Налоговая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:15, курсовая работа

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.

Содержание

Введение........................................................................................................................3
Глава 1. Понятие и элементы налогов в Российской Федерации………………………………………………………………………....5
1.1. Налоги и их функции…………………………………………………………….5
1.2. Элементы налога………………………………………………………………....7
1.3. Виды налогов…………………………………………………………………….7
1.4. Отграничение налога от сбора…………………………………….…………….9
1.5. Сущность и принципы налогообложения....…………………………………...9
1.6. Виды налоговой системы………………………….…………....……………...11
1.7. Федеральные налоги и сборы………………………………………………….12
1.8. Региональные налоги и сборы………………....................................................16
1.9. Местные налоги и сборы…………………………………………………….…18
Глава 2. Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………….20
2.1. Характеристика элементов построения налоговой системы РФ……………22
2.2. Проблемы реформирования налоговой системы…………………………….26
2.3. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации…………………………………………………………………………..27
2.4. Формирование доходов на федеральном уровне. Структура и динамика доходов федерального бюджета в 2004-2008г……………………………...........34
Заключение…………………………………………………………………………36
Список используемой литературы………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Э.т.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

     Эффективность налоговой реформы сегодня в  решающей степени зависит от способности  государства обеспечить увеличение темпов роста производства, осуществить серьезные преобразования в деле укрепления финансовой системы и расчетов в народном хозяйстве, оказать реальную помощь в становлении и развитии малого бизнеса. Сколько бы ни предоставлялось налоговых льгот и привилегий малому бизнесу, на практике это не дает значительного эффекта. Ведь воспользоваться ими малый бизнес не может, поскольку сегодня нет экономических условий для создания широкой сети так называемых малых предприятий.

     Успех всей экономической реформы зависит  в первую очередь от быстрейшей финансовой стабилизации, привлечения вкладов населения в процессы инвестирования, проводимых реформ, требующих обеспечения властных полномочий финансовыми ресурсами. Налоговый кодекс РФ позволяет более четко разграничить полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов. Можно сказать, что с 2005 г. налоговые отношения в России вышли на качественно иной уровень развития, что позволило устранить многие недостатки существующей налоговой системы.

     Главной целью реформы налоговой системы в Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, предусматривающее выравнивание условий налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей стабильности и большей прозрачности. Налоговая система всегда будет совершенствоваться, оттачиваться и настраиваться на запросы и реалии экономической действительности, так чтобы, максимально наполняя бюджет, не ущемлять никого из субъектов налоговых отношений, поэтому процесс налогового администрирования бесконечен. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

     Основной  целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

     Основными направлениями налоговой политики сегодня выступают:

  1. Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения:
    • Определение взаимозависимости лиц
    • Установление закрытого перечня контролируемых сделок
    • Введение обязательного представления специального декларирования контролируемых сделок и требований к перечню документов, обосновывающих применение налогоплательщиком трансфертные цены в сделках с взаимозависимыми лицами
    • Введение института предварительных соглашений о ценообразовании с налоговыми органами
    • Введение новых требований к методам оценки диапазона рыночных цен и принципам их применения.
  2. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам:
  • Освобождение от обложения налогом на прибыль дивидендов, получаемых при стратегическом участии отечественной компании в российской и иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия предполагается установить в виде доли размером не менее 50 % (в абсолютном выражении не менее 500млрд. руб.)
  • Снижение ставки налога на дивиденды, выплачиваемые физлицам, не являющихся налоговыми резидентами РФ, до 15% в настоящее время - 30%)

     Таблица 1.

     Анализ  вариантов снижения ставки НДС[11,с.114]

Вариант Положительные последствия Отрицательные последствия
1. Снижение  и установление единой ставки  налога на уровне 15% с одновременной  отменой льготной ставки для  некоторых товаров и услуг Облегчение  порядка администрирования налога

Дополнительные  доходы организации

Выравнивание  конкурентных условий для всех плательщиков

Потери федерального бюджета порядка 170 млрд. руб.

Увеличение цен  на товары детского ассортимента, медицинского назначения, лекарственные средства, печатные издания

2. Снижение  основной ставки НДС до 16% с сохранением действующей льготной ставки в отношении некоторых видов продовольствия, товаров детского ассортимента, лекарств и печатных изданий Дополнительные  доходы организации Потери федерального бюджета порядка 150 млрд. руб.
3. Снижение  и установление единой ставки налога на уровне 13% с одновременной отменой льготной ставки для некоторых товаров и услуг Облегчение  порядка администрирования налога

Дополнительные  доходы организаций (инвестиции, заработная плата, материальные запасы, денежные средства)

Выравнивание  конкурентных условий для всех плательщиков

Потери федерального бюджета более 350 млрд. руб.
 

     Окончательное решение о масштабах снижения ставки НДС будет приниматься  с учетом влияния всех последствий, а также на основе нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.

     3. Регулирование налогообложения  контролируемых иностранных компаний:

  • Введение принципа налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний
  • Введение понятия иностранной контролируемой компании на основе определенной взаимозависимости лиц и стратегического участия в организации
  • Установление обязанности российских компаний или компаний-резидентов указывать в налоговых декларациях свои иностранные аффилированые компании
  • Определение условий возникновения налоговой обязанности у российских налогоплательщиков в отношении прибыли, полученной иностранными контролируемыми компаниями
  • Предоставление налогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании
  • Обеспечение возможности эффективного налогового администрирования в части получения налоговыми органами необходимых сведений: данных, идентифицирующих национальных акционеров, подпадающих под режим контролируемых иностранных компаний, и финансовой информации, необходимой для расчета полученного дохода. Подобные изменения потребуют корректировки главы 23 и 25 НК РФ.

     4. Проблемы определения налогового  резиденства юридических лиц: Введение понятия резидентства юр лиц на основе критериев места управления и резиденства участников юр лица, владеющих в нем контрольным пакетом

     5. Введение института консолидированной  налоговой отчетности при исчислении  налога на прибыль

     6. Совершенствование НДС

     7. Индексация ставок акцизов

     8. Налогообложение налогом на прибыль  при совершении операций с  ценными бумагами

     9. Налогообложение НДФЛ при совершении операций с ценными бумагами[29, с.28]

     10. Совершенствование налога на  имущество (введение налога на  недвижимость)

     11. Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по НДФЛ

     Скорейшая реализация указанных мер реформирования налоговой системы позволит привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов. Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату капиталов в легальную сферу. 

2.4. Формирование доходов на федеральном уровне. Структура и динамика доходов федерального бюджета в 2004-2008г.

Основная  масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями НДС (38,4%), налога на добычу полезных ископаемых (32,0%), налога на прибыль (14,1%), единого  социального налога (10,0%) и акцизов (3,4%).

     Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2008году составили 377,6 млрд. рублей. По сравнению с 2007годом они выросли на 171,9 млрд. рублей, или в 1,8 раза.

     Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2008году составили 267,5 млрд. рублей и снизились по сравнению с 2007годом на 39,5%, что связано со снижением налоговой ставки.

     Поступления налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 1 025,7 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом выросли на 276,6 млрд. рублей, или в 1,4 раза.

     Налога  на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году 20,9 млрд. рублей.

     Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2008 году 89,5 млрд. рублей и выросли относительно 2007 года на 25,1%.

     Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет Российской Федерации в 2008 году составили 3,6 млрд. рублей, что на 15,3% меньше, чем в 2007 году.

     В федеральный бюджет в 2008 году мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, 28,9 млрд. рублей, что на 24,2% больше поступлений 2007 года.

     Поступления акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла) в федеральный бюджет в 2008 году составили 45,8 млрд. рублей и относительно 2007 года выросли на 14,1%.

     Налога  на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2008 году поступило в федеральный бюджет 854,5 млрд. рублей, в том числе: на добычу нефти – 761,3 млрд. рублей; на добычу газа горючего природного – 79,2 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 5,0 млрд. рублей.

     В целом по сравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли в 2 раза, в том числе налога на добычу нефти – более чем в 2,1 раза.

     Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступило 634,1 млрд. рублей, что на 29,8% больше, чем 2007 году.

     В Фонд социального страхования поступило 53,2 млрд. рублей, что на 23,8% больше, чем  в 2007 году, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 31,7 млрд. рублей (в 4,9 раза больше) и в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 87,8 млрд. рублей (на 17,5% меньше).

     Заключение

     На  сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на практику весьма затруднена, поскольку было бы неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

     Существующая  в России система налогообложения  нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят  в следующем: стимулировать развитие экономической деятельности и, прежде всего, производство материальных благ, обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области экономики, обороны и международных обязательств, обеспечить финансирование из государственного бюджета субъектов Российской Федерации, которые нуждаются в дотациях, и финансирование социальных расходов. Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики, учитывая, российскую специфику.

     Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая  система не смогут эффективно функционировать без действующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

     Рассмотрев  и проанализировав современное состояние налоговой системы РФ, можно сделать выводы:

  • обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны. Построение налоговых администраций и контроль за их деятельностью – это необходимое условие построения новой, более совершенной налоговой системы;
  • налоговая система РФ должна идти своим путем, то есть опираться на зарубежный опыт и в тоже время следовать своим традициям и особенностям;
  • при помощи налоговых реформ, осуществить ликвидацию белых пятен в налоговом законодательстве РФ;
  • главная задача налоговой политики – это повышение уровня жизни населения страны.

Информация о работе Налоговая система государства