Налоговая система России и ее влияние на развитие экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является:
-изучение действующей налоговой системы в Российской Федерации и её влияние на развитие экономики.
В связи с данной целью были поставлены следующие задачи :
-рассмотрение основ налоговой системы Российской Федерации, сущность и функции налогов, их классификация;
-второй задачей является непосредственно анализ существующей налоговой системы в РФ;
- третьей задачей является рассмотрение налоговых систем зарубежных стран;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….............3
Глава I. Налоговая система………………………………………………………..5
1.1. Сущность и функции налоговой системы……………………………………5
1.2. Классификация налогов……………………………………………………...11
Глава II. Анализ налоговой системы в России………………………………….14
2.1. Особенности современной налоговой системы…………………………….14
2.2. Показатели эффективности налоговой системы…………………………...16
Глава III. Зарубежный опыт налогообложения. ……………………………..…18
3.1. Налоговые системы западноевропейских стран…………………………....18
3.2. Налоговая система Японии………………………………………………..…25
Заключение………………………………………………………………...............28
Список используемой литературы……………………………………………….31

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа (экономическая теория).docx

— 85.77 Кб (Скачать документ)

     Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако поскольку взимание налога является прерогативой государства, оно получает возможность воздействовать на социально-экономические процессы с помощью механизма налогообложения, что предопределило разнообразие классификаций функций налогов. 
     Фискальная функция, будучи основной для всех экономических систем, в процессе естественного развития закономерно порождает объективную возможность для вмешательства государства в перераспределительные процессы, влияющие на экономические отношения в обществе. Объективный характер существования фискальной функции создает условия и возможности ее реализации в налоговой политике, т.е. воздействие налога на воспроизводственный процесс. В этом качестве ее можно выделить как регулирующую функцию, которую можно встретить в экономической литературе под разными названиями.  
     Регулирующая функция налогов означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают влияние на процессы, протекающие в хозяйственной жизни страны, в том числе уровень и динамику потребления, сбережения, накопления, инвестиции и структурные изменения.

Еще в  период первоначального накопления капитала значение налогов не ограничивалось фискальной функцией. Если вспомнить  классиков политической экономии и  отечественных ученых, то уже в  их работах обосновывается не только фискальное назначение налогов, но и  регулирующее воздействие налогов  на процессы накопления капитала и  становления нового технологического уклада. В то же время регулирование  производства, направленное на ускорение  темпов экономического роста, повышает его доходность, расширяет базу фискальной функции. Из этого объективно и логично  следует взаимосвязь и внутреннее единство функций, которое не исключает  и противоречие между ними. Каждая функция отражает определенную сторону  налоговых отношений. Фискальная отражает отношения налогоплательщика к  государству, а регулирующая — государства  к налогоплательщику. Результативность налоговых функций определяется ролью налогов, которая может  быть как негативной, так и позитивной. Позитивной роль налогов будет тогда, когда потенциал налога как экономической  категории реализован на практике и  достигается относительное равенство между налоговыми функциями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Классификация налогов

     Государство использует налоги для создания необходимого ему денежного фонда (государственного бюджета) и решения различных социально-экономических задач. Постоянная и, как правило, растущая потребность государства в денежных средствах и стремление воздействовать с помощью налогов на социально- экономические процессы ведут к применению разнообразных видов этих платежей, влияют на их количество. История развития государств мира подтверждает это. Немалое число налогов установлено и  современным законодательством Российской федерации. Следует заметить, что в этот перечень включены не только налоги в собственном смысле слова, но и другие платежи, подлежащие в обязательном порядке внесению в бюджет какого-либо уровня или государственные внебюджетные фонды. При этом все они объединены в общем понятии ''налоговая система''.

     Под налоговой системой понимается  совокупность налогов, пошлин  и сборов, взимаемых на территории  государства в соответствии с  Налоговым  кодексом, а также  совокупность норм и правил, определяющих  правомочия и систему ответственности  сторон, участвующих в налоговых  правоотношениях.

Объединение налоговых платежей в систему  предполагает возможность их

классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. Оснований для классификации  может быть несколько. Каждая из них  имеет свое значение и практическое применение.

     В зависимости от категории субъектов (плательщиков)  можно выделить

налоги  с юридических лиц и налоги с физических лиц. К той и другой группе

относятся налоги разного территориального уровня. В первую группу входят налоги на добавленную  стоимость, на прибыль, акцизы и другие. Во вторую – подоходный налог, налог  на имущество, переходящее в порядке  наследования и дарения и другие. Выявление круга платежей по субъектам  имеет существенное практическое значение для характеристики правового статуса  соответствующего юридического или  физического лица, определения перспектив их деятельности, организации контроля за уплатой налогов.

     Вместе с тем для настоящего  времени характерно появление  в Российской Федерации группы  налогов,  общих как для юридических,  так и для физических лиц.  Это: земельный налог, налоги, зачисляемые в дорожные фонды,  налог с владельцев транспортных  средств, налог на реализацию  горюче-смазочных материалов и  другие. Они совпадают по своему  основному содержанию, регулируются  общими для разных субъектов  нормативными актами.

     В зависимости от характера использования  налоги могут быть общего

значения  и целевыми.

     Налоги общего значения, а они  в большей части таковыми и  являются,

зачисляются в бюджет соответствующего уровня как  общий денежный фонд

соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Такие налоги обеспечивают возможность маневра для органов  власти при распределении бюджетных  средств.

