Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:43, курсовая работа
Целью работы является выявление особенностей и проблем налоговой системы Республики Беларусь и путей их решения. Для этого должны быть осуществлены следующие задачи:
рассмотреть налоговую систему;
определить, какие факторы влияют на ее состояние;
проанализировать, каким образом эти факторы влияют на состояние налоговой системы;
сделать вывод о возможных преобразованиях;
ВВЕДЕНИЕ
1 Общая характеристика налоговой системы и налогов
1. 1 Современная налоговая система и принципы ее построения. Элементы налогов
1.2 Функции, виды налогов, их классификация. Принципы налогообложения
1.3 Воздействие налогов на рыночное равновесие, распределение налогового бремени в экономике.
2. Налоговая система Республики Беларусь
2.1 Система налогообложения РБ
2.2 Основные налоги Республики Беларусь
3. Основные недостатки, перспективы и пути совершенствования налоговой системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование.
Студентка
ФФБД,
Руководитель
МИНСК 2011
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 30 с., 4 рис., 23 источника.
НАЛОГИ, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ, ФОРМИРОВАНИЕ И РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ, НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА, НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ,
Объект исследования ― национальная налоговая система.
Предмет исследования ― налоговая система Республики Беларусь и основные направления ее совершенствования.
Цель работы: исследовать и изучить этапы формирования и структуру национальной налоговой системы, перспективы ее развития, показать возможные пути решения существующих проблем.
Методы исследования: описания, логического и системного анализа, графический метод, а также другие научные приемы.
Исследования и разработки: в результате исследования определены основные проблемы и внесены предложения по совершенствованию налоговой системы.
Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия.
Автор работы подтверждает, что приведенный в курсовой работе расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Общая характеристика налоговой системы и налогов
1. 1 Современная налоговая система и принципы ее построения. Элементы налогов
1.2 Функции, виды налогов, их классификация. Принципы налогообложения
1.3 Воздействие налогов на рыночное равновесие, распределение налогового бремени в экономике.
2. Налоговая система Республики Беларусь
2.1 Система налогообложения РБ
2.2 Основные налоги Республики Беларусь
3. Основные недостатки, перспективы и пути совершенствования налоговой системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.
Государственное регулирование экономики и международных экономических отношений имеет большое значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя данное регулирование, государство, использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких, как бюджет, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и, конечно же, налоги.
Наиболее важным фактором высоких темпов экономического роста и повышение уровня социально-экономического развития большинства европейских стран является система налогообложения.
Налоги служат не только главным источником пополнения государственных доходов, но и одним из основных рычагов воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса, регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любой страны.
Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
Налоговая система Республики Беларусь не совершенна и нуждается в доработке и преобразовании, поэтому данная тема в настоящее время является актуальной.
Целью работы является выявление особенностей и проблем налоговой системы Республики Беларусь и путей их решения. Для этого должны быть осуществлены следующие задачи:
рассмотреть налоговую систему;
определить, какие факторы влияют на ее состояние;
проанализировать, каким образом эти факторы влияют на состояние налоговой системы;
сделать вывод о возможных преобразованиях;
Поиск путей решения существующих проблем и является одной из важнейших задач исследования данной работы.
Понятие налоговой системы проявляется с развитием и конкретизацией понятия налогов. Налоги можно рассматривать как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах; налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов и методов их взимания.[8, c55]
При тщательном анализе можно выявить две главные общие черты налоговой системы:
1.Постоянный конкретный поиск путей увеличения налоговых доходов государства;
2.Построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.
Принципы построения налоговых систем во многом зависят от приверженности к той или иной экономической теории. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных странах отличительные черты. В целом эти принципы можно представить следующим образом:
1. Налоги и сборы, носящие налоговый характер, в отличие от заёмных средств изымаются государством у налогоплательщиков без каких-либо обязательств перед ними. Поэтому налоги носят принудительный и обязательный характер.
2.Различия в налогах зависят от характера облагаемых доходов и расходов. Природа этих доходов и расходов лежит в основе классификации налогов. Налоги могут взиматься:
на рынке товаров или факторов производства (труда и капитала);
с продавцов товара или покупателей;
с домашних хозяйств или компаний;
с источника дохода или со статьи расходов.
Налоги принимают следующие основные формы: подоходный налог с физических лиц (с юридических лиц), налог с оборота, взносы с фонда социального страхования, особые виды налогов на потребление, налоги, базирующиеся на обложении накопленного богатства (поимущественный налог и налог на наследства и дарения) [21, c85]
Эффективность проведения налоговой политики в значительной мере предопределяется её соответствием основным теоретическим принципам налогообложения. Принципы налогообложения можно разделить на две сферы:
Первая сфера включает всеобщие, или функциональные, принципы, которые, так или иначе, используются в налоговых системах всех стран.
1)принцип равномерности требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно тем доходом, которые они получают под покровительством этого правительства;
2)принцип определённости гласит, что точная сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику;
3)принцип удобства требует, чтобы налоговое законодательство должно быть простым, понятным и удобным для налогоплательщиков.
4)принцип экономности означает необходимость сокращения издержек взимания налогов: расходы по сбору налогов должны быть минимальными.
Вторая сфера включает в себя экономические организационно-правовые принципы построения налоговой системы конкретной страны.
Наиболее важные требования для создания более оптимальной налоговой системы:
1.Распределение налогового бремени должно быть равным (каждый должен вносить свою “справедливую долю” в государственные доходы;
2.Налоги не должны оказывать влияние на принятие различными лицами экономических решений;
3.Необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения;
4.Налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны;
5.Налоговая система должна быть справедливой, не допускать произвольного толкования, быть понятной;
6.Административные издержки по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.
Принцип равенства и справедливости обложения является основным при построении налоговой системы развитых стран.
Общие принципы построения налоговых систем находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.
Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.
Субъект налога (плательщик) – налогоплательщик (физические и юридические лица), несущий юридическую ответственность за уплату налога, либо в виде носителя налога или конечного налогоплательщика, который формально не несёт юридической ответственности, но является фактическим плательщиком через законодательно установленную систему предложения налога. [21, c.86]
Объектом или предметом налогообложения выступают различные виды доходов, товары и услуги, а также различные формы накопленного богатства или имущества. Предмет обложения неразрывно связан с источником дохода, так как все предметы обложения представляют собой ту или иную форму национального дохода.
Единица обложения – единица измерения объекта налога (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.).
Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта, взимается в трёх формах (источника, по декларации, по кадастру).
Налоговый кадастр – опись объектов, подлежащих налоговому обложению.
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов определённых плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов.
Налоговая ставка – величина налога в расчёте на единицу налогообложения (в % или в твёрдых суммах); бывают твёрдые (определяются в абсолютной сумме) ставки или равные; пропорциональные ставки (устанавливаются в % к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества), прогрессивные и регрессивные ставки.
Итак, можно сделать вывод, что наиболее эффективной будет та система, которая стремиться уменьшить государственные расходы и тем самым сократить потребности в налоговых доходах, при этом увеличивая эффективность существующих систем.
Налоги служат не только главным источником пополнения государственных доходов, но и одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любой страны.
Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование