Налоговая система: сущность, структура, принципы и формы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 12:42, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели мною поставлены следующие задачи:

дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
рассмотреть структуру налоговой системы

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

1.Сущность и виды налогов...............................................................................3

1.1Экономическая сущность налогов……………………………………… 3

1.2 Виды налогов………………………………………………………………7

2.Налогообложение……………………………………………………………10

2.1 Принципы налогообложения…………………………………………….10

2.2 Функции налогообложения………………………………………………13

3.Налоговая система РФ………………………………………………………16

3.1 Недостатки налоговой системы РФ ……………………………………..16

3.2 Пути оптимизации налоговой системы РФ…………………………….. 19

3.3 Планы оптимизации налоговой системы РФ……………………………21

Заключение……………………………………………………………………. 23

Список литературы…………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 48.37 Кб (Скачать документ)

Система подоходного  обложения распространятся также  на страховые организации, получающие доходы от страховых видов деятельности.

Наличие разных форм собственности, экономическое  соперничество вызывает необходимость  взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным  образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество  предприятий - неотъемлемая часть налоговой  системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории государства. При его взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции; вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождается от излишнего, неиспользуемого имущества.

Важное место  в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы: земельный  налог, плата за воду, лесной доход  и другие. Одни из них вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, ориентируя субъектов хозяйствования на более  эффективное использование соответствующих  видов ресурсов. Необходимость в  подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов. Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже.

Одним из самых  ценных природных богатств является земля. Однако эффективность её использования  до 1991 года не бала объектом пристального внимания, так как земля была бесплатной для основных её потребителей - субъектов  хозяйственной деятельности. Утрата хозяйственных угодий, разбазаривание земельных массивов при строительстве  дорог и сооружении промышленных объектов, нерациональные жилищные и  административные застройки в городах - все это было логическим следствием бесплатности земли. Начиная с 1992 года за владение, распоряжение и пользование  землей в городской и сельской местности уплачивается земельный  налог ( за аренду земли - арендная плата).

В составе налогов  взимаемых за природные ресурсы, важную роль играет плата за воду. Её вносят промышленные предприятия, использующие

воду для производственных целей. Исчисляется эта плата  по ставкам, устанавливаемым за один кубический метр забираемой воды, и  относится на себестоимость продукции. При определении ставок учитываются  затраты государства на воспроизводство  водных ресурсов. Если потребление  воды превышает технически установленные  нормативы, ставка платы за воду повышается. В интересах охраны водной среды  государство использует также штрафы за сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод.

Переход на рыночные условия хозяйствования, более полная реализация принципа самоокупаемости  произведенных затрат выдвигают  задачу \ введения платы за воду, потребляемую сельскохозяйственными предприятиями. Бесплатная подача воды является основной причиной серьезных недостатков  в использовании водных ресурсов. Для организации более разумного  водопотребления целесообразно  ввести плату за воду, отпускаемую  сельхозпредприятиям из водохозяйственных  систем.

Лесной доход  имеет цель частично покрыть расходы  государства на воспроизводство  древесины и стимулировать рациональное использование лесных массивов. Основное место в составе лесного дохода занимает попенная плата, взимаемая  с лесозаготовителей за вырубаемую ими древесину. Размер попенной платы  дифференцируется в зависимости  от территориального нахождения лесосеки, вида и качества древесины, расстояния её вывоза до подъездных путей.

В механизме  взимания платежей за природные ресурсы  предусмотрены соответствующие  санкции за нарушение производственной дисциплины; например, взимаются штрафы за сброс сточных неочищенных  вод, за нарушение правил лесопользования  и так далее.

Основное место  в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог. Переход  к рыночной экономике создает  предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в  увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.

Подоходное обложение  физических лиц дополняется взиманием  налога на имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только, фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающим себя собственником. Налог  на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства де- нежные средства граждан. Налогом с наследства облагается имущество, переходящее  к гражданам в порядке наследования или дарения. Налог уплачивается в случае, когда граждане принимают  в порядке наследования и дарения  жилые дома, квартиры, дачи, садовые  дома, автомобили, мотоциклы, предметы антиквариата, ювелирные изделия  и так далее. Налог с имущества  переходящего в порядке наследования, исчисляется от стоимости наследственного  имущества на день открытия наследства, даже если бы стоимость этого имущества  в момент выдачи свидетельства превышало  его оценку на день открытия наследства. Налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется  цены в документе, указанной сторонами, участвующими в сделке, но не ниже страховой  оценки; при отсутствии указанной  оценки - со стоимости имущества, определенной по свободной цене.

