладало мнение о том, что
экономический каркас налоговой системы сформирован, и она не должна подвергаться в этом отношении серьёзным изменениям. Тогда на первый план выдвигается задача улучшения её правовой формы, главным образом, за счёт повышения роли законов в регулировании налоговых отношений.
Предусматривается установление предельных ставок региональных и местных налогов. Сокращение их числа и упрощение правил определения размеров налоговых платежей, кодификация правил взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов. Выравнивание условий налогообложения за счёт рационализации и сокращения налоговых льгот, определение экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость, рименение единых правил установления акцизов на отечественные и импортные товары.
Фискальное стимулирование предполагается усилить за счёт
дифференциации акцизов на продукцию добывающих отраслей в зависимости от горно-геологических условий, поэтапного замещения акцизов рентными платежами, снижения налоговой нагрузки на предприятия за счёт её увеличения для физических лиц. Предполагается и поэтапное снижение ставки налога на прибыль вкупе с отменой большинства льгот.
Одной из ключевых по-прежнему остаётся проблема собираемости налогов. Технологически её решение предлагается подкрепить рядом мер. Среди них - переход к начислению налогов по отгрузке, поэтапный перенос обязанности уплаты налогов с получателя средств на плательщика, введение реального механизма контроля над доходами физических лиц, соединение процедур регистрации субъекта малого предпринимательства и внесения им единого налога, совершенствование методов банковского контроля и детальная регламентация использования различных видов банковских счетов.
Намечается ввести режим, при котором любые льготы по
налогообложению предоставляются только налогоплательщикам, полностью вносившим текущие платежи в предшествующем году.
Важным фактором повышения собираемости налогов должно стать урегулирование проблемы просроченной задолженности путём её реструктуризации.
Ряд налогов постепенно будет отменяться. Это, к примеру, платежи за
пользование автодорогами, на содержание жилищного фонда, объектов соцкультбыта, милиции, сборы на нужды образования и т. д.
К сожалению, ставка налога на прибыль пока остаётся достаточно
высокой - 35%. Однако предполагается установить определённые льготы по этому налогу, в частности, для стимулирования малого бизнеса.
Предполагается повысить ставку НДС с 20 до 22%, на продовольственные и детские товары - с 10 до 22%. Отменяются льготы на строительство жилых домов, а также на различные услуги. Регионам даётся право вводить налог с продаж в размере до 5%, а по предметам роскоши - до 10%. Возрастёт с 2 до 2,5% налог на имущество предприятий.26
Все эти “нововведения” станут мощным генератором роста цен и
могут существенно усилить социальную напряжённость в обществе. Думается, что столь непродуманный подход к завышению ставок налогов связан с игнорированием взаимосвязи налогов и цен.
Рассматривая вопросы совершенствования налоговой системы, следует обратить внимание на необходимость поиска механизма повышения собираемости налогов. Необходимо упорядочить процедуру регистрации юридических лиц, увязать её с регистрацией в налоговом органе, разрешить её по почтовому адресу производства или местоположения основного офиса.
Анализ качественного состава работников налоговой службы
свидетельствует о том, что сформировалась отдельная самостоятельная
отрасль, требующая особого подхода к профессиональной подготовке и
переподготовке специалистов. Это обусловлено особой ролью налоговых работников в механизме рыночных преобразований.
Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время нет единой, стройной
концепции подготовки специалистов для органов Госналогслужбы России.
Заключение
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
На мой взгляд, нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ
реформаторских преобразований в области
налогов в основном показывает, что
выдвигаемые предложения
Однако
в сегодняшнее время необходима
принципиально иная налоговая система,
соответствующей нынешней фазе переходного
к рыночным отношениям периода. И
это не случайно, ибо оптимальную
налоговую систему можно
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Подчеркнем,
что пока не будет выработано авторитетной
целостной концепции
А до этого времени наша налоговая система
будет, практически, не способна выполнять
те функции, которые на неё возложены,
что, в свою очередь, будет препятствовать
экономическому развитию страны. Поэтому
так важно, как можно скорее, доработать
и принять Налоговый кодекс.
А.А.Ялбугова – М.: ЗАОЮстицинформ, 2008.
СПб.: Питер; М.: Издательский дом БИНФА, 2008.
1 при шедулярной системе налогообложения доход делится по частям - шедулам в зависимости от источника дохода.
2 Налоги и налогообложение. Учебное пособие/ Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М., 2004.
3 Макконелл.К.Р., Брю С.Л. Экономикс, 2001.
4 Макконелл.К.Р., Брю С.Л. Экономикс, 2001.
5 Мамедов.О.Ю. Современная экономика.,1997.
6 Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю “Экономикс: принципы, проблемы и политика”. Баку, 1992.
7 Киперман Г. Я., Белялов А. З. "Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации". М., 1992.
8 Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. – М.: Инфра, 2001
<