Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 20:43, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление особенностей и проблем налоговой системы Республики Беларусь и путей их решения. Для этого должны быть осуществлены следующие задачи:
 рассмотреть налоговую систему;
 определить, какие факторы влияют на ее состояние;
 проанализировать, каким образом эти факторы влияют на состояние налоговой системы;
 сделать вывод о возможных преобразованиях;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Общая характеристика налоговой системы и налогов
1. 1 Современная налоговая система и принципы ее построения. Элементы налогов
1.2 Функции, виды налогов, их классификация. Принципы налогообложения
1.3 Воздействие налогов на рыночное равновесие, распределение налогового бремени в экономике.
2. Налоговая система Республики Беларусь
2.1 Система налогообложения РБ
2.2 Основные налоги Республики Беларусь
3. Основные недостатки, перспективы и пути совершенствования налоговой системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая моя.doc

— 343.50 Кб (Скачать документ)

- более существенное льготирование инвестиционного вложения предприятий и организаций;

- расширение механизмов налоговых каникул, кредитов и реструктуризации налоговых долгов, особенно по штрафам и пени;

- повышение минимальных уровней необлагаемой налогом базы.

Эти и ряд других направлений призваны оптимизировать налоговое бремя во взаимосвязи с повышением налоговой дисциплины и соблюдением налогового законодательства [19,c.137].

Прогрессивным направлением в реформировании системы налогообложения является электронное декларирование, то есть возможность подавать налоговую декларацию в электронном виде.

С 2009 года в стране работает система электронного декларирования, которая позволяет представлять налоговые декларации в электронном виде с использованием интернет-технологий. На 1 июля 2011 года ее пользователями стали свыше 64 тысяч коммерческих организаций.

Идет доработка программного обеспечения с учетом потребностей плательщиков. Она предполагает расширение спектра услуг, предоставляемых налоговыми органами с использованием электронных средств. Например, плательщики смогут передавать и получать в электронном виде различные документы – заявления, уведомления, справки, решения, акты сверок и др. Это сведет к минимуму посещения инспекций и значительно сократит временные и материальные издержки плательщиков. Пользователям системы будут предоставлены оперативный доступ к нормативно-справочной информации, возможность дистанционного получения консультаций по различным вопросам налогообложения.

Министерство по налогам и сборам будет своевременно информировать налогоплательщиков об изменениях в законодательстве и предоставит информационные услуги [12].

В целях дальнейшего упрощения налоговой системы Законом Республики Беларусь ”О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь“ с 1 января 2011 года предусматривается следующее.

1.Отменить:

- местный налог на услуги, взимаемый по ставке 5% от выручки;

- местный сбор на развитие территорий, уплачиваемый по ставке в пределах 3% из прибыли;

- некоторые платежи экологического налога:

* за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

* за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;

* за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений.

По расчетам Правительства Республики Беларусь, реализация указанных мероприятий позволит снизить налоговую нагрузку в 2011 году на 0,4% к ВВП и оставить в распоряжении плательщиков 721,2 млрд. рублей.

2. Исключить два самостоятельных налоговых платежа за счет включения в состав:

- экологического налога – сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;

- государственной пошлины – сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств по территориям иностранных государств.

3. Сократить количество перечислений налогов в бюджет:

- по налогу на прибыль – перейти на ежеквартальную уплату налога с подачей налоговой декларации один раз в год (сегодня в 70% случаев эти действия осуществляются ежемесячно);

- по НДС – отменить ”авансовые“ платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц или один раз в квартал – по решению плательщика. При этом сроки уплаты НДС (месяц или квартал) будут определяться плательщиком самостоятельно без привязки к размеру выручки, как это происходит сейчас. В результате количество платежей сократится с 72 до 4 – 12 в год;

- по акцизам – отменить ”авансовые“ платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц.

4. Усовершенствовать механизм взимания основных налогов – налога на прибыль и НДС за счет:

*расширения возможности применения льготы по прибыли, направляемой на капитальные вложения. Прибыль будет освобождаться от налогообложения по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда, как это происходит в настоящее время. При этом, чтобы не допустить значительных потерь бюджета в связи с отменой ограничения размера налоговой льготы суммой использованного на капитальные вложения амортизационного фонда, предлагается ограничить возможность применения льготы по налогу на прибыль 50% валовой прибыли;

* предоставления плательщикам права принимать без ограничений к вычету ”входной“ НДС, уплаченный при приобретении инвестиционных товаров, что будет способствовать снижению стоимости инвестиционных проектов и более широкому привлечению инвестиций. Также предлагается предоставить плательщикам право при осуществлении инвестиционных расходов принимать к вычету равными долями в течение календарного года (в размере 1/12 или 1/4) суммы ”входного“ НДС, оставшегося после вычета сумм НДС в пределах сумм налога, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Осуществление указанных мер позволит приблизить налоговую систему Республики Беларусь по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты к налоговым системам развитых стран.

Плательщики при осуществлении обычной деятельности будут уплачивать только 8 основных налогов (налог на прибыль, акцизы, НДС, экологический налог, земельный налог, налог на недвижимость, социальные платежи), вносить в течение года в бюджет 20 налоговых платежей и подавать 11 налоговых деклараций (в настоящее время – 104 налоговых платежа и 30 налоговых деклараций).

