Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:00, курсовая работа
Целью работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации.
Задачами данной курсовой работы является:
• рассмотрение возникновения действующей налоговой системы РФ;
• рассмотрение сущности, классификации и функций налогов ;
• рассмотрение основ налоговой системы РФ;
• изучение налоговой системы, как инструмента государственного регулирования;
• анализ действующей налоговой системы .
Введение………………………………………………………………………………………..............3
Глава 1. «Сущность налоговой системы»…………………………………………………6
1.1 Виды и функции налога. Способы взимания…………………………………….6
1.2 Налоговая политика государства……………………………………………………..12
Глава 2. «Налоговая система в рыночной экономике»…………………………14
2.1 Структура и основные принципы налогообложения……………………..14
2.2 Характеристика стран с развитой рыночной экономикой……………..18
Глава 3 «Налоговая система России»……………………………………………………..23
3.1 Структура действующей системы РФ………………………………………………23
3.2 Противоречия основных налогов, собираемых в РФ………………..…..30
3.3 Пути реформирования налоговой системы РФ………………………………32
Заключение………………………………………………………………………………………..….36
Список литературы…………………………………………………………………………………
Другими словами, от 20 до50% всех
налоговых поступлений в
В Росси существуют те же налоги, что и в развитых странах. Однако, за этим формальным сходством кроются серьёзные отличия. Так, в России с 1992 года были введены с фискальной целью косвенные налоги (с учётом опыта стран ЕС), особенно НДС со ставкой с 1993 г. 20% (на продовольствие - 10%) и акцизы. В 1996-1998 гг. они стали покрывать большую часть налоговых поступлений (более половины на федеральном уровне и свыше 1/3 в консолидированном бюджете). Что касается таможенных пошлин, то их значение в России за последние годы снизилось из-за определённого копирования опыта развитых стран.
В результате, по косвенным оценкам, ставка собственно налога на прибыль в России в 1992-1995 гг. составила около 70%, а в 1996-1998 гг. после отмены налога на сверхнормативную заработную плату – около 55%. С учётом указанных и иных налоговых изъятий из прибыли вполне резонный характер носят жалобы предпринимателей на то, что они вынуждены отдавать в виде налогов до 70-100% прибыли, а то и больше.18
Что касается остальных основных налогов в России, то взносы на социальное страхование (до 1/5 всех налоговых поступлений) ниже, чем в большинстве развитых стран; к тому же они почти всецело покрываются за счёт предприятий (социальный налог на занятых составляет лишь 1% от заработной платы). При оценке этих цифр нельзя забывать о более высоком жизненном уровне населения развитых стран. Фактически в данной сфере положение в России ещё хуже, в том числе и из-за попыток исполнительной власти использовать средства пенсионного и других внебюджетных фондов не по их прямому назначению.
По сравнению с другими основными налоговыми поступлениями у нас крайне низка доля индивидуального подоходного налога (около 7-8%). И это, не смотря на переход с 1992 г. от пропорционального обложения (13% заработной платы) к прогрессивному (нижняя ставка – 12%, верхняя – около 1/3 дохода).
Основные причины – низкий уровень жизни основной массы населения и резкое сокращение доли заработной платы в национальном доходе страны. Последняя упала до беспрецедентно низкой величины – 40%; в 1997 году против 74% в 1990
г. и 65-75% в странах с развитой рыночной экономикой.19
Глава 3 «Налоговая система России»
3.1 Структура действующей системы РФ
Законом
«Об основах налоговой системы
в Российской Федерации» впервые
в России вводится трехуровневая
система налогообложения. Налоги и
сборы были подразделены на федеральные,
региональные и местные. Федеральные
налоги взимаются по всей территории
России. В настоящее время к
федеральным относятся
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог на доходы банков;
г) налог на доходы от страховой деятельности;
д) налог от биржевой деятельности;
е) налог на операции с ценными бумагами;
ж) таможенные пошлины;
з) отчисления из производства материально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ;
и) платежи
за пользование природными ресурсами,
зачисляемые в федеральный
к) подоходный налог с физических лиц;
м) налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды;
н) гербовый сбор;
о) государственная пошлина;
п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;
с) налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте.
