Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:15, курсовая работа
Целью моей работы является:
-изучение действующей налоговой системы в Российской Федерации и её влияние на развитие экономики.
В связи с данной целью были поставлены следующие задачи :
-рассмотрение основ налоговой системы Российской Федерации, сущность и функции налогов, их классификация;
-второй задачей является непосредственно анализ существующей налоговой системы в РФ;
- третьей задачей является рассмотрение налоговых систем зарубежных стран;
Введение…………………………………………………………………….............3
Глава I. Налоговая система………………………………………………………..5
1.1. Сущность и функции налоговой системы……………………………………5
1.2. Классификация налогов……………………………………………………...11
Глава II. Анализ налоговой системы в России………………………………….14
2.1. Особенности современной налоговой системы…………………………….14
2.2. Показатели эффективности налоговой системы…………………………...16
Глава III. Зарубежный опыт налогообложения. ……………………………..…18
3.1. Налоговые системы западноевропейских стран…………………………....18
3.2. Налоговая система Японии………………………………………………..…25
Заключение………………………………………………………………...............28
Список используемой литературы……………………………………………….31
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Уральский
Финансово-Юридический
институт
Курсовая работа
по
экономической теории
Тема:
Налоговая система России
и ее влияние на развитие
экономики
Исполнитель: студент гр. ФК-1408
Артамонова Т. В.
Руководитель:
доцент Истомина Е. М.
г. Екатеринбург
2009 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Налоговая
система………………………………………………………..
1.1. Сущность и функции налоговой системы……………………………………5
1.2. Классификация
налогов……………………………………………………...
Глава II. Анализ налоговой системы в России………………………………….14
2.1. Особенности
современной налоговой системы…
2.2. Показатели
эффективности налоговой
Глава III. Зарубежный опыт налогообложения. ……………………………..…18
3.1. Налоговые
системы западноевропейских
3.2. Налоговая система Японии………………………………………………..…25
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………….
Введение
Данная тема сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов.
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. Налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов.
Целью моей работы является:
-изучение действующей налоговой системы в Российской Федерации и её влияние на развитие экономики.
В связи с данной целью были поставлены следующие задачи :
-рассмотрение основ налоговой системы Российской Федерации, сущность и функции налогов, их классификация;
-второй задачей является непосредственно анализ существующей налоговой системы в РФ;
- третьей задачей является рассмотрение налоговых систем зарубежных стран;
При работе по данной теме я опиралась
на работы М.В. Романовского, А.Н. Романова,
где раскрывается понятие налоговой системы,
приводятся принципы, в соответствии,
с которыми формируются национальные
налоговые системы, о классификации,
функциях и ролях налоговой системы в
экономической системе общества.
Глава I. Налоговая система
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства безотносительно к конкретно-историческим системам представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Иначе говоря, функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов.
В связи с этим о налоге можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, неотъемлемой ее части. Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определяются природой и задачами государства, развитием товарно-денежных отношений и условиями воспроизводства.
Причины
возникновения налогов, их общественное
назначение впервые исследованы А.
Смитом и Д. Рикарро. Основоположник научной
теории налогообложения А. Смит определял
налог как один из способов, посредством
которого народ частью собственных доходов
участвует в создании государственных
доходов, необходимых для покрытия издержек,
обусловленных задачами государства.
Смит считал, что существуют три источника
богатства: земля, труд и капитал, отсюда
и разные формы обложения в зависимости
от разнообразия источников дохода. Он
признавал, что налог есть необходимость,
обусловленная существованием государства.
Д. Рикарро отстаивал те
же взгляды на налог и его источники. Он
трактовал налоги как ту долю продукта
земли и труда страны, которая поступает
в распоряжение правительства: они всегда
уплачиваются, в конечном счете, из капитала
или из дохода страны.
Теория налогообложения Ж.Б. Сэя во многом повторяет основные положения Смита и Рикарро, раскрывая и дополняя их. Сэй сформулировал положение, ставшее аксиомой, — налог черпается из двух источников: дохода и капитала. Если налогообложение принимает слишком большие размеры, оно влечет за собой печальные последствия. С одной стороны, ограничивает производительные возможности предпринимателей, что сокращает производство, с другой стороны, уменьшает способность каждого человека потреблять.
Принимая позицию Сэя, С. Сисмонди мотивировал умеренность налогообложения тем, что если государство присваивает большую долю части прибыли промышленности, земледелия, торговли, то экономическая жизнь приходит в упадок. Поэтому главное в налогообложении — не причинять препятствия воспроизводству богатства. В то же время для достижения социальной справедливости каждый должен содействовать поддержке общества в соответствии со своим доходом. Согласно теории Сисмонди налог есть цена, уплачиваемая гражданами за полученные от общества блага: обеспечение прав собственности, общественного правопорядка, правосудия и др.
