Налоговая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:15, курсовая работа

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.

Содержание

Введение........................................................................................................................3
Глава 1. Понятие и элементы налогов в Российской Федерации………………………………………………………………………....5
1.1. Налоги и их функции…………………………………………………………….5
1.2. Элементы налога………………………………………………………………....7
1.3. Виды налогов…………………………………………………………………….7
1.4. Отграничение налога от сбора…………………………………….…………….9
1.5. Сущность и принципы налогообложения....…………………………………...9
1.6. Виды налоговой системы………………………….…………....……………...11
1.7. Федеральные налоги и сборы………………………………………………….12
1.8. Региональные налоги и сборы………………....................................................16
1.9. Местные налоги и сборы…………………………………………………….…18
Глава 2. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………….20
2.1. Характеристика элементов построения налоговой системы РФ……………22
2.2. Проблемы реформирования налоговой системы…………………………….26
2.3. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………………………..27
2.4. Формирование доходов на федеральном уровне. Структура и динамика доходов федерального бюджета в 2004-2008г……………………………...........34
Заключение…………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Э.т.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

     Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

     В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может  привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения  – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

     Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. 

1.4. Отграничение налога от сбора. 

Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, а  также права, обязанности и ответственность  налогоплательщиков и налоговых органов.[9, с.13]

В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [10, с121]

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый  с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах  плательщиков сборов государственными органами и органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). [17, с.34] 

1.5. Сущность и принципы налогообложения.

      Итак, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность.         

      Равномерность — это единый подход государства  к налогоплательщикам с точки  зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

      Денежные  средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

      Принципы  Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.

      Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

      1. Уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

      2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов  носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

      3. Обязательность уплаты налогов.  Налоговая система не должна  оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

      4. Система и процедура выплаты  налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

      5. Налоговая система должна быть  гибкой и легко адаптируемой  к  меняющимся  общественно-политическим потребностям.

      6. Налоговая система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП и быть эффективным инструментом  государственной экономической политики.  

      1.6. Виды налоговой системы 

Существует  два основных вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

1.7. Федеральные налоги и сборы. 

     Согласно  ст. 2 Налогового Кодекса РФ «Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации» [7, с.117]

     Следовательно, можно выделить такие особенности  федеральных налогов и сборов, как, во-первых, установление законодательными актами РФ; во-вторых, взимание на всей её территории, и, в третьих, круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законодательством РФ, что, тем не менее, не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня. [18, с356]

     К федеральным налогам и сборам действующее законодательство относит  следующие налоги и сборы:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. единый социальный налог;
  5. налог на прибыль организаций;
  6. налог на добычу полезных ископаемых;
  7. водный налог;
  8. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  9. государственная пошлина.
  10. таможенные пошлины.

     Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты Российской Федерации имеют определенные права. Тем не менее, компетенция субъекта Российской Федерации в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки (величины исчислений на единицу измерения налоговой базы)[29, с114], которая полагается ему в соответствии с законодательством.

     Необходимо  обратить внимание на то, что не могут устанавливаться федеральные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом. То же самое относится и к региональным и к местным налогам.

     Рассмотрим  некоторые из федеральных налогов и сборов.

     Налог на добавленную стоимость (НДС) регулируется гл. 21 НК РФ и является косвенным  налогом. Это означает, что фактические  и юридические его плательщики  не совпадают. Фактическими плательщиками  НДС можно назвать потребителей товаров, работ и услуг.

     Перечень  юридических плательщиков НДС устанавливается  ст. 143 НК РФ. К плательщикам НДС относятся организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным Кодексом РФ.

     К объектам налогообложения НДС относятся: 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; 2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету; 3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; 4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ. [21, с.156]

     К особенностям данного налога следует  отнести и тот факт, что для него предусмотрено 3 вида ставок: стандартная (применяется ко всем операциям, которые не подлежат обложению по пониженной или нулевой ставке); пониженная (применяется при реализации ряда товаров питания, а так же товаров для детей) и нулевая (применяется при экспорте товаров и в иных случаях, предусмотренных НК РФ).

     Налог на доходы физических лиц описан в  гл. 23 НК РФ. В отличие от НДС он относится к прямым налогам.

     Налогоплательщиками в данном случае признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физически лица, получающие доходы от источников, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации(ст. 207 НК РФ). Следует пояснить, что к физическим лицам – налоговым резидентам действующее законодательство относит физических лиц, фактически находящихся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году(ст. 11 НК РФ).

     Объектом  налогообложения для данного  налога являются  доходы от источников в РФ и (или) от источников за пределами  РФ – для лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; и доходы от источников в РФ для лиц, не являющихся налоговыми резидентами. К таким доходам можно отнести доходы, полученные от использования транспортных средств, доходы, полученные от сдачи имущества в аренду и т.д. Ст. 217 НК РФ предусматривает ряд доходов, не подлежащих налогообложению данным налогом. К ним относятся, например, алименты, получаемые налогоплательщиком, а так же имущество, переходящее в порядке наследования или дарения.

     Федеральным законом от 2 ноября 2002 г. №  127-ФЗ «о внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» была внесена в Налоговый кодекс РФ глава  25.3. Государственная пошлина. [12, с.42]

     Со  дня вступления в силу вышеназванного Федерального закона Закон РСФСР  от 9 декабря 1991 года N 2005-1 "О государственной  пошлине" был признан утратившим силу.

     Государственной пошлиной признаётся сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Информация о работе Налоговая система государства