Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:43, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление особенностей и проблем налоговой системы Республики Беларусь и путей их решения. Для этого должны быть осуществлены следующие задачи:
 рассмотреть налоговую систему;
 определить, какие факторы влияют на ее состояние;
 проанализировать, каким образом эти факторы влияют на состояние налоговой системы;
 сделать вывод о возможных преобразованиях;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Общая характеристика налоговой системы и налогов
1. 1 Современная налоговая система и принципы ее построения. Элементы налогов
1.2 Функции, виды налогов, их классификация. Принципы налогообложения
1.3 Воздействие налогов на рыночное равновесие, распределение налогового бремени в экономике.
2. Налоговая система Республики Беларусь
2.1 Система налогообложения РБ
2.2 Основные налоги Республики Беларусь
3. Основные недостатки, перспективы и пути совершенствования налоговой системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая моя.doc

— 343.50 Кб (Скачать документ)

 

Налоговое бремя на экономику, как правило, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному ВВП. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределенной с помощью налогов.

Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны, включая денежную оценку полученных им благ.

Налоговое бремя на работника фактически равно экономической ставке подоходного налога, поскольку в большинстве стран именно этот налог является единственным налогом, который уплачивается непосредственно работником. Данный показатель используется для сравнения уровня подоходного налогообложения в разных странах.[9, с.24]

Налоговое бремя на конкретное предприятие может оцениваться по нескольким методикам, представленным на рис.3.

 

Рисунок 3. Методики оценки налогового бремени хозяйствующих субъектов

 

Принцип справедливости налогообложения особенно четко проявляется при распределении налогового бремени между налогоплательщиками. Поэтому налоговое бремя на всех налогоплательщиков должно быть распределено равномерно и справедливо. В построении налоговых систем различных стран все большее признание находит принцип “низкие ставки – широкий охват”, суть которого состоит в расширении налоговой базы за счет отмены большинства льгот по налогам и установленных минимально возможных ставок налогообложения. Это дает возможность установить принцип равномерности и справедливости, поскольку, в противном случае, льготный режим для одних означает дополнительное налоговое бремя для других. Вместе с тем применение принципа равенства и справедливости в каждой отдельно взятой стране тесно связано с проводимой экономической и социальной политикой.

Таким образом, совершенствуя налоговую систему, следует оценивать проводимые реформы как с позиции обеспечения необходимого перераспределения налогов, так и с позиции установления реального налогового бремени налогоплательщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Налоговая система Республики Беларусь

 

2.1 Система налогообложения РБ

Направленная на построение социально ориентированной рыночной экономики налоговая система республики Беларусь начала вводиться с начала 1992 года. Основу ее составил закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов. Кроме того юридические лица уплачивали 8 видов отчисление в различные внебюджетные фонды.

В дальнейшем система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размера ставок, предоставления льгот. Существенные изменения произошли в части внебюджетных средств, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок. Изменялась структура налогов, снижался уровень налоговой нагрузки.

В настоящее время в республике практически создана систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, позволяющая налогоплательщику найти ответы на любые вопросы, возникающие при исполнении им налоговых обязательств.

С 1 января 2004 года вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу налоговой системы Республики Беларусь [16,c.30].

Налоговое законодательство государства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых и изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений.

Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:

      Налоговый кодекс РБ и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения. Налоговый кодекс – основной документ, регламентирующий в комплексе всю совокупность налоговых отношений в государстве. Принят палатой Представителей и одобрен Советом Республики Национального Собрания Республики Беларусь в декабре 2002 года. Налоговый кодекс упорядочивает все законодательные акты, действующие в налоговой сфере. Он устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, выделению, изменению, прекращению действия налоговых платежей и отношения, возникающие в процессе исполнения налоговых обязательств, осуществления налогового контроля, обжалования решения налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений.

      Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения

      Постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, налоговых законов и актов Президента Республики Беларусь

      Нормативно-правовые акты республиканских органов госуправления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения [8,c.36].

Налоговая служба Республики Беларусь – совокупность специальных государственных органов, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере. Организационная система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой.

Общее управление налогами возложено на высшие органы власти – парламент, аппарат Президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Парламент в соответствии с Конституцией рассматривает законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Все законодательные проекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при наличии заключения правительства.

