Налоговая система и ее функции

Автор работы: l**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 07:51, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - раскрыть сущность налогов и налоговой системы в современных условиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение налогов и налоговой системы;
раскрыть принципы и функции налогообложения;
дать классификацию налогов;
охарактеризовать основные направления и достижения налоговой реформы в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Налоги как экономическая категория…………………………...…4
1.1.Генезис категории налог в истории экономической науки…………4
1.2.Сущность налога. Основные принципы налогообложения………...5
1.3. Классификация и виды налогов……………………………………...7
Глава 2. Налоговая система и ее функции…………………………………..9
2.1. Понятие налоговой системы.………………………………………...9
2.2. Роль и функции налоговой системы в экономической системе
общества............................................................................................................13
Глава 3. Совершенствование налоговой системы России………………….17
Заключение..…………………………………………………………………..23
Список использованных источников и литературы…………………..…....27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Экономической теории.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

       Макроэкономическая  (регулирующая)  функция  –  это  роль  налогов и

налоговой политики   в  системе  факторов  регулирования  макроэкономических

процессов, совокупного  спроса и предложения, темпов  роста  и  занятости.  В

условиях России налоговая  система  проявила  себя  как  фактор  ограничения

спроса,  особенно  инвестиционного,   углубления     падения   производства,

формирования  безработицы и неполной занятости  рабочей силы.

      Распределительная функция  налоговой   системы  проявляется  в   сложном

взаимодействии  с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и  т.д.

Налоги    выступают    существенным     инструментом     распределения     и

перераспределения национального дохода, доходов  юридических   и  физических

лиц. Распределительная  функция налогов влияет  на  распределение  не  только

доходов, но и  капиталов, инвестиционных ресурсов.

       Социальная  функция  налогов   носит  многоаспектный  характер.   Само

материальное  содержание  налогов  как  денежных  ресурсов,   централизуемых

государством  и изымаемых из  воспроизводственного  процесса,  несет в себе

возможность  из  обращения  на  непроизводственные  цели.  В   условиях   РФ

социальная функция  налоговой системы бюджета весьма существенна в  силу  тех

обязательств,  которые  несло  советское  государство  перед  населением  и

которое  «по  наследству»  перешло  к  РФ.   Многие    социальные   затраты,

финансируемые  государством  за  счет   налогов   (бесплатное   образование,

здравоохранение и т.д).

      Социальная функция   налогов   проявляется   и   непосредственно   через

механизмы налоговых  льгот и  налоговых  ставок,  что  входит  во  внутренний

механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и  т.д.).

       Социальная функция налоговой  системы требует детального  исследования

как  с  точки  зрения  ее  усиления,  так  и с точки   зрения   устранения

неоправданных  льгот  и  преимуществ,  не  отвечающих   характеру   рыночных

преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным  отношениям.

      Стимулирующая функция налоговой  системы является одной  из  важнейших,

но это самая  «труднонастриваемая»  функция.  Как  и  любая  другая  функция,

стимулирующая функция проявляется   через  специфические  формы  и  элементы

налогового  механизма,  систему  льгот  и  поощрений,   запретительных   или

ограничивающих  ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой

политики.

       Стимулирующая  функция  налогов   является  в  современной   российской

практике слабо  реализуемой и неэффективно используемой.

      Контрольная  функция налогов  выступает своего рода защитной  функцией:

она  обеспечивает  воспроизводство   налоговых   отношений   государства   и

предприятий,  реализацию  и  действенность  силы   государственной   власти.

Без  контрольной  функции  другие  функции  налогов  неосуществимы  или   их

реализация подрывается  в своей основе.

      Контрольная  функция,  опираясь  на  закон,  право,  может  эффективно

реализовываться   только   на   основе    принуждения,    подчинения    силе

государственной власти и закону. Ослабление государственной  власти  ведет  к

ослаблению контрольной  функции налоговой системы. И,  наооборот,  ослабление

контрольной функции  налогов означает ослабление государственной  власти  или

ведет к такому ослаблению.

      В конкретном  отношении  контрольная   функция  налогов  проявляется   в

обязательном  исполнении  налогового  законодательства,  в   полноте   сбора

налоговых платежей и  действенности  и  эффективности  штрафных   санкций  и

ответственности тех, кто  не  выполняет  или  не  в  полной  мере  выполняет

обязательства перед государством, предписываемые законом.

      Контрольная функция налоговой  системы  предопределяет  и  определяет,

как и  уже  отмечено,  эффективность  других  функций.  Следовательно,  если

контрольная  функция  налогов  ослаблена,  то  это  соответственно   снижает

эффективность налоговой системы в целом. 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Совершенствование  налоговой системы России 

          В  результате  принятия  II  части  Налогового  Кодекса   произошли

серьезнейшие  изменения в российской налоговой  системе. Начиная с 2001   года

радикально трансформируется  подоходное  налогообложение.  Вводится  плоская

шкала  подоходного  налога  со   ставкой   13%.   Ликвидирован   целый   ряд

необоснованных  льгот по налогу. Платежи во  внебюджетные  фонды  социального

назначения  объединены  в  единый  социальный  налог,  контроль  за  уплатой

которого будут  осуществлять налоговые  органы.  При  этом  снижается  ставка

налогообложения фонда оплаты труда с  38,5%  до  35,6%.  Вводится  регрессия

шкалы  социального  налога.  В  области  обложения  налогом  на  добавленную

стоимость  произошло  упорядочение  льгот,  предусмотрен  переход к   общим

правилам территориальности  при уплате налога при торговле со  странами  СНГ.

Ликвидирован  налог на  содержание  жилищного  фонда  и  объектов  социально-

культурной сферы, взимаемый в по ставке 1,5% от оборота предприятий. С  3,5%

до 1% снижена  предельная ставка налога на пользователей  автодорог,  который

в перспективе  предполагается  полностью  отменить.  Одновременно  отменяется

налог на реализацию  ГСМ.  Как  компенсирующая  мера  произведено  повышение

акцизов на бензин.

         1. Подоходный налог

         В соответствии  с  принятой  в  третьем  чтении  главой  Налогового

Кодекса, посвященной  налогу на доходы физических лиц  (подоходному  налогу),

установлена единая ставка в размере 13%,  что  является  одним  из  ключевых

элементов стимулирования легализации доходов. В то же время  в отношении  тех

доходов, которые  зачастую используются  в  качестве  скрытой  формы  выплаты

заработной платы (для ухода от платежей во внебюджетные фонды),  установлена

повышенная ставка в  35%.  К  такого  рода  доходам  относятся:  выигрыши  в

лотерею, выигрыши и призы, получаемые в конкурсах, играх и других  рекламных

мероприятиях, страховые  выплаты по  договорам  добровольного  страхования  в

случае, если такие  выплаты превышают проиндексированную  на  инфляцию  сумму

внесенных страховых  взносов (по договорам личного страхования)  или  размеры

ущерба застрахованному  имуществу (по договорам имущественного  страхования),

процентные  доходы  по  вкладам  в  банках   в   части   превышения   суммы,

рассчитанной  исходя из трех четвертых  действующей  ставки  рефинансирования

Центрального  банка  Российской  Федерации  и  9%  годовых  суммы  вклада  в

иностранной   валюте,   суммы   экономии   на   процентах   при    получении

налогоплательщиками заемных средств ниже трех четвертей  ставки ЦБ.

         Устранено двойное налогообложение   дивидендов  путем  зачета  ранее

уплаченных сумм  налога  на  прибыль  в  счет  обязательств  по  подоходному

налогу.

         Существенно увеличен необлагаемый минимум (до 400 рублей в месяц до

достижения доходом  уровня 20 000 рублей), а также так  называемый  вычет  на

детей (до 300 рублей в месяц).

         Установлен ряд льгот социального  характера. В частности, расходы  на

образование, свое или своего ребенка, в размере 25 000 рублей вычитаются  из

налогооблагаемой  базы налогоплательщика. Аналогичный  порядок  установлен  и

для расходов на здравоохранение, за исключением  расходов  на  дорогостоящие

виды лечения  по перечню, утверждаемому  Правительством,  которые  вычитаются

из налогооблагаемой базы в размере фактически осуществленных расходов.

         Размер имущественного вычета  при продаже недвижимости установлен  на

уровне 1 000 000 рублей, при  продаже  прочих  видов  имущества  -  125  000

рублей, при покупке  или новом строительстве - на уровне 600 000 рублей.  При

этом вся сумма  доходов от  продажи  недвижимого  имущества,  принадлежавшего

налогоплательщику в течение 5 лет, и прочего имущества - в  течение  3  лет,

вычитается из налогооблагаемых доходов в полном объеме.

         2. Единый социальный налог

          Тарифы  страховых   взносов,   взимавшиеся   ранее   в   различные

государственные внебюджетные фонды, заменяются  единым  социальным  налогом,

ответственность  за  сбор  которого  возлагается  на   МНС.   При   этом   в

соответствии  с законом   о  введении  в  действие  второй  части  Налогового

кодекса сохраняют  силу все договоры о предоставлении отсрочек (рассрочек)  и

реструктуризации  задолженности  по  страховым  взносам,  ранее  заключенные

между органами государственных внебюджетных фондов и налогоплательщиками.

         Единый социальный налог расщепляется  на три части:  наибольшая  его

доля поступает  в  Пенсионный  фонд,  остальные  две  –  в  Фонд  социального

страхования и фонды обязательного медицинского страхования.  Государственный

фонд занятости  консолидируется в федеральный  бюджет.

         Регрессия социального налога  выражается следующей шкалой:  35,6%  -

при уровне годового дохода на одного работника до 100 тысяч  рублей,  20%  -

при уровне дохода от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, 10% - при уровне  дохода

от 300 тысяч до 600 тысяч рублей, и, наконец, 2% - при  уровне  дохода  свыше

600  000  рублей.  Однако  в  соответствии  с   законопроектом   о   введении

специальной части НК в действие вплоть до 1 января 2003 года  нижняя  ставка

налогообложения (для доходов свыше 600 000 рублей) составляет 5 %.

         Установлены следующие условия  вступления в силу регрессии:  средняя

заработная   плата   на   одного   работника   без   учета   20%    наиболее

<

Информация о работе Налоговая система и ее функции