Дж. Милль выступал за облегчение налогообложения средств, идущих на сбережения, которые, как правило, инвестируются, увеличивая первоначальный капитал и будущие доходы правительства.
Таким образом, воззрения на налоги постепенно
выстраивались в логическую систему налогообложения,
определяя не только общественное назначение
налогов как необходимое условие функционирования
государства, но и как обязанность граждан
перед государством, что предопределило
его не только экономическое, но и правовое
содержание. Уже в указанных работах появляются
отдельные аспекты влияния налогов на
экономические процессы.
Классические взгляды на налогообложение
практически без изменений нашли отражение
в разработках российских ученых. Основоположник
финансовой науки России Н.И. Тургенев
также тесно связывал возникновение налогов
с появлением государства, считая, что
налоги вне государства не существуют.
Он сделал вывод, что первоначально потребности
государственные или, лучше сказать, потребности
самих государей были удовлетворены или
из удельных имений, принадлежащих государю,
или посредством единовременного сбора
подданных. Он считал, что форма государственных
доходов меняется во времени, зависит
от образованности.
А. Тривус давал следующее определение налога: налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента. А. Соколов утверждал, что под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента.
В конце XIX — начале XX вв. И.И. Янжул и И.Х.
Озеров занимались исследованием влияния
косвенных налогов на экономическое развитие
общества и их роли в реализации налоговой
политики государства, отмечая необходимость
снижения удельного веса налогов, взимаемых
через цену товаров. К сожалению, аналогичная
ситуация сохраняется и сегодня.
В работах отечественных ученых периода
первой половины XX в. фундаментальные
исследования проблем налогообложения
не находят адекватного отражения в экономической
литературе в силу изменения экономической
ситуации. Однако отдельные вопросы по
налогообложению рассматривались в контексте
истории финансов России в работах: Д.П.
Боголепова, П.П. Гензеля, А.А. Соколова,
А.А. Тривуса и других.
В первой части Налогового кодекса Российской Федерации дано определение налога, согласно которому «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
В силу своего многообразия налоги исследуются с различных позиций и именно этим можно объяснить существование различных дефиниций налога. Исходя из разных теоретических воззрений, налог рассматривается как категория: философская, экономическая, финансовая, правовая, политическая и социальная, что характеризует его многогранность. По нашему мнению, только на основе экономической категории можно определить суть его экономической природы. Налогу присущ «дуализм». С одной стороны, налог является базисным понятием, отражающим реально существующие производственные отношения распределительного характера, с другой стороны, это метод воздействия на количественные и качественные параметры воспроизводства. Налоги, обладая своей внутренней логикой, используются государством для достижения конкретных целей. Главная проблема состоит в том, чтобы использование налогов в качестве инструмента государственной политики не вступало в противоречие с природой налогов.
Объективные и субъективные стороны налога
— это единство противоречий, разрешаемых
созданием адекватных базису налоговых
отношений.
Можно дать следующее определение
налога.
Налог — это экономическая категория,
выражающая совокупность отношений между
государством и членами общества по поводу
безэквивалентного изъятия и присвоения
части доходов государством для осуществления
своих функций.
Теоретическое
определение налогов позволяет выделить
следующие особенности:
■ тесная связь с государством, для которого
налоги являются основным источником
доходов;
■ принудительный характер платежей;
■ безэквивалентное изъятие;
■ денежная форма;
■ законодательное оформление.
Отличительные признаки налога позволяют рассматривать его как конкретное явление на поверхности экономической жизни, не раскрывая сущности налога. Сущность налога — это реально существующие отношения перераспределения национального дохода для выполнения государственных функций.
Каждый
этап исторического развития характеризуется
изменением роли и функций государства,
специфическими экономическими и социальными
условиями, что предопределяет изменение
качественного содержания налогов в процессе
воспроизводства.
Более полно сущность налогов
раскрывается в их функциях. Наиболее
дискуссионным вопросом в теории налогов
является вопрос о названии и количестве
функций.
Из основного назначения налога как инструмента обеспечения государства денежными средствами для выполнения своих задач вытекает главная функция налогов — фискальная. Эта функция основная, характерная для всех государств во все периоды существования. Именно она отражает причины возникновения налогов, с ее помощью реализуется качественная определенность налогов, их общественное назначение как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, и единственная функция, которая не ставится под сомнение в экономической литературе. Практически все экономисты считают, что основной функцией налогов является фискальная.
Информация о работе Налоговая система России и ее влияние на развитие экономики