Оперативное управление процессом налогообложения в Республике Беларусь возложено на Министерство Финансов и его органы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами. С помощью органов оперативного управления государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики [8,c.40].

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления. МНС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства.

В структуру МНС входят управления, отделы, а также инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах, а также департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий [7,c.56].

Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) формируется за счет налоговых поступлений. За 9 месяцев 2011 года в бюджет поступило 46,7 трлн. руб налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года поступления увеличились на 47, 7% (в реальном выражении на 8, 6%). Формирование налоговых доходов за 9 месяцев 2011 года на 92% обеспечено поступлениями: налога на добавленную стоимость(33,4%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности(19,9%), налога на прибыль (13,2%), подоходного налога (13,1%), акцизов (8,3%), налогов на собственность (4,1%). Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 9 месяцами 2010 года вызвано главным образом с увеличением в 2011 году доли налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (+7,5 п.п), подоходного налога (+1,4 п.п). [18]

Рис 4. Примечание- Источник [18]

На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин), — республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства. [7, c. 63]

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Республиканские налоги, сборы (пошлины) могут выступать в качестве регулирующих доходных источников бюджета, т.е. часть таких налоговых поступлений может передаваться на местный уровень. В соответствии с имеющейся практикой нормативы отчислений (в процентах) республиканских налогов в местные бюджеты на каждый очередной бюджетный (финансовый) год устанавливаются Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь».

В некоторых случаях суммы отдельных республиканских налогов могут полностью направляться в доход местных бюджетов: например в Республике Беларусь в полном объеме зачисляются в местные бюджеты суммы поступлений подоходного налога с физических лиц, налога на недвижимость, земельного налога, и ряда других республиканских налоговых платежей.

Местные органы власти изначально не могут вносить какие-либо коррективы в республиканские регулирующие налоговые платежи. В частности, они не вправе предоставлять налоговые льготы по этим налогам, даже в части сумм, поступающих в их бюджеты.

Компетенция местных органов власти в вопросах изменения условий применения конкретных республиканских налоговых платежей, полностью переданных в местные бюджеты, законодательно определяется одновременно с принятием решения о передаче в их бюджет сумм соответствующих платежей.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

По аналогии с республиканскими налоговыми платежами уровни бюджета, в которые передаются поступления местных налогов и сборов, не являются определяющими. Местные налоги и сборы могут полностью зачисляться в доход областного бюджета, определяться в качестве регулирующих либо полностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое урегулирование этих вопросов может быть обеспечено путем принятия областным Советом депутатов соответствующего решения в рамках бюджетного процесса.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.

К местным налогам и сборам Налоговый кодекс Республики Беларусь относит: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей.

В настоящее время порядок применения таких налоговых платежей ежегодно устанавливается Законом «О бюджете Республики Беларусь» на соответствующий бюджетный (финансовый) год. При этом определяются их состав (конкретные виды платежей) и отдельные условия применения.

Налоговый кодекс устанавливает закрытый перечень местных налоговых платежей, которые могут быть введены местными органами власти на подведомственных административных территориях.

В настоящее время местные органы власти вправе вводить на территориях своих административно-территориальных единиц следующие налоги:

·  налог с продаж товаров в розничной торговле;

·  налог на услуги;

·  целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района));

·  сборы с пользователей (за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах; за владение собаками или использование их в предпринимательской деятельности;

·  сбор с заготовителей;

·  курортный сбор. [7, c. 65]

Обязательность введения местными органами власти указанных налогов и сборов Налоговым кодексом не устанавливается, в связи с чем вопрос об их применении должен быть решен органами власти каждой из административных территорий Республики Беларусь самостоятельно.

Налоговый кодекс признает обоснованным сохранение практики, когда эти налоговые платежи будут вводиться на основе положений Налогового кодекса нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов базового территориального уровня, а для налога с розничных продаж – нормативными правовыми актами (решениями) областных (Минского городского) Советов депутатов.

 

2.2 Основные налоги Республики Беларусь

 

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2011г» доходы республиканского бюджета формируются за счет следующих налогов и сборов:

Налоги на доходы и прибыль:

      налог на прибыль

      налоги на доходы

Налоги на товары (работы, услуги):

      налог на добавленную стоимость

      акцизы

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование