Налоговая система государства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации.
Задачами данной курсовой работы является:
• рассмотрение возникновения действующей налоговой системы РФ;
• рассмотрение сущности, классификации и функций налогов ;
• рассмотрение основ налоговой системы РФ;
• изучение налоговой системы, как инструмента государственного регулирования;
• анализ действующей налоговой системы .

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..............3
Глава 1. «Сущность налоговой системы»…………………………………………………6
1.1 Виды и функции налога. Способы взимания…………………………………….6
1.2 Налоговая политика государства……………………………………………………..12
Глава 2. «Налоговая система в рыночной экономике»…………………………14
2.1 Структура и основные принципы налогообложения……………………..14
2.2 Характеристика стран с развитой рыночной экономикой……………..18
Глава 3 «Налоговая система России»……………………………………………………..23
3.1 Структура действующей системы РФ………………………………………………23
3.2 Противоречия основных налогов, собираемых в РФ………………..…..30
3.3 Пути реформирования налоговой системы РФ………………………………32
Заключение………………………………………………………………………………………..….36
Список литературы…………………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Титульный.docx

— 71.75 Кб (Скачать документ)
    • фискальная роль налога на прибыль в целом незначительна. Единственное исключение – Япония, где налоги на прибыль составляют около 1/5 всех налоговых поступлений.
    • главная роль в налоговых поступлениях принадлежит индивидуальному подоходному налогу, что стало возможным в условиях устойчивого роста жизненного уровня населения в послевоенный период;
    • в большинстве стран велика роль косвенных налогов на потребление, прежде всего НДС – от 15 до 50% всех налоговых поступлений; 7-12% составляет родственный косвенный налог – акцизы.

Другими словами, от 20 до50% всех налоговых поступлений в большинстве развитых стран дают НДС и акцизы. 17

В Росси существуют те же налоги, что и в развитых странах. Однако, за этим формальным сходством кроются серьёзные отличия. Так, в России с 1992 года были введены с фискальной целью косвенные налоги (с учётом опыта стран ЕС), особенно НДС со ставкой с 1993 г. 20% (на продовольствие  - 10%) и акцизы. В 1996-1998 гг. они стали покрывать большую часть налоговых поступлений (более половины на федеральном уровне и свыше 1/3 в консолидированном бюджете). Что касается таможенных пошлин, то их значение в России за последние годы снизилось из-за определённого копирования опыта развитых стран.

 

В результате, по косвенным  оценкам, ставка собственно налога на прибыль в России в 1992-1995 гг. составила около 70%, а в 1996-1998 гг. после отмены налога на сверхнормативную заработную плату – около 55%. С учётом указанных и иных налоговых изъятий из прибыли вполне резонный характер носят жалобы предпринимателей на то, что они вынуждены отдавать в виде налогов до 70-100% прибыли, а то и больше.18

 

Что касается остальных основных налогов в России, то взносы на социальное страхование (до 1/5 всех налоговых поступлений) ниже, чем в большинстве развитых стран; к тому же они почти всецело покрываются за счёт предприятий (социальный налог на занятых составляет лишь 1% от заработной платы). При оценке этих цифр нельзя забывать о более высоком жизненном уровне населения развитых стран. Фактически в данной сфере положение в России ещё хуже,  в том числе и из-за попыток исполнительной власти использовать средства пенсионного и других внебюджетных фондов не по их прямому назначению.

По сравнению с другими  основными налоговыми поступлениями  у нас крайне низка доля индивидуального подоходного налога (около 7-8%). И это, не смотря на переход с 1992 г. от пропорционального обложения (13% заработной платы) к прогрессивному (нижняя  ставка – 12%, верхняя – около 1/3 дохода).

Основные причины –  низкий уровень жизни основной массы  населения и резкое сокращение доли заработной платы в национальном доходе страны. Последняя упала до беспрецедентно низкой величины – 40%; в 1997 году против 74% в 1990

г. и  65-75% в странах с  развитой рыночной экономикой.19

Глава 3 «Налоговая система России»

3.1  Структура действующей системы  РФ

Законом «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» впервые  в России вводится трехуровневая  система налогообложения. Налоги и  сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные. Федеральные  налоги взимаются по всей территории России. В настоящее время к  федеральным относятся следующие  налоги:  20

а) налог  на добавленную стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) налог  на доходы банков;

г) налог  на доходы от страховой деятельности;

д) налог  от биржевой деятельности;

е) налог  на операции с ценными бумагами;

ж) таможенные пошлины;

з) отчисления из производства материально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный  внебюджетный фонд РФ;

и) платежи  за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республик  в составе РФ, в краевые, областные  бюджеты краёв, областей, областной  бюджет автономной области, окружные бюджеты  автономных округов и районные бюджеты  районов в порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами РФ;

к) подоходный налог с физических лиц;

м) налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды;

н) гербовый сбор;

о) государственная  пошлина;

п) налог  с имущества, переходящего в порядке  наследования и дарения;

р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;

с) налог  на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте.