Наряду с прямыми  налогами используются и косвенные. Наибольшим из них является налог  на добавленную стоимость. Налог  на добавленную стоимость - это форма  изъятия в бюджет части добавленной  стоимости создаваемой на всех стадиях  производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции, работ  и ус луг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Одновременно с налогом  на добавленную стоимость в системе  косвенного налогообложения используются также различные акцизы. Акцизы - это косвенные налоги, которые  устанавливаются государством в  процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями - изготовителями.

                                                Налогообложение 

                                2.1 Принципы налогообложения 
 

     Налогообложение относится к числу давно известных  способов регулирования доходов  и источников пополнения государственных  средств. Еще А.Смит сформулировал  четыре основных требования к  налоговой  системе, которые верны и сегодня:

1. Подданные  государства должны, по возможности,  соответственно своим способностям  и силам участвовать в содержании  правительства, т.е. соответственно  доходу, каким они пользуются  под покровительством государства.

2. Налог,  который обязывается уплачивать  каждое отдельное лицо, должен  быть точно определен, а не  произволен. Срок уплаты, способ  платежа, сумма платежа, -все это  должно быть ясно и определено  для плательщика и всякого  другого лица.

3. Каждый  налог должен взиматься в то  время и тем способом, когда  и как плательщику должно быть  удобнее всего платить его.

4. Каждый  налог должен быть так задуман  и разработан, чтобы он брал  и удерживал из кармана народа  возможно сверх того, что он  приносит казначейству государства.

     Как видно,  А.Смит исходил из следующих  принципов налогообложения:

равномерность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

простота и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.

     Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые  включают:

   1) объект налога - это имущество,  доход, товар, наследство, подлежащие  обложению;

   2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое  лицо;

   3) источник  налога - т.е. доход  из которого выплачивается налог  (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);

   4) ставка налога - величина налога  с единицы объекта налога;

   5) налоговая льгота - полное или  частичное освобождение плательщика  от налога.

   В практике большинства государств  получили распространение три  способа взимания налогов:

   1) "кадастровый" -  (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих грyпп и их признаки заносится в специальные справочники.  Для каждой грyппы yстановлена индивидyальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

   Примером такого  налога  может   слyжить  налог на владельцев  транспортных средств.  Он взимается  по yстановленной ставке  от мощности  транспортного средства, не зависимо  от того, использyется это транспортное  средство или простаивает. Таким  образом, этот способ устанавливает  доходность объекта неточно.

   2) на основе декларации

   Декларация - докyмент,  в котором  плательщик налога приводит расчет  годового дохода и налога с  него. Характерной чертой такого  метода является то,  что  выплата налога производится после получения дохода.

   Примером может служить налог  на прибыль.

   3) y источника

   Этот налог вносится лицом  выплачивающим доход, поэтому  оплата налога производится до  получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает  его уменьшенным на сумму налога.

   Например, подоходный налог с  физических лиц.  Этот налог  выплачивается предприятием или  организацией,  на которой   работает физическое лицо. Т.е.  до выплаты, например, заработной  платы из нее вычитается сyмма  налога и перечисляется в бюджет. Остальная сyмма выплачивается  работникy. Этот способ наиболее  распространен в России2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              
 

                                 2.2  Функции налогообложения 

     Существует  шесть основных функций системы  налогообложения. Это фискальная функция, распределительная функция, контрольная  функция, стимулирующая функция, регулирующая (макроэкономическая) функция,  социальная функция.

     Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимые потребности. Регулирующая функция формирует противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создает специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

      Таким образом, обе налоговые функции  позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой  ее способности  воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

      Фискальная  функция состоит в обеспечении  доходов государственной бюджетной  системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

      Макроэкономическая  (регулирующая) функция – это роль налогов и налоговой политики  в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления   падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

      Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических  и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

      Социальная функция налогов носит в себе немалое количество аспектов налогообложения. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. Например, в условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ.  Многие  социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д.).

Информация о работе Налоговая система: сущность, структура, принципы и формы налогообложения