     Целевое предназначение налогов  выступает как мера вынужденного  характера, обусловленная экономическими  или другими причинами (например, зачисление специальных налогов  в дорожные фонды связано с  необходимостью развития автомобильных  дорог). Целевые налоги зачисляются  во внебюджетные и бюджетные  целевые фонды или выделяются  в бюджете отдельной строкой  для целевого использования (как,

например, земельный налог).

     В зависимости от формы возложения налогового бремени (формы взимания) налоги могут быть прямыми и косвенными.

     Прямые налоги, в отличие от  косвенных, непосредственно не  обращены к

налогоплательщику, – а к доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический  и фактический плательщик в этом случае совпадают в одном лице.

Во многих развитых странах в структуре  налоговых доходов превалируют  прямые налоги: США - 91,1 %, Япония - 71,2 %, однако в Германии этот показатель составлял 44,1 %. В России на долю прямых налогов приходится примерно 45 %.

    

     Косвенное же налогообложение  отличается от этой формы своей  замаскированностью. Налог в этом  случае устанавливается в виде  надбавки к

цене  реализуемых товаров. В результате этого он непосредственно с доходом  или имуществом фактического плательщика  не связан. Закон возлагает юридическую  обязанность внесения суммы налога в казну на предприятие, производящее или реализующее товары,  оказывающее  услуги за счет выручки. Фактически же, бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает  эти товары (услуги) по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Он и  является в конечном итоге плательщиком налога. Такими косвенными налогами являются, например, акцизы, налог на добавленную  стоимость.

     Экономисты и политики высказывали  мнение о косвенных налогах  как о

несправедливых, так как чем беднее человек, тем  большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов. Однако в самых различных странах  мира косвенные налоги получили широкое  применение.

     Налоги  можно классифицировать  и по объектам налогообложения: на платежи с доходов (выручки, прибыли), имущества, с определенных видов деятельности, за использование природных ресурсов. Такие налоги  распространяются как на юридические лица, так и на физических лиц 
 
 

ГлаваII. Анализ налоговой системы России

2.1. Особенности современной  налоговой системы.

 

     Переход к рыночным отношениям потребовал усиления значения налогов как одного из главных инструментов государственного регулирования экономики при замене метода прямых директивных воздействий на нее, а также  регулирующей функции в области социальной политики, культуры, науки, других сферах жизни общества.

     Все это выразилось в существенном изменении правовых норм, регулирующих налогообложение  физических и юридических лиц, в круге субъектов налоговых правоотношений, в статусе налогоплательщиков, в их ответственности за налоговые правонарушения, а также в структуре налогового права, действующего в Российской Федерации в современных условиях.

     Отметим наиболее значительные из этих изменений.

     Прежде всего, была реформирована сама система налогов. Из прежней системы в нее было включено значительно большее число платежей. Но в настоящее время в налоговой системе явно преобладает фискальная направленность, хотя это и не привело к достаточности средств в государственной казне, а регулирующая  и стимулирующая функции налогов проявляются все еще недостаточно.

      При формировании российской налоговой системы был широко использован опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.          

     Разнообразились и выросли численно налоги с населения, увеличились их поступления в государственную казну. Появились новые налоги, взимаемые с граждан, - налоги с различных видов имущества: налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налоги, исчисляемые в дорожные фонды и другие. Расширена сфера применения сохранившегося подоходного налога с физических лиц, она охватила разнообразные стороны деятельности граждан, в том числе развивающуюся предпринимательскую деятельность.

     Унифицирована система налогов, установленных для предприятий. Она теперь не зависит от формы собственности, на которой основано предприятие. В связи с появлением в финансовой системе России новых звеньев в виде

государственных и муниципальных целевых фондов (внебюджетных и бюджетных) установлены налоговые платежи специально для зачисления в эти фонды – дорожные, экологические и другие.

     Установлен ряд налогов в качестве общих для физических и юридических лиц (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и другие).

Новое законодательство разграничило налоги по трем уровням, выделив налоги федеральные, субъектов Федерации и местные. Они находятся в распоряжении органов власти соответствующего уровня и по принадлежности обеспечивают формирование самостоятельной финансовой базы бюджетов.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Показатели эффективности  налоговой системы 

     Налоги составляют основную долю  доходной части государственного  бюджета стран с рыночной экономикой. Первым общим показателем, характеризующим их роль в экономике той или иной страны, служит доля всех налоговых поступлений в валовом национальном продукте (ВНП). В России в начале 90-х гг. она составляла 40-45%, сейчас составляет около 30-35%. Следовательно, после реформирования налоговой системы Россия по доле налогов в ВНП оказалась в ряду стран с развитой рыночной экономикой, имеющих умеренный уровень налогообложения. Сокращение этой доли в основном вызвано двумя причинами - уменьшением относительного объема налогов из-за заметного снижения в 1993 году ставки налога на добавленную стоимость и большими масштабами укрытия доходов от налогов.

     Второй обобщающий показатель  налоговой системы характеризует  распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. В современной России налоговые поступления делятся примерно поровну между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации (с тенденцией к увеличению доли последних) при явном преобладании косвенных налогов на федеральном и прямых налогов на уровне субъектов Федерации. На практике такое распределение стало объектом острой борьбы, проявляющейся в частности, в стремлении ограничить власть центра при определении долей участия в налоговых поступлениях, вырвать льготы для одних субъектов Федерации за счет других, в неудовлетворительном покрытии социальных и иных нужд многих субъектов Федерации при распределении центром налоговых поступлений. Вместе взятые, эти противоречия заметно дестабилизируют весь бюджетный процесс.

Информация о работе Налоговая система России и ее влияние на развитие экономики