Все суммы
поступлений от налогов указанных
в подпунктах "а"-"ж" и "р"
зачисляются в федеральный
Все суммы
поступлений от налогов, указанных
в подпунктах «н» - «п» зачисляются
в местный бюджет в порядке, определяемом
при утверждении
Суммы поступлений
от налога, указанного в подпункте
«с» зачисляются в
К местным относятся следующие налоги:22
а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
б) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о Земле.
в) регистрационный
сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской
г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
д) курортный сбор;
е) сбор за право торговли: сбор устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), коллективными, сельскими органами исполнительной власти. Сбор уплачивается путём приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляются в соответствующий бюджет;
ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно - правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.
з) налог на рекламу: уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе;
и) налог
на перепродажу автомобилей, вычислительной
техники и персональных компьютеров.
Налог устанавливают
к) сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;
л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению в размере: с юридических лиц - 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда год, с физических лиц - 20 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год.
м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;
н) сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;
о) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в спец. оборудованных для этого местах в размере, установленном местными органами государственной власти;
п) сбор
за право использования местной
символики. Сбор вносят производители
продукции, на которой используется
местная символика (гербы, виды городов
и прочее) в размере, не превышающем
0.5% стоимости реализуемой
р) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0.1% суммы сделки;
с) сбор за право проведения кино и телесъёмок. Сбор вносят коммерческие кино и телеорганизации, производящие съёмки, требующие от местных органов государственного управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами государственной власти;
т) сбор за уборку территорий населённых пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица, в размере, установленном органами государственной власти;
у) сбор за открытие игорного бизнеса. Плательщиками сбора являются юридические и физические лица - собственники указанных средств и оборудования независимо от места их установок. Ставки сборов и порядок его взимания устанавливается местными органами власти;
ф) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в размере, не превышающем 1,5% объёма реализации продукции (работ, услуг), произведённой юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории. 23
Налоги,
указанные в пунктах
"а" - "в" устанавливаются законодательными
актами РФ и взимаются на всей её территории.
При этом
конкретные ставки этих налогов определяются
законодательными актами республик
в составе РФ или решением органов
государственной власти краёв, областей,
автономной области, автономных округов,
районов, городов и иных административно-
Налоги, указанные в пунктах "г" и "д" могут вводится городскими органами власти, на территории которых находится курортная местность. Суммы налоговых платежей зачисляются в районные бюджеты и городские бюджеты городов. В сельской местности сумма налоговых платежей равными долями зачисляется в бюджеты сельских населённых пунктов, посёлков, городов районного подчинения и в районные бюджеты районов, краевые, областные бюджеты, бюджеты краёв и областей, на территории которых находится курортная местность.
Налоги и сборы, предусмотренные пунктом "з" - могут устанавливаться решениями районных и городских органов власти. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты, бюджеты районов, городов, либо по решению районных и городских органов власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты посёлков и сельских населённых пунктов.
По объекту налогообложения существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на:
По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги - налоги на доходы и имущество:
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги:
Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. 24
3.2 Противоречия основных налогов, собираемых в РФ
Основы налоговой системы России законодательно оформлены в 1991 г. Создание новой особой формы взаимоотношений государства и налогоплательщика не обошлось без противоречий между налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным препятствием к становлению эффективной налоговой системы является кризис экономики.
Нынешние налоги в своей
основе формировались в условиях
экономического кризиса, что не могло
не отразиться на их количестве, структуре
и ставках. Характерным является
крен в сторону выполнения фискальной
функции налогов. Это не удивительно,
т. к. в условиях бюджетного дефицита,
падения объёмов производства, инфляции
был велик соблазн все