Все суммы  поступлений от налогов указанных  в подпунктах "а"-"ж" и "р" зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах "к" и "л" являются регулирующими доходными  источниками.21

Все суммы  поступлений от налогов, указанных  в подпунктах «н» - «п» зачисляются  в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих  бюджетов, если иное не установлено  Законом. Федеральные налоги (в т.ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок  зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.

 

Суммы поступлений  от налога, указанного в подпункте  «с» зачисляются в соответствующие  бюджеты в порядке, определенном законодательным актом Российской Федерации об этом налоге.

К местным  относятся следующие налоги:22

а) налог  на имущество физических лиц. Сумма  платежей по налогу зачисляется в  местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;

б) земельный  налог. Порядок зачисления поступлений  по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о  Земле.

в) регистрационный  сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в  бюджет по месту их регистрации;

г) налог  на строительство объектов производственного  назначения в курортной зоне;

д) курортный  сбор;

е) сбор за право торговли: сбор устанавливается  районными, городскими (без районного  деления), районными (в городе), коллективными, сельскими органами исполнительной власти. Сбор уплачивается путём приобретения разового талона или временного патента  и полностью зачисляются в  соответствующий бюджет;

          ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно - правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.

з) налог  на рекламу: уплачивают юридические  и физические лица, рекламирующие  свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе;

и) налог  на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог устанавливают юридические  и физические лица, перепродающие  указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;

к) сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера  минимальной месячной оплаты труда  в год;

л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными  изделиями. Сбор вносят юридические  и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению в размере: с юридических лиц - 50 установленных  законом размеров минимальной месячной оплаты труда год, с физических лиц - 20 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда  в год.

м) лицензионный сбор за право проведения местных  аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую  выпущены лотерейные билеты;

н) сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится физическими лицами при получении  права на заселение отдельной  квартиры, в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера  минимальной месячной оплаты труда  в зависимости от общей площади  и качества жилья;

о) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в спец. оборудованных  для этого местах в размере, установленном  местными органами государственной  власти;

п) сбор за право использования местной  символики. Сбор вносят производители  продукции, на которой используется местная символика (гербы, виды городов  и прочее) в размере, не превышающем 0.5% стоимости реализуемой продукции;

р) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0.1% суммы сделки;

с) сбор за право проведения кино и телесъёмок. Сбор вносят коммерческие кино и телеорганизации, производящие съёмки, требующие от местных органов государственного управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами государственной власти;

т) сбор за уборку территорий населённых пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица, в размере, установленном органами государственной власти;

у) сбор за открытие игорного бизнеса. Плательщиками сбора являются юридические и физические лица - собственники указанных средств и оборудования независимо от места их установок. Ставки сборов и порядок его взимания устанавливается местными органами власти;

ф) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в размере, не превышающем 1,5% объёма реализации продукции (работ, услуг), произведённой юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории. 23

Налоги, указанные в пунктах  
"а" - "в" устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.

При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик  в составе РФ или решением органов  государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных  образований, если иное не предусмотрено  законодательным актом РФ.

Налоги, указанные в пунктах "г" и "д" могут вводится городскими органами власти, на территории которых находится  курортная местность. Суммы налоговых  платежей зачисляются в районные бюджеты и городские бюджеты  городов. В сельской местности сумма  налоговых платежей равными долями зачисляется в бюджеты сельских населённых пунктов, посёлков, городов  районного подчинения и в районные бюджеты районов, краевые, областные  бюджеты, бюджеты краёв и областей, на территории которых находится  курортная местность.

Налоги  и сборы, предусмотренные пунктом "з" - могут устанавливаться решениями районных и городских органов власти. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты, бюджеты районов, городов, либо по решению районных и городских органов власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты посёлков и сельских населённых пунктов.

По объекту налогообложения существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на:

  • налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);
  • налоги с имущества (предприятий и граждан);
  • налоги с определённых видов операций, сделок и деятельности (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы).

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги - налоги на доходы и имущество:

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);
  • на наследство;
  • на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.

Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. 24

        3.2 Противоречия основных налогов, собираемых в РФ

Основы налоговой системы  России законодательно оформлены в 1991 г. Создание новой особой формы  взаимоотношений государства и  налогоплательщика не обошлось без  противоречий между налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным  препятствием к становлению эффективной  налоговой системы является кризис экономики.

Нынешние налоги в своей  основе формировались в условиях экономического кризиса, что не могло  не отразиться на их количестве, структуре  и ставках. Характерным является крен в сторону выполнения фискальной функции налогов. Это не удивительно, т. к. в условиях бюджетного дефицита, падения объёмов производства, инфляции был велик соблазн все экономические  проблемы государства решить при  помощи налогов. Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов  в бюджеты разных уровней. Во многом действующая налоговая система  соответствует, по крайней мере, по форме, налоговым системам зарубежных стран.

Информация о работе Налоговая система государства РФ