Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:15, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.
Введение........................................................................................................................3
Глава 1. Понятие и элементы налогов в Российской Федерации………………………………………………………………………....5
1.1. Налоги и их функции…………………………………………………………….5
1.2. Элементы налога………………………………………………………………....7
1.3. Виды налогов…………………………………………………………………….7
1.4. Отграничение налога от сбора…………………………………….…………….9
1.5. Сущность и принципы налогообложения....…………………………………...9
1.6. Виды налоговой системы………………………….…………....……………...11
1.7. Федеральные налоги и сборы………………………………………………….12
1.8. Региональные налоги и сборы………………....................................................16
1.9. Местные налоги и сборы…………………………………………………….…18
Глава 2. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………….20
2.1. Характеристика элементов построения налоговой системы РФ……………22
2.2. Проблемы реформирования налоговой системы…………………………….26
2.3. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………………………..27
2.4. Формирование доходов на федеральном уровне. Структура и динамика доходов федерального бюджета в 2004-2008г……………………………...........34
Заключение…………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………………..38
Выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
Плательщиками государственной пошлины признаются: организации; физические лица случае, если они:
1)
обращаются за совершением
2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
К
государственной пошлине
Закон
РФ «о сборах за выдачу лицензий и право
на производство и оборот этилового спирта,
спиртосодержащей и алкогольной продукции»
плательщиков государственной пошлины
определяет как организации любой формы
собственности и ведомственной принадлежности
(включая организации с иностранными инвестициями),
подавшие заявления в соответствующие
уполномоченные органы на получение лицензии
на право производства и оборота этилового
спирта, включая спиртосодержащие растворы,
и алкогольной продукции (далее - лицензия)
и получившие эти лицензии в установленном
порядке. В целях настоящего Федерального
закона под организациями следует понимать
организации, имеющие статус юридических
лиц. [19.с 166]
1.8.
Региональные налоги
и сборы.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. [14, с.17]
Важно отметить, что, помимо того, что региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах, при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются федеральным законом. Так же законодательными (представительными) государственной власти субъектов РФ законами о налогах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. [15, с 120]
Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее, доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и сбора региональных налогов предусмотрен частью 3 ст.12 НК РФ.
Региональные налоги можно разделить на три группы:
НК РФ (ст. 14) относит к региональным следующие налоги: налог на имущество предприятий; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
В качестве примера регионального налога можно рассмотреть налог на игорный бизнес. С 1 января 2004 г. данный налог регулируется гл. 29 НК РФ. До этого на территории РФ действовал Федеральный закон от 31 июля 1998 г. «О налоге на игорный бизнес». До вступления в силу гл. 29 НК РФ налог на игорный бизнес относился к федеральным налогам. Следует отметить, что большинство понятий, использовавшихся в Федеральном законе «О налоге на игорный бизнес» были восприняты Налоговым кодексом. Так в соответствии с Федеральным законом плательщиками данного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. [30, с. 122]
Объектами
налогообложения, как и в ранее
действовавшем федеральном
Налоговые
ставки устанавливаются законами субъектов
РФ, однако, Налоговый Кодекс определяет
пределы, на которые должны ориентироваться
законодательные органы субъектов, а также
устанавливает ставки налога в том случае,
если они не устанавливаются законами
субъектов федерации.
1.9.
Местные налоги и сборы.
Местными
налогами, в соответствии с Налоговым
кодексом РФ, признаются налоги, которые
установлены федеральным
Платежи по местным налогам и сборам поступают в местные бюджеты. Это городские, районные (с позиций налогообложения в понятие "район" не входит район внутри города), поселковые налоги и сборы. Общий порядок установления и сбора местных налогов предусмотрен частью 4 ст.12 НК РФ.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. [28, с.74]
Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ.
Так же как и при установлении региональных налогов органами законодательной власти субъектов федерации, при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований, а так же законодательными органами государственной власти городов федерального значения, устанавливаются такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а так же могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. [29, с.26]
Статья 15 НК РФ относит к местным налогам земельный налог и налог на имущество физических лиц.
В качестве примера местного налога можно рассмотреть земельный налог. Ранее он регулировался Законом РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю», в настоящее время он подробно регламентирован гл. 31 НК РФ.
Ранее действовавший закон гласил: «Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата». [24, с.96]
Действующий Налоговый кодекс относит к плательщикам названного налога организации и физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не
признаются налогоплательщиками
К объектам налогообложения относятся земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введён налог.
Предложения
о проведении налоговой реформы
могут внести Президент Российской
Федерации, Правительство Российской
Федерации. При этом все предложения
о налоговой реформе вносятся
только в соответствии с Законом об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса
в Российской Федерации.
ГЛАВА 2. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации.
Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере. Было бы ошибочным считать, что влияния, а также взаимосвязи ориентированы преимущественно от законодательства к налогам и далее к налогоплательщикам. Нет, налогоплательщики будут манипулировать своими обязанностями без включения ресурсов системы налогового администрирования, которое, в свою очередь, должно функционировать строго в соответствии с нормами и правилами, формируемыми нормативно-правовой базой, т.е. объектными элементами налоговой системы, иначе велика вероятность трансформации ее в систему налогового произвола. Таким образом, в налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объектным элементам (законодательству, налогам).[14,с. 82]
Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога — его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа — фискальной.
Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.
Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри-, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). В связи с этим может возникнуть вопрос: можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны по территориям? Думается, что такой подход не имеет под собой научной основы. В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.
По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.
В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.
При этом предприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено в НК РФ, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Кроме того, значительное число включенных в налоговую систему России налогов уплачивается физическими лицами.