С учетом взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты количество налоговых платежей будет составлять 32 в год, а количество деклараций – 15 [11].

Следует отметить, что реформы, проведенные в 2010 и 2011 годах, позволят повысить рейтинг Республики Беларусь в исследовании ”Ведение бизнеса – 2013“ по показателю ”Налогообложение“ до 70 с 183 места.

Важным фактором в развитии налоговой системы государства является и то, что Беларусь является активным участником в сфере международного сотрудничества и региональной интеграции. Так, 6 октября 2007 года сформировался таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. В рамках этого альянса приняты ряд соглашений (например: Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе), а также Единый Таможенный Тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ). Сотрудничество в сфере налогообложения позволяет использовать опыт более развитых стран и тем самым преобразовать налоговую систему Республики Беларусь в сторону улучшения и упрощения.

Подводя итог, можно выделить следующие проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь:

            сложное законодательство;

            нечеткость изложения некоторых норм;

            высокая периодичность уплаты налогов;

            большое количество налогов и сборов;

            относительно высокие налоговые ставки;

            жесткие санкции за нарушения налогового законодательства, даже за мелкие ошибки, нередко вызванные неточностью в законодательных актах;

            высокое налоговое бремя;

            значительное превышение косвенных налогов над прямыми, что является не справедливым, так как косвенные налоги платят потребители;

            частые случаи уклонения т уплаты налогов;

            большое количество документов, необходимых для заполнения при уплате налогов.

Однако не стоит строго судить белорусскую налоговую систему. Она зародилась совсем недавно и сейчас находится на этапе формирования и становления. В настоящее время ведется активная работа по оздоровлению налоговой системы и в качестве основных направлений развития можно выделить следующие тенденции:

                         снижение числа налогов и сборов;

                         упрощение налогового законодательства;

                         систематизация и упорядочение платежей и механизмов из взимания;

                         упрощение документооборота;

                         введение электронной системы расчетов;

                         снижение налоговой нагрузки на экономику;

                         увеличение периода уплаты налогов;

                         меры по избеганию двойного налогообложения и др.

Не стоит забывать, что налоги – очень важный и весьма тонкий рычаг государственного регулирования, поскольку при их реформировании затрагиваются интересы широких слоев общества и предпринимательских структур. Поэтому внесение тех или иных изменение в систему налогообложения требует очень взвешенного подхода и должно сочетаться с комплексом других мер, направленных на оздоровление экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно – технического процесса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности, создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного, региональных и местных бюджетов, обеспечивая  возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.

При рассмотрении налоговой системы Республики Беларусь, мною был сделан вывод, что нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода белорусской экономики к рыночным отношениям. Нестабильность налоговой системы, на мой взгляд, - главная проблема реформы налогообложения. Необходимость реформирования налоговой системы Республики Беларусь очевидна. Но пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.

Таким образом, налоговая система Беларуси за время ее существования изменилась, так как были предприняты реальные шаги, направленные на ее реформирование. Но следует отметить, что по своим основным характеристикам она значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах, и имеет ряд недостатков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.      Адаменкова С.И., Евменчик О.С. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах. Мн.:Элайда, 2005,330с

2.      Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение. М.:Экономистъ, 2004,500с

3.      Базылев Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория. Мн.: ИП "Эко-перспектива", 1997.,366 с

4.      Барсегян, Л. Н. Налоги и налогообложение. – Минск: ТетраСистемс, 2009. – 160 с.

5.      Беларусь в рейтинге Doing Business-2012- [Электронный ресурс] – Новостная система tut.by - Режим доступа- http://news.tut.by/economics/255130.html - дата доступа- 29.11.2011

6.      Бухгалтерский учет и анализ №8,2009. Налоговое законодательство Республики Беларусь : каким ему быть? – Е.М.Попов

7.      Закон Республики Беларусь от 15.10.2010 г. № 174-З «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»

8.      Заяц Н.Е. Теория налогов: Учеб./ Н.Е. Заяц – Мн. БГЭУ 2002 – 220с.

9.      Макконел К.Р., Брю С.Л./ Экономикс: в 2-х т. 1992г.

10. Макроэкономика: Учеб. Пособие/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под редакцией Н.И. Базылева, С.П. Гурко, 2-е изд.

11. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь [Электронный ресурс]- Режим доступа- http://nalog.by/- Дата доступа- 29.11.2011

12. Министерство финансов Республики Беларусь- [Электронный ресурс] – режим доступа - http://www.minfin.gov.by- Дата доступа-28.11.2011

13. Налоги в РБ: Теория и практика в цифрах и комментариях/ В.А. Гюрджан, Н.Э. Масинкевич, В.В. Шевцова и др.; Под ред. В.А. Гюрджан – М.: ПЧУП “Светоч” 2002 – 415с.

14. Налоги и налогообложение : учебник / Н.Е. Заяц [и др.]; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, И.Н. Алешкевич. – 5-е изд., испр. и доп. – Минск : Выш. шк., 2008. – 320 с;

15. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2006. – 496с.

16. Национальная экономика Беларуси : учебник / В.Н. Шимов [и др.] ; под ред. В.Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск : БГЭУ, 2009. – 751 с.

17. О республиканском бюджете на 2011год, Закон Респ. Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-З;

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и ее совершенствование