Автор работы: l**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 07:51, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть сущность налогов и налоговой системы в современных условиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение налогов и налоговой системы;
раскрыть принципы и функции налогообложения;
дать классификацию налогов;
охарактеризовать основные направления и достижения налоговой реформы в России.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Налоги как экономическая категория…………………………...…4
1.1.Генезис категории налог в истории экономической науки…………4
1.2.Сущность налога. Основные принципы налогообложения………...5
1.3. Классификация и виды налогов……………………………………...7
Глава 2. Налоговая система и ее функции…………………………………..9
2.1. Понятие налоговой системы.………………………………………...9
2.2. Роль и функции налоговой системы в экономической системе
общества............................................................................................................13
Глава 3. Совершенствование налоговой системы России………………….17
Заключение..…………………………………………………………………..23
Список использованных источников и литературы…………………..…....27
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Налоги
как экономическая категория………
1.1.Генезис категории налог в
истории экономической науки………
1.2.Сущность налога. Основные принципы налогообложения………...5
1.3. Классификация и виды налогов……
Глава 2. Налоговая система и ее функции…………………………………..9
2.1.
Понятие налоговой системы.…………
2.2. Роль и функции налоговой системы в экономической системе
общества......................
Глава 3. Совершенствование
налоговой системы России………………
Заключение..………………………………………………
Список использованных
источников и литературы…………………..…....27
Введение
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к
рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась,
пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
На данный момент существует масса всевозможной литературы по
налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским реалиям.
Цель курсовой работы - раскрыть сущность налогов и налоговой системы в современных условиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Глава 1.
Налоги как экономическая категория
1. Генезис категории налог в
истории экономической науки
Налоги - это одно из основных понятий экономической науки.
Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.
Теоретически экономическая
Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется
государством и зависит от степени развития его демократических форм.
В свое время П.Прудон, верно подметил, что "в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве".
История свидетельствует, что налоги - более поздняя форма
государственных доходов. Первоначально, налоги назывались "auxilia"
(помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент на признавал постоянных налогов на
общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что "платить налоги и умереть должен каждый".
На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: "Налог - это материнская грудь, кормящая правительство."
Когда же население
названные - индивидуалистическими.
Наиболее известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов,
услуги-возмездия.
Теория обмена услуг
Теория выгоды возникла в эпоху просвещения, когда налог стал рассматриваться как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности.
В основе этих определений
лежит представление о
происхождении государства. Особое место в индивидуалистических теориях
занимает классическая школа в лице А.Смита, Д.Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. А.Смит первым исследовал экономическую природу налога с присущей ему двойственностью. С одной стороны, он считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер.
С другой стороны, можно заключить, что теория непроизводительности государственных услуг не мешает А.Смиту признавать налог справедливой ценой за оплату услуг государству. Но А.Смит ограничивает сферу действия налога: "только расходы на общественную оборону и на поддержания достоинства верховной власти должны покрываться налогами, все остальные расходы должны оплачиваться специальными пошлинами". Похожая точка зрения на налоги была и у Д.Рикардо, который называет налог "великим злом обложения, поскольку нет налогов, которые не тормозили бы накопление и
не мешали бы производству". Учение о правовом государстве приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы и теории общественных потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность.
Теория жертвы - одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога. С.Ю.Витте в лекциях, прочитанных Великому князю Михаилу Александровичу, определял налог как "принудительные сборы с дохода и имущества, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей".
Теория общественных
1.2. Сущность налога. Основные принципы
налогообложения
В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог – это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность; во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны).
Налоги как экономическая
понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов.
Объективная сущность налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.
Налог как экономическая
Субъективная сторона налогов (их виды, уровень ставок и т. п.) определяется внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам. Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе РФ (ч.1, ст.8):
«1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2. Под сбором понимается
и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов госорганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий»
Налоговые отношения
Принципы налогообложения
Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:
1. Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства.
2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, -все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого
другого лица.
3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как
плательщику должно быть удобнее всего платить его.
4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и
удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства.
Как видно, А.Смит исходил из следующих принципов налогообложения: равномерность, понимаемую как равнонапряженность;
общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;
определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;
простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов; неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.
Общие принципы построения